С каждым годом в московском образовании появляется все больше молодых преподавателей. Благодаря свежему взгляду на привычные школьные предметы поколение юных учителей заставляет играть науки новыми красками. Как сделать учебу интересной? Зачем молодежь возвращается в школы и как студенты дополняют работу опытных преподавателей? Ответами на эти и другие вопросы делятся сотрудники Ассоциации победителей олимпиад, которая уже более семи лет организует в школах кружки от олимпиадников прошлых лет.
«Мы проводим такие занятия, о которых сами мечтали в школе» – таким принципом руководствуются преподаватели Ассоциации победителей олимпиад. Это команда молодых специалистов, студентов и выпускников ведущих вузов Москвы, которая занимается дополнительным образованием школьников, развитием их талантов и олимпиадной подготовкой.
Организация появилась в 2015 году как инициатива студентов, которые завершили свой олимпиадный путь, но хотели помогать школьникам и поддерживать олимпиадное движение. Тогда удалось открыть кружки в нескольких московских школах, где студенты-преподаватели рассказывали об олимпиадах и помогали к ним готовиться, передавая собственный опыт. Это было только начало, теперь АПО проводит курсы в офлайн- и онлайн-форматах, сотрудничает с 350 школами, проводит образовательные мероприятия, собственные соревнования и даже помогает школьным учителям приобретать компетенции для работы с олимпиадниками.
По мнению руководителя учебно-методического отдела АПО Татьяны Берсеневой, задача ассоциации – объединить два субъекта образовательного процесса: мотивированных школьников и вчерашних талантливых олимпиадников, которые уже в студенчестве хотят начать педагогическую деятельность.
Один из самых удобных форматов для этого – выездные школы АПО, которые проводятся на загородных базах Департамента образования и науки города Москвы. Отличительная черта таких выездов состоит в удобстве проведения практических и нестандартных занятий: юные биологи выходят в лес и прямо под ногами находят объекты для изучения флоры и фауны, физики и химики проводят эксперименты.
– Именно такие занятия дарят ребятам больше положительных эмоций и ярче запоминаются, – говорит Татьяна. – Одним из самых важных наших проектов стала Школа АПО, где ребята в течение всего учебного года дистанционно занимаются профильными предметами. Наши преподаватели сопровождают их на всех этапах. Это максимально удобный формат для самостоятельной подготовки к олимпиадам: к записанным видеолекциям можно вернуться в любое удобное время, онлайн-семинары проходят вечером, после основной учебы в школе, а диагностические работы и домашние задания позволяют отслеживать прогресс.
Может ли каждый студент стать преподавателем? На этот вопрос отвечает руководитель службы внутренних коммуникаций АПО Анастасия Волкова:
– Ежегодно у нас проводится централизованный набор преподавателей по результатам трехэтапного отбора. Особое внимание уделяется резюме кандидатов. Самое важное – олимпиадные достижения и преподавательский опыт. Все наши сотрудники выигрывали дипломы регионального или заключительного этапов ВОШ. Второй этап отбора подразумевает профильное тестирование, которое определяет уровень знаний и необходимых компетенций. Третий – собеседование с заведующим кафедрой и представителями администрации.
Недавние олимпиадники обладают самыми актуальными для этих соревнований предметными знаниями и горят желанием ими делиться, но многим из них нужна помощь, чтобы делать это как настоящий учитель. Поэтому опытные преподаватели и методисты АПО разработали специальный обучающий курс для новых сотрудников. Помогает и банк методических материалов, созданный совместно с тренерами ЦПМ и опробованный в предыдущие годы.
Интересна тенденция: олимпиадники, начинавшие преподавать из чистого энтузиазма, продолжают развиваться в педагогике уже осознанно и профессионально. Своим примером это доказывает заведующий кафедрой русского языка АПО Роман Илюшин:
– Решение стать преподавателем было спонтанным. Цели работать с олимпиадниками не было, но было желание помочь родной сборной Москвы, ведь она и стала основным фактором моего успеха и поступления в МГУ.
Сейчас Роман учится в магистратуре ВШЭ по направлению «Доказательное развитие образования». Эта программа исследует все виды образования – от дошкольного до высшего, от российского до зарубежного – и на основе аналитики предлагает варианты их модернизации. Таким образом, Роман смотрит на образовательный процесс как извне, с теоретической точки зрения, так и изнутри, практически применяя полученные знания и оттачивая навыки работы с группами школьников.
По мнению Романа, особую роль в его работе играет олимпиадное прошлое:
– Понимание методики можно только взять из олимпиадного опыта, со стороны невозможно понять, как устроена олимпиада, и тем более объяснить ребятам, как решать задания.
В качестве заведующего кафедрой русского языка АПО Роман Илюшин преимущественно занимается разработкой курсов по лингвистике и языкознанию, однако больше всего его привлекают организация и проведение мероприятий.
– Мой любимый проект – летняя образовательная площадка по Древней Руси, – признается Роман. – По основному образованию я историк языка, и мне нравится эта эпоха. С методической точки зрения это уникальное мероприятие. В доходчивой форме – интеллектуальные турниры и спортивные игры, экскурсии и имитация раскопок – дети могут получить комплексные знания по истории.
Активно совмещать методическую работу с креативом нравится и заведующему кафедрой химии АПО, студенту химического факультета МГУ Никите Крысанову. Помимо проведения уроков он организовывал химические квесты, подготовил к изданию книгу «Прикладная математика для химиков» и стал автором задачи для заключительного этапа ВОШ по химии.
– Преподавание заряжает меня и приносит истинное удовольствие. Оно дает мне возможность актуализировать и расширять познания в области олимпиадной химии, – поделился Никита.
На каждом занятии он старается создать творческую обстановку: сочиняет увлекательные задачи, больше напоминающие сказки, а их решение подкрепляет красочными экспериментами, которые запоминаются ученикам надолго. Благодаря такому подходу его ученики приобретают мультипредметные знания и живой интерес к науке.
– Ничто так не мотивирует, как благодарность и огонь в глазах учеников, которые открывают для себя новое и добиваются поставленных целей, – уверен Никита. В дальнейшем он планирует продолжить взаимодействие с московской системой развития талантов школьников, так как там, по его словам, создана уникальная атмосфера, которая заряжает каждого, кто в нее попадает.
Такой же методики преподавания придерживается заведующий кафедрой информатики АПО Кирилл Сизов. Он считает, что именно благодаря личному опыту понимает, как мыслят олимпиадники, с какими сложностями они сталкиваются на интеллектуальных соревнованиях.
– Преподавание напоминает мне олимпиадные годы, с которыми связано множество приятных воспоминаний. Мне нравится чувствовать себя наставником талантливых детей. Приятно ощущать пользу и наблюдать за прогрессом учеников, – поделился Кирилл.
Однако преподавание математики и информатики не единственная сфера, которая его привлекает: за плечами у него две стажировки в «Яндексе» в качестве разработчика, а также работа в роли системного аналитика и дата-сайентиста в консалтинговой компании. Благодаря этому опыту Кириллу удалось выйти в финал «АПОскара» – ежегодного конкурса, на котором сотрудники АПО соревнуются в педагогических навыках и методических находках.
– Этот опыт помог мне избавиться от страха публичных выступлений, но призового результата я так и не достиг, так что мне есть еще над чем работать, – считает Кирилл.
Приходя работать в школу, вчерашние олимпиадники приносят с собой творческий подход, понимание внутреннего мира олимпиад, а главное – увлеченность любимой наукой, которой способны вдохновить учеников. Они говорят со школьниками на одном языке, знают их переживания и трудности. Но, приходя преподавать, многому важному они учатся и сами, постепенно становясь настоящими наставниками.
Анна СОКОЛОВА
Комментарии