Мы уверены, что хорошая школа невозможна без активной позиции школьной библиотеки. Поэтому у нас, в школе №6 города Сосновый Бор Ленинградской области, было в свое время принято решение о расширении функций школьной библиотеки до создания на ее базе информационно-воспитательного центра развития и досуга «Остров сокровищ». Воспитание через книгу, чтение положено в основу программы центра.
Нина СИДНЕВА, зав. библиотекой школы №6, Сосновый Бор, Ленинградская область
Личность – это человек, который не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, важно создать определенные условия для читателя, которые помогли бы обрести уверенность в себе, позволили бы раскрыться, способствовали бы формированию его мировоззрения. С этой целью был проведен цикл читательских конференций «Славлю тебя, русский язык», «Открой свое сердце книге!», «Заповедано нам и потомкам», «Жить не по лжи». В читательских конференциях принимали участие дети 7-11-х классов. Здесь и межвозрастное взаимодействие, общение всех параллелей, непременные компьютерные презентации.
Сделать все для свободного чтения, при этом слегка и незаметно направлять это чтение – задача библиотеки. Один из способов ее решения – обзоры и беседы. Последнее время мы часто используем метод «чтения с расстановками». Так читали книгу Натальи Абрамцевой «Сказки для добрых сердец» в 4-х, 5-х, 6-х классах. Да. Это не урок литературы, мы не разбираем произведение и его героев по косточкам. Мы просто беседуем, и в нашем диалоге с детьми любое суждение имеет право быть высказанным, в библиотеке дети не боятся ошибиться, происходит сотворчество учеников.
На «Острове сокровищ» сложились свои традиции. Конечно, они тесно вплетены в традиции школы. Ежегодно мы проводим среди первоклассников ритуал посвящения в читатели. Это красивое, зрелищное мероприятие, которое надолго запоминается. «Болдинская осень», «Друзья, прекрасен наш союз», «Свет непогашенной звезды» – все это темы пушкинских праздников, прочно вошедшие в жизнь как элемент школьной культуры.
Мы не проводим и не планируем одноразовых мероприятий. Любой праздник, утренник или конференция – итог большой системной работы. На библиотечных уроках, которые мы проводим с использованием практических заданий, мы учим детей пользоваться книгой, справочным аппаратом, прививаем любовь к печатному слову.
Лев Толстой отмечал: «Есть в школе что-то неопределенное, почти неподдающееся руководству учителя – это дух школы». Дух и мир школы создаются педагогическим коллективом. Мир школы – это система взаимосвязей, вся образовательная среда. Наша библиотека, наш «Остров сокровищ» – неотъемлемая и очень важная часть этой среды. Всеми доступными средствами библиотека достигает взаимодействия и согласия с учениками и педагогами в воспитании общей культуры и создании эмоционально благоприятного климата, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Комментарии