Эксперимент… Сколько разноречивых мнений, сколько дебатов связано с любым из них! Но без экспериментальной, исследовательской деятельности немыслимо любое творчество.
Приглашение управления образования участвовать в “широкомасштабном” эксперименте мы, педагоги города Оби, приняли сознательно и не случайно. На протяжении многих лет школы нашего городка работали над проблемами дифференциации и индивидуализации обучения, перехода на личностно-ориентированные подходы к образованию и повышения качества работы школы и учителя. Есть и результаты, которыми гордимся. За последние пять лет 27 золотых и 110 серебряных медалистов поступили и успешно продолжают обучение в престижных вузах Новосибирска и других городов. Мы подошли к пониманию того, что качество образования – это не только сумма четверок и пятерок, а развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей личности каждого ребенка. Ибо, по определению В.И. Даля, “личность – лицо самостоятельное, отдельное существо”. А вот сохранить эту самостоятельность в условиях информационного взрыва, разнообразия педагогических концепций и технологий становилось год от года все труднее и труднее.
Вот почему цели и задачи эксперимента были для нас понятны и близки.
Привлекла нас и идея разработки новых, более объективных подходов к оценке учебных достижений ученика, а значит, и учителя. Согласитесь, сегодня трехбалльная система мало что говорит об успехах ребенка или причинах его неудач, да и учителю в ней “тесно”.
Но для того чтобы по-новому учить, педагогу требуется по-новому мыслить, по-новому строить технологию урока, используя иные формы, средства и методы.
Изменить эти давно не работающие стереотипы нам помогают преподаватели нашего НИПКиПРО. Помощь специалистов в анализе вовремя поступивших в этом году учебников, программ, стандартов и других методических материалов делает нашу работу более осмысленной и творческой.
В ходе эксперимента нарабатывается опыт. Коллективные формы учебной деятельности, исследовательские методики, проектная работа становятся основными средствами работы в профильных (физико-математическом, психолого-педагогическом, экономическом, технологическом) классах школ. И как доказательство правильного пути – итоги анкетирования по самоопределению в прошлом учебном году. Так, если раньше 64% учеников в качестве основных форм урока называли традиционные (рассказ – закрепление – опрос), то в ноябре 2002-2003 учебного года уже 80% “проголосовали” за уроки-исследования, уроки-“погружения”, уроки – “деловые игры”, уроки с выходом на проект.
Не так давно своими размышлениями о проблемах и находках мы поделились с коллегами в ходе работы окружного семинара, который проводился Министерством образования РФ в Новосибирске в ноябре 2002 года. И мы, как и ожидали, получили 92% положительных и даже восторженных отзывов в организованной тут же карте обратной связи! Радовались мы не только тому, что нас похвалили (учителя хвалят редко), но и тому, что у нас есть единомышленники и в Москве, и в Норильске, и в Томске, и в Красноярске, и в Ханты-Мансийске.
Стремление к творчеству поддерживается администрацией города. Педагоги Оби, работающие в экспериментальных классах, получают с 1 сентября 2001 года 25-процентную надбавку из местного бюджета.
А на Новый год у нас произошло еще одно радостное событие. Глава администрации Новосибирской области своим распоряжением выделяет до 2008 года 500 тысяч рублей. Из них 200 тысяч – на повышение квалификации работников образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, и 300 тысяч – на приобретение учебного оборудования.
Когда помогает власть, и работать хочется.
Ирина МАНЕЕВА,
заслуженный учитель РФ
Обь, Новосибирская область
Комментарии