Время требует от нас инициативности, быстрых и смелых решений. Вместе с тем жизненный опыт учит осторожности и осмотрительности. Сплошной поток «кризисов» и «революций» – экологических, информационных, компьютерных. Какой должна быть личность, чтобы жить и успешно действовать в таких условиях?
Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования и его недостаточной эффективностью, а также между формальным обучением, в ходе которого человек получает некую сумму знаний, и формированием культурной, творческой, социально ответственной личности. Между тем сегодня уже никто не сомневается: нынешним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому давно поставлен вопрос об изменении содержания и стиля социализации детей и молодежи.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Долгое время социологи, социальные психологи определяли социализацию как «вхождение индивида в социальную среду», «приобщение его к системе социальных связей», «совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества». Но в реальном процессе социализации индивиды не просто усваивают предлагаемые им социальные правила, адаптируясь, таким образом, к среде, но и постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя, окружающий мир. Таким образом, сущность социализации можно определить следующим образом: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». Человек не только усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется через конкретные группы, институты социализации, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Одним из первых и важнейших институтов социализации личности является школа. Она обеспечивает ученику систематическое образование, что уже есть элемент социализации, создает специфическую среду общения со сверстниками, которая выступает отдельным институтом социализации. Но кроме этого, школа дает человеку первичные представления как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь, то есть готовит к жизни в обществе в широком смысле. Школа остается главным институтом социализации в период юности. Данный период связан с постоянным выбором (системы ценностей, профессии, партнера по браку и т.п.), интенсивным принятием жизненно важных решений. Принципиальное значение имеет, насколько школа обучает принятию таких решений.
Одним из условий социализации личности школьника, которые может создать школа, является преподавание социологии в старших классах. Целью такого курса является развитие социологического мышления учащихся – способности социологического видения действительности, что означает способность понимать социальные проблемы и решать их, практически применяя полученные знания и умения.
В ходе преподавания курса социологии необходимо решать следующие задачи:
1) знакомить с основами социологического знания, научить анализировать общественные явления;
2) развивать следующие умения и навыки:
– умение выбирать – точно оценивать ситуацию, восстанавливать все контексты происходящего;
– умение коммуницировать – владеть различными типами коммуникации;
– умение проектировать – представлять происходящее как деятельность, встраиваться в эту деятельность, преобразовывать ее в соответствии со своими планами, управлять ситуацией.
Если курс строится с опорой на субъектный опыт учащихся, то есть личный опыт их жизнедеятельности, приобретенный в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия мира людей и вещей, то его усвоение происходит более эффективно, поскольку такой опыт является важным источником внутреннего развития личности, а через его обогащение, преобразование в ходе приобретения знаний на уроках как раз и осуществляется социализация личности.
Еще И. Кант указывал, что «без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Развитие социологического мышления невозможно без практического применения полученных теоретических знаний. Поэтому структура курса предусматривает чередование теоретических и практических занятий. Таким образом, учащиеся имеют возможность с помощью полученных теоретических знаний проанализировать отдельные явления окружающей их социальной среды, осуществить рефлексию собственного поведения в ней. В результате создаются условия для осознанного восприятия личностью социального опыта, а значит, и для самостоятельного принятия решений.
Так, при изучении теории социальной стратификации большое внимание уделяется понятию социального статуса, а на практическом занятии учащиеся имеют возможность выявить собственный статус и связи внутри класса с помощью метода социометрии. В процессе проведения социометрических исследований проявляются скрытые противоречия в эмоциональной стороне взаимоотношений одноклассников. Работа по преодолению противоречий, в свою очередь, ведется на занятиях коммуникативного тренинга. Данный тренинг включает игры на установление благоприятного психологического климата в классах, снятие барьеров в общении, повышение самооценки отдельных ребят, то есть выполняет психокоррекционные функции в системном процессе социализации.
С таким методом эмпирической социологии, как включенное наблюдение, старшеклассники знакомятся при изучении тем «Социальные роли», «Формы и разновидности культуры». Ребятам предлагается проанализировать ролевые конфликты, участниками или свидетелями которых они были, а также провести наблюдение за элементами молодежной субкультуры в одной из групп, членами которой они являются. Это задание позволяет ребятам задуматься о целях деятельности группы, ее ценностях, осознать ее структуру, внутренние взаимоотношения, связи между членами, собственное место в ней. А некоторым из подростков такие наблюдения позволяют изменить собственное отношение к данной группе.
Значительное место в курсе занимает тема «Социологическое исследование». Выбор темы исследования, разработка его программы, инструментария и анализ результатов осуществляется совместно с учащимися. Следует отметить, что если первые темы ребята выбирали сами, то последующие исследования на темы: «Причины прогулов занятий школьниками старших классов», «Урок глазами учителя и ученика», «Качество знаний в школе» проводились уже по заказу администрации школы. Таким образом создаются условия для освоения нового вида познавательной деятельности, где ребята могут проявить себя в новой роли – исследователя реальных социальных фактов, ощутить социальную значимость своей деятельности, что является одной из главных возрастных потребностей старших школьников.
Эффективной формой работы, способствующей развитию образного социологического мышления, является «социологический этюд» – микроисследование какого-либо социального явления на основании собственных наблюдений («Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей», «Социальный портрет младшего школьника», «Проблемы социализации в средствах массовой информации», «Социальные символы современной молодежи» и т.п.). Примерные темы этюдов задаются учителем, но ребята могут их уточнять, конкретизировать. Обязательное требование – использование методов эмпирической социологии, постановка целей, задач, описание объекта исследования. Этюды дают школьникам возможность анализировать повседневные явления, применять социологические методы для осмысления социальной реальности, развивают навыки исследовательской деятельности.
Социологические исследования способствуют расширению диапазона деятельности, коммуникативные тренинги учат ориентироваться на партнера, более точно его воспринимать, теоретические знания помогают преодолеть житейский уровень восприятия социальной действительности и развивают способность к рефлексии. В результате происходит расширение и умножение социальных связей индивида с внешним миром, что и является главным условием социализации личности.
Елена УШАКОВА, учитель истории, Новосибирск
Комментарии