search
main
0

Личное совершенство человека Гражданское образование в системе образования взрослых

В послереволюционный период у нас было четыре разных по специфике этапа в развитии образования взрослых. Если до сороковых годов оно было нацелено прежде всего на ликвидацию неграмотности, то до конца 70-х – на повышение профессионализма. Затем до конца 80-х годов большое внимание уделялось культурному развитию, политическому просвещению населения. Сегодня образование взрослых это:
создание рабочих мест;
повышение качества и производительности труда;
создание инфраструктуры деловых контактов;
формирование привлекательного имиджа региона;
социальное партнерство и консолидация населения региона.
Но, наверное, на первое место выходит задача социализации населения, т.е. адаптация человека к новым социально-экономическим условиям. Вооружить его умениями преодолевать возникающие противоречия и трудности, не теряться в неопределенных ситуациях, использовать получаемые знания на развитие своего поселка, города региона – важнейшая из задач современного обучения взрослых. Если образование детей рассчитано на перспективу, то в отношении взрослых оно дает отдачу сразу. И от того, как мы будем его внедрять, зависит успех реформ, скажем, в Сибири.
В шестидесятые годы в документы ЮНЕСКО был введен новый термин – функциональная грамотность человека, то есть степень готовности человека оптимально и эффективно выполнять все действия, с которыми ему приходится сталкиваться на протяжении всей жизни. Она имеет составляющие ее компоненты. Первое – личное совершенство человека. Второе – совместимость, пригодность личных качеств человека тому делу, той профессии, которой он занимается. Третье – овладение человеком своей профессией в совершенстве, его компетентность и технологическая подготовленность как специалиста своего дела.
В то время, как в зарубежных странах образование взрослых строится на концепции функциональной грамотности, ее трех компонентах, у нас уповают главным образом лишь на ее третий – повышение профессионально-технологической квалификации.
Поэтому мы порой при равной технической грамотности наших и зарубежных работников получаем массу некачественной продукции. Причина в человеческом факторе, в отсутствии нравственной “грамотности”, т.е. личной надежности и ответственности работника, его заботы о своем авторитете и лице фирмы.
Только культурная, нравственно воспитанная, духовно обогащенная личность способна в своей жизнедеятельности получать высокие результаты. И это одна из причин того, что мы переходим от понимания образования взрослых, только как профессиональной подготовки и переподготовки к комплексу направлений, охватывающих в том числе и систему общего и общекультурного гражданского просвещения.
Сегодня из этих трех компонентов самым мало изученным является последнее. Конечно же, это понятие значительно шире, чем формирование культуры труда. Сюда можно отнести правовую грамотность и законопослушность граждан, понимание населением реально происходящих в стране изменений, природы нынешнего социально-экономического кризиса, умение разбираться в сути различных политических программ и многое другое, делающее человека гражданином, создающее условия для стабильности в регионах, ненасильственного разрешения конфликтов, нормального демократического развития.
Речь идет о формировании принципиально новой модели социально-ориентированного образования (в отличие от прежнего политического образования), базирующегося на совершенно иной шкале ценностей. Такая ориентация порождает большое количество проблем как теоретического, так и сугубо практического свойства. Дело в том, что при всей своей одиозности политическое образование отличалось монолитностью и строгой последовательностью. Для его реализации действовала целая система пропаганды и агитации, в которую входили дома политического просвещения, общество “Знание”.
Сегодня приходится признать неоправданным курс на полную ликвидацию этих структур, которые вполне могли бы реализовать принципиально новое содержание в массовом просвещении населения. Гражданское образование, спустя десятилетие, вновь призвано заполнить огромный пробел в отечественной политической культуре, системе гуманитарного знания. Поскольку из всех подсистем, существовавших ранее, системы пропаганды и агитации реально сохранились, сумели выжить лишь организации общества “Знание”. Именно они, как никакие другие, готовы для массового просвещения населения. Разумеется, для этого требуется осознание властными органами значения этой важной для регионов Сибири деятельности. Когда они поймут, что своими силами, в одиночку, им не справиться со всеми проблемами, когда будут поддерживать гражданские инициативы, тогда последние могут вылиться в элемент социального инвестирования со стороны общественности в решении данных проблем. Поэтому все острее ощущается нужда в федеральных и региональных целевых программах образования взрослых, куда входил бы раздел “Гражданское образование”. Мы в Красноярске приступили к созданию такой целевой программы.
Любое сложное дело, как правило, начинается с концепции, которая должна быть принята обществом в качестве общепризнанной. Так, научно-методическим советом Минобразования РФ была разработана Концепция образования взрослых, в которой нашло отражение гражданское образование, но, к сожалению, уже в проекте федеральной программы его нет. Год назад закончился грант Tacis “Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири”. В ходе реализации проекта участниками была выработана Концепция гражданского образования, которая дала обоснование необходимости ее внедрения, раскрыла цели, задачи, содержание, критерии, организационные основы и условия, необходимые для внедрения этой системы. Здесь очень важно, насколько демократична власть в регионе, на предприятии, в учебном заведении. Воспитание демократическим образом жизни коллектива; как идет разработка и внедрение учебных программ гражданского образования; внедрение новых педагогических технологий; финансирование будущей системы. В ходе реализации проекта были приняты постановления по развитию ее администрациями Красноярского края, Новосибирской области, г.Абакана, представительными органами Алтайского края, г.Новокузнецка, но, увы, дальше эта работа не пошла, так как через некоторое время практически все руководители органов власти поменялись. На одних грантах эту систему не развить. Мы подавали новые заявки: “Гражданин в военной форме”, “Гражданское образование с людьми, находящимися в местах лишения свободы”, “Религия”, “Женщины Красноярья” и т.д., но не смогли пройти конкурсы. В то же время в ряде городов и районов Красноярского края успешно работают центры гражданского образования, поддерживаемые органами власти.
Успешное внедрение гражданского образования в рамках образования взрослых могло бы помочь в решении ряда социально-экономических проблем:
гражданское образование могло бы выступить одним из факторов активизации социального партнерства власти и общества. К сожалению, сегодня сохраняется еще много факторов, снижающих эффективность социального партнерства. Это медленное осуществление экономических и правовых реформ. Несоблюдение принципов открытости действий органов власти в планировании и реализации планов социально-экономических преобразований, информирования населения о достижениях и просчетах; недостаточно активное становление сторон партнерских отношений, неконкретность принимаемых решений, их слабая финансовая поддержка;
недоработанность в действующем законодательстве полномочий и функций участников партнерства в области социально-трудовых, экономических, политических отношений; социальная пассивность населения. Правовой нигилизм работающих и работодателей; слабое научно-методическое обеспечение участников партнерства в решении вопросов социальной напряженности, способов регулирования социально-трудовых, социально-экономических, социально-политических отношений, информирования населения о деятельности органов, обеспечивающих социальное партнерство, и т.д.
Гражданское образование через свои образовательные программы могло бы научить стороны партнерства умению договариваться, разрешать конфликты. Сегодня нужна непрерывная система конфликтологического всеобуча, которая могла бы начинаться со школы и охватывать политиков всех уровней, работников аппаратов законодательной и исполнительной власти, работодателей, руководителей общественных объединений, работников СМИ, учителей и преподавателей вузов.
Органы государственной власти, местного самоуправления, сосредоточив свои усилия главным образом на разработке законодательной базы, упускают из виду проблему просвещения населения по данной проблематике. Между тем очевидно, что от степени усвоения населением этих проблем напрямую зависит эффективность деятельности органов власти. До тех пор, пока у нас остается трепетное отношение к количеству принятых законов, постановлений и равнодушие к их выполнению – это будет отзываться правовым нигилизмом граждан. Может быть, поэтому нет эффективного механизма ответственного участия населения и его самоорганизующихся групп в территориальном планировании и управлении.
Главное в гражданском образовании – обучение гражданским навыкам. Через свои программы мы стремимся развивать у людей умение делать совместный выбор, создавать власть, строить отношения друг с другом, вырабатывать единую политическую волю, воспитывать патриотизм как основу консолидации общества и укрепления государства. Поэтому гражданское образование может лечь в основу выполнения государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”.
Власти крайне мало считаются с человеком, гражданином, жителем. Только на короткий срок возрастает интерес к выборам, когда гражданин становится “электоратом”. Центры гражданского образования, организации общества “Знание” готовы внести существенный вклад в воспитание политической культуры участников избирательного процесса. Ведь выборы – это наиболее очевидное и всеобъемлющее проявление политической активности и, соответственно, высокой или низкой политической культуры населения. Необходимо активно включать гражданское образование в планы повышения правовой культуры избирателей.
Таким образом, отсутствие развитой системы гражданского образования и ее стихийное формирование сопровождаются рядом негативных тенденций.
Неуважительным отношением к государству и социальным институтам и как результат снижением патриотизма, активности гражданского участия населения в социально-экономическом и политическом развитии регионов. Идеологизацией, как следствием конъюнктурных интересов политических институтов и, как результат, повышением социальной напряженности, активизацией чрезмерного вмешательства религиозного просвещения. Необоснованным заимствованием неадаптированного зарубежного опыта и т.д.
Есть ли у сегодняшних исполнительных и законодательных органов краев, областей и органов местного самоуправления понимание этих проблем, возможности и готовности к реализации системы демократического гражданского образования? Ответить затруднительно как из-за социально-экономической и политической нестабильности, так и из-за сохраняющейся такой черты политической культуры властной элиты, как “самовластие”.
Одним из ключевых моментов активизации граждан в общественно-политической и социально-экономической жизни регионов, становлении гражданского общества может стать система гражданского образования в рамках образования взрослых. Для этого необходимо:
Во-первых, чтобы в органах власти были структуры с ведущими функциями для выработки и внедрения управленческих решений по образованию взрослых. В этом могли бы помочь вновь созданные территориальные центры.
Во-вторых, существенным звеном в решении рассматриваемой задачи может стать разработка краевых, областных, городских целевых программ развития образования взрослых с разделами “Гражданское образование”.
Перечисленные меры хотя и не исчерпывают спектра возможных шагов по внедрению образования взрослых, но являются по меньшей мере необходимыми для реализации поставленных задач.

Геннадий ОВЧИННИКОВ,
председатель правления Красноярской краевой организации общества “Знание”, президент Сибирской ассоциации образования взрослых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте