Еще в начале ХХ века Гуго Мюстенберг писал: «Педагогика задается вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу? Но как мы можем понимать это частное намерение, отделив его от более широкого вопроса: каково назначение человеческой жизни? Каковы цели каждого человеческого существа?» Подобный вопрос я задала себе: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» Часто мнения этих социальных заказчиков не совпадают. А ведь я как классный руководитель должна выполнить и заказ государства, и заказ социума, и заказ семьи, и, самое главное, заказ ребенка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Любая воспитательная система, в том числе воспитательная система классного руководителя, – это всегда борьба за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.
Под феноменом «воспитательная деятельность классного руководителя» я понимаю создание условий для успешного взросления ребенка. Анализ трудов ученых (А.Валлон, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.И.Фельдштейн) показывает, что взросление есть поступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства. Три основных этапа этого развития: открытие ребенком своих новых возможностей, осмысление этих возможностей, реальное начало их реализации в деятельности, адекватной потребностям «Я». Но чтобы стать взрослым, каждый ребенок прежде всего должен пройти «пространство Детства». Это словосочетание я впервые увидела в книге Д.И.Фельдштейна. Меня поразила глубина этой метафоры.
В школьные годы ребенок стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении). Все это невозможно сделать без учителя. Возникает множество «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.
Необходимо переосмыслить роль классного руководителя, нацелить его на воспитание субъектной позиции ребенка.
Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. Причем субъектами не рождаются, а становятся. Одна из моих задач как классного руководителя – воспитать конкурентоспособного человека. Для этого необходимо формировать способность занять субъектную позицию по отношению к собственной деятельности, другим людям и самому себе. Но формирование субъектности происходит только в процессе активной творческой деятельности (К.Ушинский, С.Рубинштейн и др.). Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение ребят к активной творческой деятельности.
Я согласна с Ф.Дольто, которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Для Ф.Дольто дети – это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны.
В настоящее время существует несколько концепций воспитания. Я опираюсь на Концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя (О.Газман, С.Поляков, Н.Михайлова и др.). С другой стороны, использую системно-ролевой подход к формированию личности (Н.Таланчук), согласно которому жизнь каждого человека связана с выполнением системы социальных ролей. Ролевая модель выпускника:
– личность,
– гражданин,
– человек,
– семьянин,
– житель планеты Земля.
Классный руководитель – посредник между детьми и социумом. Основные ценности деятельности классного руководителя:
– ребенок (его личность и индивидуальность);
– процесс развития ребенка;
– права ребенка, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок:
– не был унижен,
– узнал, кто он,
– понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.
При этом, согласно М.Буберу, личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я таков».
Современная педагогика дает классному руководителю ориентиры «личностного роста», образно представляя их на пересечении двух линий развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка»: фонд «Могу» (компетентность) и фонд «Хочу» (активность). Сложная задача – гармония компетентности и активности детей в процессе их развития.
Таким образом, цель классного руководителя – создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.
С.Френе писал, что инвариант – это то, без чего не может быть успеха. В педагогической науке инвариант воспитательной деятельности – ее ценности, цели, приоритеты, функции, содержание, психологические факторы, критерии эффективности и показатели успешности. С этим нельзя не согласиться. Но я считаю, что главный инвариант деятельности классного руководителя – любовь и защита. Ребенок должен реализовать естественную потребность быть любимым и защищенным. Помочь ребенку может только педагог, «вписавшийся в пространство детства», в котором и должна произойти встреча ребенка и педагога. «Самый классный классный» сделает все для того, чтобы эта встреча стала счастливым событием в судьбе каждого ребенка, а не проявлением профессионального невежества. Это невежество состоит в непонимании и неприятии детства как важнейшего этапа в развитии личности ребенка, в обращении к шаблонным методам воспитания без учета особенностей, индивидуальности и субъектности ребенка.
И пусть на улицах этого пространства каждый ребенок встречает людей, которые пишут слово «Детство» с заглавной буквы.
Зарина ЛОМОВА, учитель лицея №14, Ставрополь
SOS!
Брось сигарету
Новая тема: «Курение в школе»
Мария МИХАЙЛОВА, СШ села Таежное Хабаровского края (taezhnoe_s@edu.27.ru):
– Как бороться с курением в школьных стенах? Как узаконить штраф за курение? Как сделать, чтобы штраф имел целевое назначение – ликвидировать ущерб, который наносят своим курением школьники, – закопченные потолки, прожженный пол и занавески. Как оставить эти деньги в школе?
Он-лайн
В этом году фестиваль сетевых сообществ «Всероссийский интернет-педсовет» (http://pedsovet.org), который организует Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Федерация Интернет Образования и Фонд поддержки российского учительства, длился с 29 сентября по 5 октября. В многочисленных форумах Педсовета обсуждались практически все аспекты российского образования – политика, экономика, управление, методика, воспитание… Один из форумов назывался «Школьники – будущие взрослые XXI века». Наверное, естественно, что именно здесь учителя начали обсуждение темы «Классный руководитель». Кто еще непосредственно занимается воспитанием «будущих взрослых» в школе? Форум оказался не самый активный, однако его участники затронули основные болевые точки.
Кстати, при желании вы, уважаемые читатели, можете присоединиться к обсуждению этих, а также любых других проблем. Впервые после закрытия Всероссийского интернет-педсовета его форум продолжает работу. Теперь это самая большая площадка для педагогических виртуальных бесед, споров, выступлений в российском интернете.
Комментарии