Уже несколько лет я не могу найти учителя литературы. Хотя Омский государственный педагогический университет ежегодно выпускает целый курс филологов, которые ищут работу. Сложность в том, что мне нужен не любой, а хороший учитель. В нашей школе русский язык и литературу преподают разные педагоги – потому что это разные предметы. В русском языке есть математическая логика. Литература – это учебник жизни, урок, на котором происходит самостановление личности. Если воспринимать ее как набор текстов, она слишком узка. Нужна интеграция с искусством, историей, культурологией. Учитель должен быть хорошо образованным человеком. Литература учит ребенка главному – умению делать выбор. Между чувством и долгом, между искренностью и приспособленчеством, между совестью и способом заработка. Как это ни странно звучит, между телевизором – по сути официальной пропагандой – и правдой.
Учитель должен быть высоконравственным человеком. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл главной чертой русской литературы правдоискательство, которое есть и основа русской ментальности. Важно дойти до души каждого ребенка, сделать так, чтобы малочитающие дети увидели в классике свое. Учитель должен видеть, чувствовать каждого ребенка.
Что происходит с учителями? Выпускники вузов не умеют писать поурочные планы. Бог с вами, говорю я. Не пишите – держите их в голове. Но почему педагоги не считаются с детьми, предпочитая давить авторитетом? Почему они, люди разного возраста, забыли о главной науке – науке общения с учениками? Откуда взялась педагогическая чванливость? Почему учителя разом вспомнили о своих правах, совершенно упустив из виду свои обязанности? В нашей школе категорически запрещено репетиторство. Если не можешь дать ребенку знания на уроке, давай их после. Потому что это твоя обязанность – не вбить, вколотить в голову азы и буки, а научить думать.
Педагогам очень мало платят. А может быть, мы это заслужили? Мой отец был директором школы. Точнее, школ – его переводили из села в село. И в каждом новом месте нас ждал «школьный» дом. Отец был государственным человеком. Он жил в школе и умер в школе. Не потому, что ему хорошо платили – хотя платили ему хорошо, а потому, что он отвечал за свое дело. Мама закончила не вуз, а всего лишь педучилище, но после уроков учила с детьми правила. Ей было важно, чтобы дети знали и умели. Наверное, мои родители плохо считали деньги, как и наше поколение, что, конечно, очень мешает. Зато они занимались детьми. Государственный человек – не только тот, за которого отвечает государство, но и тот, который отвечает перед государством за его будущее. За детей.
Раз в год мы непременно проводим «Урок в 12-м классе», на который собираются выпускники. Нам важно знать, что дала им школа. Стали ли они успешными людьми? Научились ли они вести диалог, делать выбор, любить город и страну, быть настоящими родителями?
Главным достижением учителя я считаю учеников, решившихся идти по его стопам. Не просто поступить в педагогический университет, а вернуться в школу – уже работать. Надо определиться: что получают студенты в вузе – образование или профессию? Учительство – профессия, которую можно и нужно выбирать сознательно. Не потому, что хорошо платят или дают квартиры, а потому, что это – призвание. Система воспитания, разрушенная во многих школах, требуется и в высшем учебном заведении. Учитель – это тот, в ком жив ребенок. Директор – тот, кто умеет его разглядеть. И если уж вузы не способны давать нам хороших специалистов, на нас большая ответственность – увидеть учителя. А потом – научить.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска
Комментарии