Мне 48, и уже не кажется, что старость не наступит никогда. Придется уходить на пенсию. Это трудно. Работа с детьми делает педагогов молодыми, и, потеряв ее, мы стареем быстро, почти моментально. Директорам тяжелее вдвойне. Они не только, как правило, хорошие учителя, но и учителя учителей. Чаще всего, кроме школы, у них нет ничего. Уход на пенсию для них равнозначен уходу из жизни. Уважаемые люди становятся никем, нищими пенсионерами. В таком состоянии они долго не живут. Это страшно. Большинство директоров – еще и заслуженные учителя России. В Омской области они даже имеют льготу – 300 рублей к пенсии. И вот казус – эту льготу назначают в регионах. Но не во всех. Значит, уехав в другую область, они перестают быть заслуженными учителями нашей страны? И ветеранами труда тоже, кстати. Я склонна считать, что большинство нынешних директоров – энтузиасты. Выполнив свою миссию, они вынуждены удалиться. В никуда. Увы, директор редко имеет возможность уйти сам – его «уходят».
Что значит старый директор школы? Официальный пенсионный возраст – 55 лет. Но это только дата. Возраст – понятие не паспортное. Можно быть стариком в 30 и юношей в 70. Законодательство не вынуждает уходить на пенсию в 55, лишь позволяет. Потому каждый должен решать сам. Учитель учителей – это состояние души. И хотя мы живем по стандартам и работаем в типовых зданиях, у каждого из нас своя, уникальная, манера управления. Потому что каждая школа индивидуальна, имеет свои особенности, несмотря на общие черты. Вырабатывается эта манера годами, опытом. У человека с возрастом появляется качество, которое не свойственно молодости – мудрость. Исчезает стремление демонстрировать свое превосходство, возникает искреннее желание слушать и умение слышать других. Конечно, мудрость предполагает и тягу к стабильности – для себя и для коллектива. Менять себя в 50 лет тяжелее, чем в 20. Но это – требование времени. Ведь ситуация в образовании меняется очень быстро. Сейчас недостаточно образования и житейской мудрости, директору надо быть и менеджером, и логистиком, и компьютерщиком. Учиться новому никогда не поздно, тем более учителю учителей. Главное, чтобы была тяга к переменам. И очень важно, чтобы власть создавала условия, при которых хочется и есть возможность учиться – и учителям, и директорам. Но если начали в коллективе поговаривать, что ты староват, не тянешь, чего-то не понимаешь, – сядь и подумай. Если в самом деле мешаешь развитию школы, тормозишь ее движение или просто устал – уходи. Не жди, пока «уйдут».
Государство не считает директоров школ, как и учителей, воспитывающих юных граждан, своими служащими. Не хочет обеспечивать им достойную старость. Депутаты Омского горсовета, к примеру, назначили себе такое единовременное пособие при уходе на пенсию, что на него можно купить приличный домик. А потом жить безбедно на пенсию, которая раза в два больше зарплаты директора. Кроме того, есть еще льготы на проезд, на медицинское обслуживание и прочие удовольствия. Но директора школ, к сожалению, слугами народа не считаются. Так оставьте им, людям, отдавшим себя ради других, хотя бы одну льготу – льготу принимать решение об уходе самостоятельно! Дайте им возможность самим готовить себе смену. Тогда это будет менее болезненно и для человека, и для школы. Сохранятся преемственность, хорошие отношения между бывшим и настоящим, возможность подготовить коллектив и себя. Тогда директор сможет остаться учителем в школе – на правах советника. Ни в коем случае нельзя устраивать кампании по омоложению кадров, как это случилось в Омске, когда 55 руководителей «ушли» без предупреждения только по причине возраста. Инфаркты, болезни… Но возмущаться никто не стал. А ведь старые директора – это не просто администраторы, это живые методики. Это огромный педагогический, управленческий опыт. И они отдадут его с благодарностью, не требуя ничего взамен.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска
Комментарии