По нынешним временам мою семью, наверное, назвали бы многодетной: Денис, Даша, Алла. Они уже взрослые, но пока не торопятся делать меня бабушкой, хотя я жду. Принято думать, что лучшие руководители – это одинокие люди, у которых нет ничего, кроме работы. Моя жизнь складывается из семьи и школы. Рискую навлечь на себя гнев трудоголиков, но семья – важнее. Она основа всего, и школы тоже, особенно такой, как наша – семейного типа.
Мои дети научили меня главному: любви, которую несут, не боясь растратить себя. Если бы родители тоже не боялись растрачивать себя ради детей, мир стал бы добрее. Секрет «демографического креста», по-моему, в замкнутом круге – несчастные не хотят производить на свет несчастных. Это, к сожалению, закон природы. Личность начинается с детских ощущений. Я помню, как мой папа, директор сельской школы, зная, что нам с сестрой предстоит писать сочинение, вез нас за полсотни верст в Омский драмтеатр. Наши дела были безмерно важны для него. Мне очень нравится система воспитания у японцев, которые преклоняются перед ребенком: уважают мнение детей, ценят в них личность. Всегда подхожу к учителям с главной меркой – могу ли я доверить этому человеку своего ребенка или нет? Недавно уволился один из новеньких педагогов. Потому что у нас нельзя, невозможно часто болеть. Формально, разумеется, учитель имеет право уйти на бюллетень и на месяц, и на другой. Но надо понять учеников и их родителей. Для школьников еще можно найти достойную замену. А вот мамы и папы больше всего ценят стабильность. Директор школы – ее гарант. На мой взгляд, педагог должен рассуждать так: раз я взял на себя ответственность за учеников, значит, они не должны страдать от моих домашних проблем. Ответственность за детей – самая, пожалуй, главная и трудная в жизни. Просто и в семье, и в школе нужно брать ее на себя осознанно. Выделяет государство три года, за которые ты можешь дать своему ребенку максимум внимания, надо этим пользоваться. Не можешь совместить семью и школу – ищи другую работу.
Наша школа пытается хоть в какой-то мере восполнить недостаток семейного тепла. Увы, его действительно не хватает – и богатым, и бедным. Мне хочется, чтобы наши выпускники были хорошими родителями – любящими. Одним уроком, вроде «основ семейных отношений», делу не поможешь – только воспитанием и собственным примером. Мы стараемся создать культ семьи – той, которая у ребят есть, и той, которая у них будет. Родители приглашаются на все праздники, участвуют в решении школьных вопросов, хотя, честно говоря, мы и сами бы справились. Но, как это ни парадоксально, умение родителей любить собственных детей надо формировать.
Мне легко общаться с родителями именно потому, что я – мать. Даже с теми, кто не желает растрачивать себя ради ребенка. Но в каждом взрослом живет ребенок – или любимый, или обиженный невниманием. Бывает, что нужно не так много: только задеть эти струнки, объяснить. У нас в школе есть двое братьев. Один – старшеклассник, второй – подготовишка. Трудные мальчишки. Их родители – детдомовцы. Они смогли переломить ситуацию и выйти из замкнутого круга. И теперь искренне и старательно учатся любить своих сыновей. Мы пытаемся помочь им в этом.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155, Омск
Комментарии