Почему-то в эти весенние дни мне вспомнилось время, когда я была еще школьницей, а мой папа, ветеран Великой Отечественной войны, уже тогда звал меня по имени-отчеству. Очень хотелось отцу, Рожкову Василию Петровичу, чтобы дочка стала учительницей. И я выполнила наказ отца. После окончания Токмовской средней школы поступила в Мордовский пединститут на факультет иностранных языков. Сразу после института меня назначили директором сельской восьмилетней школы.
Свое первое сентябрьское утро в должности директора помню до мельчайших подробностей. Было пасмурно, моросил дождь. Проснулась пораньше, обулась в резиновые сапоги и отправилась из села Токмово в село Чекашевы Поляны пешком, а это 11 километров. Пришла, переобулась в красивые туфельки, поправила прическу, подбодрила себя и вышла на торжественную линейку в качестве директора, строгой и, конечно же, счастливой.
С 1 января 1990 года меня перевели в Токмово директором средней школы. И вот до сегодняшнего времени я работаю в своей родной школе.
Точно могу сказать, не могла бы я 27 лет проработать руководителем, если бы рядом со мной не было таких надежных помощников. Прежде всего это моя семья. Муж Савочкин Николай Владимирович – опора как дома, так и в школе (он ведь четверть века работает учителем физкультуры). В любую минуту дня или ночи он самый первый помощник в хозяйственных делах школы. Будь то прорыв теплотрассы или любая другая неисправность в школьной котельной или в столовой. А школа – в ста метрах от дома.
Мой сын Василий – теперь уже четвертый год как Василий Николаевич – преподает в нашей школе информатику. Он самый молодой педагог и моя палочка-выручалочка во всех бумажных делах. Вся информация, отчетность, финансовая документация идет через него по электронной почте.
Коллеги, а их у меня 18, всегда были и остаются единомышленниками, талантливыми помощниками. В коллективе здоровая творческая атмосфера. Школа добивается неплохих результатов в воспитании и обучении своих подопечных. Все учителя – люди семейные – живут в своих домах, много стараний и сил отдают не только школе, но и личному подворью. Иначе не выжить на учительскую зарплату. А ведь у всех дети – школьники или студенты, их нужно ставить на ноги. И надо отметить, несмотря на все трудности, у наших педагогов все получается.
Много сейчас говорят и пишут о сельской школе. Но чаще всего трубят «о невостребованности сельских малокомплекток». Власти в верхах подсчитывают во сколько обходится содержание маленьких школ на селе, решают, что лучше закрыть школы-малютки, а детей возить на автобусе в крупную школу. Но кто останется жить в деревне, где нет школы? Село будет жить там, где школа есть! И не важно, сколько детишек ежедневно бегут по родной тропинке на уроки. (У нас их 91.)
Школа на селе – единственный островок добра, культуры, здорового образа жизни. Распались на селе колхозы, совхозы, исчезли магазины сельской кооперации. Позакрывались дома культуры и сельские библиотеки. А школа выжила и живет полнокровной жизнью, в праздники и будни здесь кипит и бурлит жизнь. Ребята занимаются в кружках и секциях, получают призы на районных соревнованиях и олимпиадах. Все школьные праздники с удовольствием посещают родители. Стараемся привлечь родителей не только к ремонту школы, но и к активному участию в различных спортивных соревнованиях и конкурсах. Ни одно событие на селе не обходит стороной школу, будь то выборы, сход граждан или традиционные вечера-огоньки. Так что школа на селе – центр притяжения всех сельчан!
И так порой хочется крикнуть: «Эй, вы, там, наверху! Подумайте о будущем сел и деревень, о наших сельских ребятах. Не рубите с плеча – не наломайте дров».
Вера САВОЧКИНА, директор сельской школы, с. Токмово, Ковылкинский район, Республика Мордовия
Комментарии