Дети в нашей школе, как все дети на свете, очень разные. Часто сложные. Но они уважают себя во многом именно потому, что мы уважаем их.
Наша школа создавалась в 1992 году по инициативе родителей как школа семейного типа. Это значит не только то, что ребята проводят у нас 12 часов в сутки. Главное, что дети, родители, учителя – одна большая семья. Мы в ответе друг за друга. Всегда! Мы стараемся слушать, слышать, понимать и принимать друг друга. Считаю, что нам удалось создать модель школы гуманистического диалога. Школа вообще не должна быть «камерой хранения». «Храм знаний», на мой взгляд, тоже далеко не единственное ее предназначение. Сейчас совершенно неправомерно превозносится учебная деятельность в ущерб остальным. Думаю, смысл образования куда шире, чем научение и получение знаний. Образование – это образ «Я». Разделить в школе воспитательную и учебную деятельность невозможно. В уроке, например, для меня важнее всего создание мотивации для дальнейшего самостоятельного познания. Каждому малышу, переступившему порог класса, мы пытаемся объяснить в первую очередь, что он – Человек, то есть «Чело века». Нам важно, чтобы дети ощущали себя личностями, при этом понимая, что они – часть мировой культуры и часть школы. Поэтому так востребованы у нас интегрированные занятия. Уроки не замкнуты рамками класса – мы ходим в музеи, театры, на экскурсии, ведем научно-исследовательскую работу. Занятия с психологом начинаются с первого класса. Я бы назвала этот предмет – психология успешности. Работают изостудия «Леонардо» и школа домашнего музицирования, где обучают не столько технике, сколько умению видеть и слышать прекрасное.
Мероприятия – культурные или учебные – объединяют детей разного возраста. Мы старательно культивируем детские успехи. Мало того, что каждый имеет свое «портфолио», организуем выставки, концерты – дабы и родители понимали, как важно ценить даже крошечное достижение сына или дочери. И очень редко «покрываем позором», вывешивая приказы на всеобщее обозрение. Но это крайняя мера. Родительских собраний у нас нет – только индивидуальные консультации в любое время.
«Отношениевая» школа, коей я считаю свою, строится на доверии так же, как семья. Это не исключает контроля, если он предполагает взаимоуважение. Учитель может пожаловаться директору, что не получился урок. Ребенок может сказать администратору, что ему не нравится учитель. Мама может рассказать директору, психологу, куратору, какие проблемы возникли в семье. Будем разбираться. Разговаривать! Диалог – это очень много. Для того чтобы его облегчить, пользуемся дневниками. Там не только замечания, но и благодарности, просьбы, приглашения. Двойки бывают редко – это тоже крайняя мера. Пусть лучше педагог с учеником дополнительно позанимаются и исправят оценку.
Классных руководителей мы искоренили как класс. Авторитарность не приемлю ни в школе, ни дома. С небольшим исключением. Чтобы учитель мог воспитывать своим примером, он должен быть «чист». Курящих педагогов, например, стараюсь в школу не принимать. До седьмого класса с ребятами работает воспитатель, потом – куратор. Он не наставник, не руководитель, а, скорее, сопроводитель. Он готов помочь, подсказать в любое время суток. Разумеется, направить, но осторожно. Домашних заданий у нас нет. То есть они есть, но делают их в школе. Причем воспитатель или куратор не проверяет правильность решений, если того не просит ребенок. Главное, чем мы руководствуемся, – это желание ребенка. Если дети хотят учиться, если они стремятся быть полезными обществу, мечтают добиться успеха – зачем им подвалы? Им интереснее в школе, им нравится быть друг с другом.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска
Комментарии