В 2012 году я прочла в «Учительской газете» о конкурсе «Можно ли жить без искусства?». Сомнения в том, нужно ли знакомить своих учеников с условиями конкурса, не было, потому что к старшеклассникам и учителям литературы обращался Леонид Ярмольник, артист и человек, который всегда подкупает меня своей искренностью.
В назначенный срок были выбраны лучшие работы и отправлены в Москву. В конце декабря нас порадовали известием: творчество моих учениц войдет в книгу лучших сочинений конкурса «Можно ли жить без искусства?», которая будет издана Государственным театральным музеем им. А.А.Бахрушина. Ника Плюта, Екатерина Пономарева, Елена Овсянникова получили дипломы «за ясность мысли и добрые чувства». И казалось бы, можно на этом поставить точку. Наверное, так бы оно и было, если бы не директор театрального музея Дмитрий Викторович Родионов, удивительно творческий и неравнодушный человек, который предложил всем участникам конкурса присоединиться к проекту «Бахрушинские кружки». Это предложение стало началом открытия всего, что связано с театральным музеем. Под руководством Дмитрия Родионова музей ведет поистине грандиозную культурную, просветительскую, издательскую работу. В «Бахрушинском доме» и его девяти филиалах проходят встречи, выставки, мастер-классы. Прежде мне казалось совершенно очевидным, что музей – это место, куда приходят посетители, но после знакомства с театральным музеем я поняла, что музей еще и активно взаимодействует с людьми, которые находятся за тысячи километров от Москвы, и, кроме того, сам «идет» к своим друзьям. Благотворительные фестивали, акции, проекты в разных городах нашей страны тому подтверждение. Среди интерактивных форм взаимодействия и проект «Бахрушинские кружки» – «знак уважения и памяти А.А.Бахрушину, который сто лет назад передал свою уникальную коллекцию в собственность государству».Наш школьный Бахрушинский кружок с сентября 2013 года дарит нам радость встречи с искусством, открывает ранее не известные имена и явления в мире театра. Первое заседание, конечно же, было посвящено самому музею и его основателю, человеку удивительному, в высшей степени бескорыстному и понимающему, что, какие бы ни происходили исторические события в стране, театральное искусство – вечный живительный источник, питающий нашу духовность. Мы ознакомились с основными событиями жизни А.А.Бахрушина.Затем мы «путешествовали» по филиалам музея и знакомились с творчеством известных актеров и актрис, оперных певцов, талантливых декораторов и сценографов. Первыми членами кружка стали ученики 11-го класса. К сожалению, времени у будущих выпускников становилось все меньше из-за подготовки к экзаменам. И тогда я предложила стать членами Бахрушинского кружка своим семиклассникам, активным, артистичным, любознательным. У меня не было заранее составленного тематического плана, какой бывает у нас, когда мы ведем кружок или руководим объединением в школе. Темы для встреч были самые разнообразные, в выборе предмета разговора мы были равноправны: предложить тему могла я, могли и сами ребята. Прекрасные издания музея – бесценный материал для знакомства с филиалами, знаменитыми режиссерами и актерами. Среди первых подарков музея был великолепнейший альбом, посвященный жизни и творчеству Антона Чехова. Приложения – два диска! Интересно прошли обсуждения разных сценических воплощений пьесы «Вишневый сад». Говорили о философии того или иного режиссера, о своеобразии трактовки образов, об индивидуальности каждого из актеров, играющих одну и ту же роль. Иногда темы наших разговоров брали свое начало на уроках литературы и МХК. С каждой встречей становилось интереснее, потому что приходило понимание, как все сопряжено в мире: Блок, Мейерхольд, Есенин… Я выходила на сайт музея, читала о событиях, встречах, мероприятиях. Хотелось объять необъятное. Поэтому наши встречи получились такие разноплановые: это и дискуссии, и виртуальные экскурсии, и театральные вечера, и театральные мастерские, и мастер-классы, и выставки, и просмотр фильмов, фрагментов спектаклей. Если определить направления нашей деятельности, то выделяются два основных: интеллектуальное (познание) и практическое (деятельность). Но в том и другом случае это творчество. Самое важное, что все должно быть необычным, ярким, увлекательным. С ребятами из 7-го класса мы провели театральный вечер для учителей и родителей «Театр – светлый мир добра». Самой большой по количеству участников стала выставка «Предметы N*». Это мероприятие было интересно тем, что знакомство с экспонатами позволило детям сделать удивительные открытия. Ребята искали информацию о понравившемся им экспонате. Иногда границы поиска неожиданно расширялись. Так, желая узнать о перчатке М.Н.Ермоловой со следами грима итальянского трагика Томазо Сальвини, ученица нашла удивительную историю о перчатке… но не Ермоловой, а самого Сальвини. Как же интересно было узнать об этом всем нам! Мы с удовольствием слушали о находчивости итальянского актера. А разгадка экспоната «Перчатка М.Н.Ермоловой» была впереди. И то, что экспонат не сразу открывал нам свои тайны, еще больше увлекало детей.И вновь черпаю идеи с сайта музея. Посетители выставки «Предметы N*» приносили в дар музею вещи, которые пополняли коллекцию, делая ее живой и интересной каждому. Предложила детям оформить выставку из предметов, так или иначе связанных с театром, которые хранятся в семье. Так возникла выставка «Театральная программка».А летом этого года, Года культуры, Театральный музей им. А.А.Бахрушина пригласил меня в числе других руководителей школьных Бахрушинских кружков из Хакасии, Алтайского края, Ульяновска, Москвы, Минска на семинар в столицу. Первый же день семинара подарил встречу с известным венгерским киноведом доктором Анной Гереб, которая привезла в Москву уникальную коллекцию, рассказывающую о творчестве венгерской актрисы 30-х годов прошлого века Франчески Грааль, которая без труда покорила не только Будапешт, Берлин, но и Голливуд. В одном из залов музея разместилась выставка «Я здесь!». Выставка известного театрального художника Александра Головина «Фантазии Серебряного века» потрясла меня количеством и красотой экспонатов. Творения мастера занимали пространство огромного зала Третьяковской галереи на Крымском Валу. Особенно важным для меня было увидеть подлинные эскизы декораций и костюмов к постановке Вс.Мейерхольда по драме Лермонтова «Маскарад», а также сами театральные костюмы, которые просто чудом сохранились после ареста режиссера. Посмотреть любимого Булгакова на сценах двух знаменитых театров – это огромная удача! Одно произведение – «Театральный роман» – и два режиссерских взгляда, два сценических решения: в Театре «Мастерская Петра Фоменко» и в Студии театрального искусства Сергея Женовача. Спектакль в «Мастерской Петра Фоменко» – это встреча с классикой, с именитыми актерами. Спектакль в СТИ Сергея Женовача – это потрясение! Это равноправное соавторство писателя прошлого века Михаила Булгакова и современных режиссера Сергея Женовача и сценографа Александра Боровского. Все актеры молоды, удивительно талантливы. В главной роли – Иван Янковский, внук Олега Янковского. Музей-мастерская театрального художника Давида Боровского стала для нас на время семинара вторым домом: здесь проходили лекции, круглые столы, здесь мы делились опытом работы наших Бахрушинских кружков, обсуждали планы на будущее, делились своими впечатлениями. Нинель Хасбулатовна Исмаилова, заведующая музеем-мастерской, специально для нас продлила юбилейную выставку «Золотой век Таганки», чтобы мы смогли среди прочих экспонатов увидеть уникальный раритет – занавес из спектакля «Гамлет». Здесь же состоялись рабочая встреча с генеральным директором музея Дмитрием Родионовым, который подчеркнул важность совместной работы: «Никто, я убежден, не может заменить умного и доброжелательного учителя. Поэтому Бахрушинские кружки, как проводники в мир и пространство культуры, мне кажется, – дело, которое очень важно сегодня. Пусть нас немного еще. Главное, чтобы было и вам, и нам интересно. Это наше с вами личное дело, и если мы считаем нужным его делать, мы его делаем. Музей всегда будет вам помогать».Мы были приглашены именно в те дни, когда в Москве праздновали 80-летие со дня рождения выдающегося художника-сценографа Давида Боровского. Мы стали свидетелями удивительных встреч на открытии юбилейной фотовыставки и на вечере в театре Сергея Женовача. Библиотека нашего кружка пополнилась подаренными театральным музеем книгами, среди которых уникальные издания о легендах Большого театра, об артистах русского балета, о творчестве К.Станиславского, Вс.Мейерхольда, В.Плучека. Хочется поблагодарить за сотрудничество со школами из разных уголков России, за внимательное отношение к подрастающему поколению директора театрального музея Дмитрия Родионова и всех сотрудников Бахрушинского дома и его филиалов.Нина ТРОЯН, учитель русского языка и литературы Воеводской средней школы Целинного района Алтайского края
Комментарии