Вопрос о тарификации часов, затраченных на работу с «надомными» детьми, который математик из Кировской области Ольга Рычкова задала Владимиру Путину на встрече президента с лауреатами конкурса «Учитель года России-2015», отнюдь не праздный. Вся система обучения детей, которые в силу особенностей здоровья не могут посещать школу, требует серьезного пересмотра.
Любой ребенок вне зависимости от своего физического или психического состояния имеет право на качественное образование. Он должен освоить программу, сдать экзамены и получить аттестат. И мы обязаны ему такую возможность предоставить. Но что происходит на деле? Работа с такими детьми ведется по остаточному принципу, часов выделяется катастрофически мало, оплачиваются они кое-как, а потому для педагога, и так перегруженного в школе дальше некуда, ситуация, когда он еще должен ходить домой к ученику, превращается в сущую каторгу. На мой взгляд, выход один: либо интернат, либо Интернет. Естественно, второй вариант куда разумнее и привлекательнее. Интернет позволит и заниматься с ребенком индивидуально, и вовлекать его в работу класса в режиме видеоконференций, благо такие технологии уже существуют. Мне могут возразить: чего он там придумал в своей Москве. Но подобный опыт, когда ребенок, имея дома компьютер и физически находясь вне школы, включен в реальную деятельность класса, я уже не раз встречал и в других регионах, которые, поверьте, отнюдь не лидируют по нефтерублям. Потому как не бог весть какая цена у этих технологий, главное – желание оформить все это в систему. Вполне допускаю, что такую работу должна вести не каждая школа. Разумно открыть по одному специализированному центру на район или город, в таком случае со всеми детьми, которые в этом нуждаются, могут заниматься сотрудники этого центра. Еще один немаловажный аспект – социализация таких детей. Мало дать ребенку знания, нужно научить его общаться, жить в коллективе, а подобных навыков сегодняшние надомники как раз и не получают. Поэтому необходимо создавать виртуальные сообщества, где ребята чувствовали бы себя полноправными партнерами, где у них будут совместные проекты, обсуждения, дела. Одним словом, без современных ИКТ качественно обучать детей сегодня невозможно. Более того, решать проблему их социализации тоже не получится. У нас есть стойкая привычка всегда и во всем обвинять школу. Набедокурил ребенок – виноват классный руководитель, одиннадцатиклассник провалил ЕГЭ – давайте накажем предметника. Это несправедливо. Вот и проблему обучения надомников нельзя взваливать на одну лишь школу, взывая к совести учителей. Тут нужна консолидация родительского сообщества, всей социальной сферы. На мой взгляд, заставлять учителя, который утром провел восемь уроков, вечером бежать к ученику-надомнику неправильно, да и не очень эффективно. Выход надо искать в альтернативных формах обучения, включая этих ребят в некое параллельное, специально созданное для них образовательное пространство. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии