search
main
0

Либерализация или… конфискация?

Либерализация или… конфискация?

Либерализация цен в 1992-1995 гг. выдавалась многими нашими экономистами – консультантами российского и других правительств нынешнего СНГ за кардинальный переход к рынку. Вот “отпустим” командно-административные цены, и наступит товарное изобилие. “Отпустили”, но изобилия отечественных товаров не наступило. Зато, как где-нибудь в Африке, завалили российские города и веси иностранным второсортным ширпотребом и банками с импортным питьем. С отставкой А.Чубайса, похоже, хотят все “крутить назад”. Об исторических и современных особенностях нашего рынка-базара размышляет профессор кафедры политологии Дипломатической академии МИД России

Владлен СИРОТКИН.

– С изумлением, поскольку ничего общего с настоящим рынком эта т.н. “либерализация” не имеет. Некоторые американцы с подковыркой спрашивали меня: “Почему тогда ваш главный “либерализатор” – Валентин Павлов – сидел в тюрьме, а люди, переплюнувшие этого гэкачеписта в 100 раз, все еще на свободе?”

– Но ведь западный рынок – это свободные, “либерализированные” цены?

– Чепуха все это, наследие нашей антиимпериалистической пропаганды: якобы капиталистический рынок – это стихия высоких цен, от которых выигрывают лишь миллионеры, а все простые люди просят милостыню и копаются в мусорных ящиках в поисках сьестных отбросов.

– По-моему, сегодня у нас больше людей просят милостыню, а старики ищут сьестные отбросы в мусорных контейнерах?

– Вот-вот. Но если это, по мнению “команды Гайдара”, и есть рынок, то никакой Суслов с Лигачевым не могли больше дискредитировать цивилизованную концепцию рынка, чем эти доктора от экономики. Тогда нашим первым послевоенным “рыночником” надо обьявить Никиту Хрущева – это он в 1961 г. волюнтаристски, “сверху”, обобрал народ в 10 раз, проведя конфискационную денежную реформу, а в 1962 году произвольно поднял цены на мясо и другие продовольственные товары. Между прочим, его “рынок” кончился стрельбой в народ в Новочеркасске…

– Ну сегодня-то в голодные толпы стрелять, наверное, не будут?

– Как сказать. В феврале 1917 года, когда голодные бабы штурмом брали булочные в Петрограде, никто из тогдашних демократов, от “буревестника революции” Горького до умеренного кадета Милюкова, не думал, что этот “бабий бунт” кончится двумя революциями, ЧК, Гулагом и 70 годами большевистской тоталитарной диктатуры.

Между прочим, и вся-то проблема тогда состояла в транспортировке – за Уралом гнил без малого один миллион пудов хлеба, но первая мировая война вызвала в тылу такой хаос на транспорте и воровство, что с конца 1916 года хлеб с перебоями поступал в столицу.

– Не думаете ли вы, что и сегодня та же ситуация, хотя и без войны?

– Почему без войны? Война – “холодная” экономическая – идет уже давно: рвутся многолетние хозяйственные связи, республики-государства, регионы, области отгораживаются шлагбаумами. Вот и в России наконец сподобились – в некоторых областях запрещали вывоз товаров со своей территории. Границы государств СНГ перегородили погранзаставами, таможней – словом, собственными “берлинскими стенами”. Местечковая политика явно возобладала над интернациональной экономикой – нашим, худо-бедно, “общим рынком” в рамках СССР и СЭВ.

Получается, что государствам – членам СНГ надо переходить на экономическую автаркию, как некогда феодальным княжествам после распада Киевской Руси?

– Стало быть, надо быстрее приватизироваться и вводить конвертируемый рубль, как при НЭПе?

– Конвертируемый рубль вводить надо, но при нынешней “либерализации” этот рубль сам быстро станет “товаром” – его начнут скупать и снова менять на доллары. Кстати, это уже имело место в 1927-1928 гг. и послужило одной из причин свертывания НЭПа – ведь наш “золотой рубль” не был связан “валютной змеей” с остальными западными валютами, он был “автаркичен” (доморощен). Как только ухудшилась международная обстановка вокруг СССР (разрыв в 1927 г. дипотношений с Англией и Китаем), в стране началась паника – скупали все подряд, не глядя на цену (“если завтра война…”). Что касается приватизации, то и она нужна, но хороших товаров частные заводики, мастерские и парикмахерские, как вы видите, много не прибавили. Сервис улучшился, уменьшились очереди в пивбарах – это да. Но промышленные товары могут дать лишь средние и крупные предприятия, а где их современная технология? Или вы думаете, что частная ткацкая фабрика на вывезенном еще в 1945 г. из Германии станке даст продукцию на уровне Южной Кореи или Гонконга?

– Вот-вот, “гайдаровцы” и говорят, что социалистическая экономика загнила, прилавки давно пусты, а они-де их заполнили, пусть и импортными товарами.

– Так заполняют свои прилавки все бедные страны – от Африки до Латинской Америки. Залежалыми продуктами стран “семерки” давно завалили весь “третий мир” – им это нетрудно, у них такая производительность, что “баунти” и “марсами” они и свет накормят. Но почему-то “гайдаровцы” не договаривают: одна только Япония с Южной Кореей способны завалить свет… автомобилями, компьютерами, телевизорами, в два-три раза более дешевыми, чем отечественные “утюги”. Но что тогда нам делать с нашими ВАЗами, ЗИЛами и Камазами и телевизорами “Горизонт”? Закрывать? А рабочих куда деть – отправить в бессрочный отпуск?

– Но ведь при НЭПе вышли из прорыва?

– НЭП ничего общего с приватизацией не имел – при НЭПе в частных руках было всего 4% собственности, а 96% оставалось в руках государства, т.е. номенклатуры ВКП(б). НЭП – это аренда земли крестьянами, мелких фабрик и лавок – нэпманами. Конечно, на фоне разрухи “военного коммунизма” и эта аренда была благом, да еще при торговле на “золотой рубль”. Продовольственные прилавки эта аренда пополнила быстро, а вот промышленные товары все равно были в дефиците – не случайно в 20-х годах было модным слово “ножницы” – деревня дешевое продовольствие давала, а вот город промышленные изделия – мало и по дорогой цене.

Между прочим, и сегодня “чистая” (не акционированная) – все те же 4% собственности, что и 70 лет назад.

– Что же получается: либерализация цен – не выход, частная собственность – не спасение? Как же строить рынок?

– Знаете, все мы остались внутри большевиками – нам бы ухватить “главное звено”, чтобы разом, по-ленински, “вытащить всю цепь”. А, по-моему, в этом и гибельность всех таких разовых подходов к экономике. Она действительно “цепи”, и за одно “звено” ее не вытащишь. Здесь работает комплекс – цены, конвертируемость рубля, новая технология, иностранные займы и инвестиции, современная налоговая система.

Вон в Италии и Греции – даром что обе в ЕЭС, а финансовая инспекция (полиция) вооружена автоматами и наручниками. А где в 1992-1993 гг. наша финансовая инспекция? Наши тетеньки с костяшками – это фининспектора? Во Франции в три дня не заплатишь налог со сделки в 500 долларов – штраф в десятикратном размере, где бы ты эту сделку ни заключил.

А наши СП тоннами вывозят сырье, валюту оставляют за границей, и все шито-крыто. Кто проконтролирует? Администрация президента? Вот поэтому и получил “Наш дом – Газпром” всего-то 10%.

– Но неужели новые российские власти не понимают, что так цивилизованный рынок не создают?

– В большинстве действительно не понимают, ибо выросли на устаревшей марксовой формуле “товар- деньги-товар”: механизма функционирования цивилизованного рынка не знают, искренне думая, что рынок – это лишь расширенный на всю Россию и СНГ прежний колхозный базар.

А те, кто понимает, тем более не хотят настоящего рынка – ведь он требует совсем других государственных руководителей. Фактически и в России, и особенно в других странах СНГ, вожди, как и Ильич, хотят остаться в пределах НЭПа (аренды) – государственного капитализма. В этом суть конфликта российского и московского правительства с биржевиками типа К.Борового и К0 – они ведь справедливо говорят и пишут: “Мы – не собственники, мы – арендаторы”. По сути борьба идет за разделение собственности и власти. Но наши “власти” этого боятся – экономически независимым обществом они управлять не смогут.

– Так где же может быть выход?

– В конкретных условиях крушения централизованного СССР государствам-членам СНГ без иностранной помощи не обойтись. Конечно, не так, как предлагает писатель-сатирик Александр Иванов в “Курантах”, – дать иностранцам право за рубли “покупать все, что угодно, – землю, дома, фабрики, заводы, месторождения полезных ископаемых”, т.е. сделаться колонией Запада.

Но и не так, как утверждают патриоты с о.Сахалин, что лучше все с детьми умрем с голоду, но четыре острова Курил япошкам не отдадим. Иначе создадим новую Дальневосточную республику и, как Чечня, отделимся от России…

Американцы не умирают с голоду и не стали колонией оттого, что японцы скупают Голливуд и другую недвижимость и наводняют США своими автомашинами.

В конце концов со времен Петра I и до сталинских пятилеток промышленный прогресс в России шел рука об руку с иностранными займами, инвестициями, помощью их “спецов”.

Сегодня, когда мы наконец перестали находиться во “враждебном капиталистическом окружении”, самое время вернуться к традициям взаимовыгодного финансово-экономического сотрудничества с Западом и Востоком.

Благо “капиталисты”, в отличие от времен НЭПа, реально готовы принять в нем участие.

– Выходит, в РФ и СНГ нужна смена ныне правящих элит?

– А она неизбежна и биологически произойдет в первые два десятилетия XXI века. Важно только, чтобы преемниками не стали внуки потомков нынешних “пролетарских якобинцев”.

Юрий КОВЕШНИКОВ

Хотите устроить в классе забавное соревнование? Тогда возьмите ходули и попробуйте с их помощью преодолеть какое-нибудь препятствие. Получится настоящее состязание и одновременно веселая народная игра.

Ходули

Человек всегда стремился подняться над землей и с высоты обозреть окрестности. Ему удалось это сделать с помощью ходуль – двух шестов с приступками. Ходули – это и жизненная необходимость, когда нужно преодолеть препятствие, и любопытство, и забава. “Деревянные ноги” распространены у многих народов. Американские индейцы, например, их использовали при переправе через реки, а затеяв игру “Высокий мяч”, они состязались, передвигаясь на ходулях.

Ходули были популярны и у славянских народов (на Украине, скажем, в некоторых местностях они назывались “хидлями”). Ходьба на ходулях по мелкой воде, через пустырь, заросший крапивой, развивала у сельских ребят смелость, силу, выносливость. Простейшие ходули сельские умельцы делали из жердей с развилкой в нижней части, которую обматывали веревкой, чтобы удобнее было ставить ногу. На концы шестов иногда набивали “башмаки”, чтобы ходули не вязли в грязи. А вот как описывалась конструкция ходуль на страницах журнала “Киевская старина” за 1904 год: “В две высокие жерди надо ввернуть с боков маленькие палочки или прибить дощечки. Можно даже несколько, повыше и пониже. Начинают с низких ходуль, и лучше всего делать первые шаги от забора или от стенки хаты. Зато уж тот, кто встал на самые высокие ходули, чувствует себя легко и свободно, вышагивая над головами улыбающихся взрослых. Особенно удобные и красивые ходули изготовляют в Чигирине”.

Как передвигаться на ходулях? Став на подножки ходулей, надо держать их так, чтоб верхние концы проходили за руками, локти прижать к телу, кисть повернуть, схватывая ходулю большим пальцем снизу, а четырьмя остальными сверху, тело держать прямо и при ходьбе несколько опираться на ногу, отставленную назад.

Владимир СУПРУНЕНКО

Этнографический вопросник

Продолжаем публиковать вопросы, которые помогут учителю, руководителю краеведческого кружка и всем, кто интересуется этнической историей своего края, составить программу исследований и систематизировать материалы изучения народного быта.

Родословная

1. Назовите членов семьи и основных родственников.

2. Как их называют у вас в семье? Кто кому кем доводится? Как в народе называется такая родственная связь?

3. Где ныне живут ваши родственники? Откуда они родом? Какую связь вы с ними поддерживаете?

4. Откуда родом ваши родители? Что вы знаете про населенные пункты, где они родились?

5. Где родились и где ныне живут ваши дедушка и бабушка? Что они знают про своих родителей (ваших прадедушек и прабабушек), близких родственников (социальное положение, характер, род занятий)?

6. Какой исторической глубины достигают корни вашего родословного дерева? До какого колена вы можете исследовать свою родословную? Что про нее знают ваши родственники, земляки?

7. Откуда берет начало ваша родословная? Что вы знаете про ваших самых древних предков? Где они жили? Чем занимались? Какие семейные легенды сохранились про них?

8. Откуда произошла ваша фамилия? Как называют “по-уличному” вас, ваших родителей, какие прозвища были у предков, родственников?

9. Как в семье чтят память пращуров? Когда и по какому случаю про них вспоминают родители, родственники? Какие моменты из их жизни и по какому случаю вам приводят в пример?

10. Существуют ли в доме семейные реликвии? Что про них известно? Как и где сохраняются вещи, которые принадлежат предкам?

Община

1. Как в народе называют жителей вашего селения? Почему? Как вы называете жителей окружающих населенных пунктов? Почему? Какие названия были распространены в прошлом?

2. Какие прозвища, уличные имена распространены в вашей местности?

3. Как были распространены собрания деревенской общины? Что на них решалось? Кого и как выбирали? Кто чаще имел слово? Как вели себя люди на этих сходках?

4. Практиковались ли у вас помочи (общий труд)? Какие работы исполнялись? Кто заправлял помочами? Как они заканчивались?

5. Какие были известны разновидности найма? Кто к кому нанимался? Когда и как это происходило? Какие были условия найма? Как составлялся договор?

6. Как разрешались местные конфликты, споры и ссоры соседей, членов семьи? Кто выступал судьей? Как определялась вина? По каким обычаям осуждали виновных? Какое наказание присуждали? Какие легенды, анекдоты, курьезные случаи вы знаете про сельские суды, наказание виновных?

7. Как осуждались в народе пьянство, лень, лицемерие, блуд, высокомерие и другие пороки? Какие человеческие качества народная мораль ценила, а какие осуждала?

8. Как относились в народе к нищим, калекам, погорельцам? Как им помогали? Как ценились старые люди? Как относились к ним в будни и праздники?

Продолжение следует.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте