11 ноября в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания «Социальные аспекты реализации Федерального закона № 122», которые вызвали огромный интерес не только депутатов, но и различных общественных организаций, политических объединений, профсоюзов. Ажиотаж понятен: закон, получивший название «антисоциального», должен существенно изменить материальное положение граждан, а также повлиять на развитие образования, науки, здравоохранения и других сфер.
Олег МОРОЗОВ, вице-спикер Госдумы РФ:
– За 11 лет моего парламентского опыта я не припомню законопроекта, который вызывал бы такое же количество споров. По масштабу своего воздействия на социальную жизнь его можно назвать революционным. Работа над этим законом велась в особом режиме. С момента его внесения до принятия была пройдена огромная дистанция, в ходе которой законопроект претерпел существенные изменения в лучшую сторону. Парламентское большинство, безусловно, понимает меру ответственности, которую оно взяло на себя, поддержав этот законопроект. Сегодня мы должны сделать все необходимые шаги, чтобы обеспечить грамотную, правильную, эффективную реализацию закона.
Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике:
– Закон №122 был, пожалуй, центральным событием весенней сессии Госдумы. При его обсуждении мы старались учитывать интересы тех, кого он затрагивает в первую очередь. Поэтому время перед первым и вторым чтением мы использовали для широких консультаций с представителями общественности. Ко второму чтению в законопроект было внесено более тысячи поправок, и в результате в нем появились важные нормы. Например, статья 153, не позволяющая ухудшать положение каких-либо категорий граждан в связи с вступлением закона в силу. У этой статьи три части. Первая говорит о том, что все обязательства, которые возникли перед гражданами по состоянию на 31 декабря 2004 года, должны быть выполнены. Те, кто имел право на получение льготного автомобиля или квартиры, в обязательном порядке должны получить соответствующие средства. Это зафиксировано в законе. Вторая часть статьи говорит о том, что размер денежных выплат гражданам – заработной платы, пособий и других – не может быть снижен по сравнению с тем, что был достигнут на 31 декабря 2004 года.
Решения будут принимать субъекты РФ, но они не имеют права уменьшать заработную плату бюджетников, включая все надбавки, пособия и социальные выплаты. Третья часть статьи говорит о тех категориях льготников, которые остались на попечении субъекта РФ. Это ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий. Субъекты РФ вправе принять решение о монетизации их льгот. Но при этом они не могут произвольно сокращать количество льготников и объем финансирования льгот. Их замена денежными выплатами не должна ухудшить положение граждан.
Закон зафиксировал так называемый социальный пакет – это компромисс, который был достигнут между предложениями правительства и требованиями о сохранении целого ряда льгот со стороны общественности. Такие льготы, как лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном железнодорожном транспорте, сохранены в виде натуральных льгот, именуемых в законе «социальными услугами». В 2005 году ими будут пользоваться все 16 категорий федеральных льготников. Начиная с 2006 года, они приобретают право выбора: отказаться от данных услуг и получать денежную компенсацию либо сохранить льготы в натуральной форме.
Нам удалось отстоять минимальный размер оплаты труда, как единую федеральную гарантию, которая должна действовать на всей территории страны.
Мы договорились о том, что Российская трехсторонняя комиссия будет принимать единые рекомендации по заработной плате работников бюджетной сферы. Фактически речь идет о модернизированном варианте тарифной сетки, которая будет утверждаться с участием профсоюзов и объединений работодателей. Органы исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне обязаны учитывать эти рекомендации при определении размеров финансирования учреждений бюджетной сферы.
Нам удалось отстоять положение о том, что группы инвалидности будут автоматически переквалифицированы в соответствующие степени утраты трудоспособности. Мы добились того, что сохраняется вычет льготных выплат при получении жилищных субсидий, отстояли основные права чернобыльцев и северян.
По нашему мнению, закон получился социально продуманным, и его реализация должна привести к улучшению положения значительной части граждан. Но мы знаем, что самые хорошие законы, самые благие намерения законодателя могут быть испорчены плохими исполнителями.
В этой связи у нас возникает много вопросов. По нашим данным, до сих пор не готов единый федеральный регистр льготников. Это означает, что те средства, которые заложены в бюджет для финансирования льготных выплат, могут быть признаны достаточными лишь условно. Пока мы не знаем точного количества льготников, мы не можем сказать, достаточно этих денег или нет.
122-й закон требует от правительства и структур исполнительной власти принятия 88 нормативных актов, без которых он не может быть реализован в полном объеме. Субъекты РФ не приняли соответствующие законы, хотя такая рекомендация содержалась в специальном постановлении Государственной Думы.
Мы хотели бы уточнить, в какой стадии находится процесс принятия этих решений сейчас. Располагают ли субъекты РФ необходимыми средствами для реализации этих законов? Насколько достаточен фонд компенсаций, заложенный в федеральном бюджете для помощи тем регионам, которые не смогут справиться с возложенными на них задачами?
Мы сохранили минимальный размер оплаты труда, а также норму о его поэтапном приближении к прожиточному минимуму не для того, чтобы МРОТ оставался простой декоративной величиной. Поэтому нас не устраивает предложение правительства о его повышении на 20 процентов с 1 января 2005 года. Если мы пойдем такими темпами, то МРОТ достигнет величины прожиточного минимума через 157 лет. Мы настаиваем на том, чтобы правительство обсуждало с нами совершенно иные перспективы. Мы предлагаем поставить вопрос таким образом: бюджет 2008 года должен быть принят с показателем МРОТ, равным прожиточному минимуму.
Мы также говорили о единых рекомендациях в оплате труда работников бюджетной сферы. Акции протеста, прошедшие осенью, показали, что бюджетники серьезно озабочены складывающейся ситуацией. В целом ряде регионов сегодня отсутствуют необходимые средства для повышения заработной платы, предусмотренного на федеральном уровне.
До сих пор не решен вопрос с обеспечением доступности социального пакета для тех категорий льготников, которые остаются на обеспечении регионов. Напомню, что закон №122 предусмотрел возможность субъектов РФ приобрести для своих категорий льготников единый федеральный социальный пакет, но это требует необходимых нормативных документов и рекомендаций со стороны правительства. Ведется ли соответствующая работа? У нас достаточной информации нет. Очевидно также, что льготные выплаты в январе потребуют авансовых платежей Пенсионному фонду уже в этом году. Между тем средства на льготные выплаты закладываются нами только в бюджет 2005 года. Следовательно, необходимы поправки в бюджет-2004, которые предусматривали бы предварительное направление средств Пенсионному фонду.
Михаил ЗУРАБОВ, министр здравоохранения и социального развития РФ:
– Работа по формированию федерального регистра фактически завершена. У меня нет оснований считать, что в декабре Пенсионный фонд РФ не сможет установить размер выплаты каждому из льготников, который будет иметь право на ее получение с 1 января 2005 года.
Рассматривая проект бюджета в правительстве и внося его в Госдуму, мы предполагали, что численность льготных категорий граждан будет составлять 12,6 миллиона человек. Это те люди, которые считаются потенциальными адресатами ежемесячной денежной выплаты – пенсионеры, получающие пенсию за счет средств Пенсионного фонда РФ. У нас есть абсолютно точные сведения, подтверждающие их право на меры социальной поддержки.
Но это только часть пенсионеров, данные по которым могут быть исчерпывающим образом проверены. Общее же количество льготников, по нашим оценкам, вплотную приблизилось к 15 миллионам человек. Поэтому предположение, что федеральный бюджет и правительство значительную часть нагрузки передали на субъекты РФ, с моей точки зрения, не вполне объективно.
Федеральному правительству предстоит израсходовать на эти цели весьма значительные суммы, заметно превышающие все расходы, которые будут производиться в регионах.
Еще в середине лета в Правительстве РФ, различных министерствах и ведомствах были созданы рабочие группы, начавшие подготовку нормативно-правовых актов, принятие которых позволило бы с 1 января 2005 года без боя приступить к реализации 122-го закона. На сегодняшний день часть из них уже принята. Часть находится на рассмотрении в правительстве. Рабочие группы решают несколько задач.
Первая – формирование федерального регистра, а также технологий обмена данными с регионами. Необходимо создать единую информационную базу для того, чтобы не допустить дублирования записей.
Вторая – группа вопросов, связанных с обеспечением граждан санаторно-курортным лечением и обслуживанием, включая проезд к месту отдыха.
Третья – организация лекарственного обеспечения льготных категорий граждан с 1 января 2005 года.
Четвертая – транспортное обслуживание льготников в пригородном железнодорожном транспорте.
Пятая – вопросы, связанные с реформированием системы медико-социальной экспертизы, которую необходимо превратить в федеральную структуру.
По каждому из этих направлений подготовлены детальнейшие планы. Председатель правительства еженедельно проверяет ход подготовки нормативных актов, заслушивает отдельные вопросы, определяя степень готовности к началу реализации этих программ с 1 января 2005 года.
Уже подписано соглашение с акционерным обществом «Российские железные дороги» о финансировании бесплатного проезда льготных категорий граждан в пригородных поездах. Инфраструктура для выдачи разовых и абонементных проездных документов подготовлена. Я полагаю, что с 1 января граждане, имеющие право на подобную меру социальной поддержки, без проблем воспользуются пригородным железнодорожным транспортом в привычном для них режиме.
Подготовлены списки лиц, которые получат санаторно-курортное обслуживание в следующем году. Сейчас эти списки, полученные от органов соцзащиты, сверяются с учетной базой Пенсионного фонда РФ. Предварительно заявки поданы на 21 миллион 87 тысяч человек. Эта цифра вполне соответствует объему санаторно-курортных путевок, которые федеральное правительство предполагает приобрести для организации отдыха в следущем году. Сейчас заканчивается квалификационный отбор санаторно-курортных учреждений, которые будут участвовать в этой программе. Как мы ожидаем, их количество может достичь тысячи.
Михаил РОКИЦКИЙ, член Комитетат Госдумы РФ по охране здоровья:
– Есть целый ряд вопросов, которые вызывают у нас беспокойство. Первый – хватит ли денег на компенсацию льгот? Как бы мы не попали в такую ситуацию, что в январе 2005 года у миллионов жителей России льготы будут отменены, а деньги они вовремя не получат. С чем связано наше беспокойство? С отсутствием полного списка льготников. Цифры, которые сегодня озвучивались, все-таки примерные.
Кроме того, существует неясность по поводу того, сколько конкретно средств потребуется для выплат населению. Насколько нам известно, в регионах сейчас идет определенная кампания по присвоению групп инвалидности. Это делается для того, чтобы переложить содержание части инвалидов на федеральный бюджет, и вызывает споры между Минфином и регионами. Пока центр и регионы будут выяснять отношения, может оказаться, что часть льготников в январе не получит соответствующего финансового обеспечения.
Следующая проблема – готовность законодательной базы на местах. На 15 октября полностью приняли законы об обеспечении льготников только два субъекта РФ – Ростовская и Ленинградская области. В первом чтении они были утверждены в шести регионах, еще примерно в двадцати эти акты только внесены на рассмотрение законодательных органов. Мы надеемся, что сегодня ситуация лучше. Но она все равно вызывает беспокойство.
Мы запрашивали у регионов информацию о том, какие меры разрабатываются по лекарственному обеспечению граждан, социальная поддержка которых относится теперь к расходным обязательствам субъектов РФ, как обеспечено финансирование из бюджетов. Обобщение данных по 24 регионам выявило такую картину: выверенных регистров льготных категорий нет нигде. Объемы средств, которые заложены на лекарственное обеспечение, трудно считать обоснованными, может оказаться, что они недостаточны.
Вопросы вызывает перечень заболеваний, который до сих пор определялся постановлением правительства от 1994 года. Как быть с больными, которые не имеют группу инвалидности, но страдают хроническими заболеваниями, требующими постоянной лекарственной терапии? Я имею в виду сахарный диабет, онкологию, психические расстройства, бронхиальную астму и т.д. Сегодня законом защищены только две категории больных: ВИЧ-инфицированные и больные туберкулезом, по остальным заболеваниям полной ясности нет.
В регионах вопрос о выделении средств на лекарственное обеспечение решается по-разному. Диапазон очень широк. По нашим данным, в Вологодской области расходы на льготников в месяц составят в среднем 81 рубль, в Самарской – 150 рублей, в Ленинградской – 201 рубль. Однако сам механизм и порядок лекарственного обеспечения до конца не ясен. Если больной диабетом относится к федеральным льготникам, может ли регион не планировать расходы на его обеспечение инсулином? Сможет ли федеральный центр его обеспечить и конкретно каким образом?
Для лекарственного обеспечения льготников по ряду заболеваний возможно использование средств федеральных целевых программ «Туберкулез», «СПИД», «Сахарный диабет» и так далее. Но с 1 января 2005 года перестает действовать положение пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса, которое позволяло передавать субъектам РФ лекарства и медицинское оборудование, закупаемое в рамках федеральных целевых программ. В федеральном бюджете на 2005 год сохранены три программы и 11 подпрограмм, но механизма передачи материальных ресурсов учреждениям в субъектах РФ нет. Это может расцениваться как нецелевое использование средств.
Чрезвычайно важен вопрос об оплате труда и социальной поддержке медицинских работников. Заработную плату бюджетников в целом и медиков в частности планируется повысить на 20 процентов только в федеральных государственных учреждениях. В соответствии с законом № 122 субъекты РФ должны самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников бюджетной сферы. Сегодня бюджетники защищены лишь одним положением закона №122, которое говорит о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда в регионах не могут быть ниже таковых на 31 декабря 2004 года. Это положение не распространяется на выпускников медицинских вузов, контрактников, у которых контракт истекает до конца 2004 года, на работающих по совместительству. Все прекрасно знают, что среди медиков таких очень много. С сожалением могу прогнозировать дальнейшее увеличение разрыва в оплате труда бюджетников и работников других отраслей экономики.
Сегодня сильно ущемлены почетные доноры, ликвидированы многие льготы для тех людей, которые всю жизнь безвозмездно сдавали кровь. На наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность включения почетных доноров в перечень категорий, имеющих право на набор социальных льгот.
В законе №122 не прописано, что детское питание – расходное обязательство субъектов РФ. В отдельных областях власти отказываются выделять бюджетные деньги на питание детям.
Сергей РЯБУХИН, аудитор Счетной палаты РФ:
– По поручению Государственной Думы Счетная палата РФ дала экспертное заключение на проект 122-го закона. В каком же положении находятся сегодня субъекты РФ и в каких условиях им придется исполнять свои обязательства в 2005 году? Из 89 регионов бюджет 2003 года с профицитом выполнили лишь 29. Общий объем профицита – 14,1 миллиарда рублей. 60 субъектов РФ исполнили бюджет с дефицитом, его объем – без малого 70 миллиардов рублей.
Государственный долг субъектов РФ на 1 января 2004 года составлял 287 миллиардов. Внешний государственный долг равен 42,5 миллиарда, просроченная кредиторская задолженность – 85 миллиардам рублей. Эти и другие цифры мы привели не только в экспертном заключении на проект закона №122, но и в заключении на проект бюджета будущего года. На коллегии Счетной палаты РФ мы говорили о диспропорциях и разбалансировке региональных бюджетов. На это мы обратили внимание министра финансов РФ Алексея Кудрина. В ответ Алексей Леонидович сказал, что стратегический резерв в правительстве есть и речь о нем пойдет при обсуждении проекта бюджета на 2005 год. По его словам, этот резерв будет использован для того, чтобы покрывать разрыв по бюджетному обслуживанию социальных нужд субъектов РФ. Скажу сразу, что по нашим расчетам, 30 миллиардов рублей явно не хватит, потому что в 40 субъектах РФ есть просроченная задолженность по заработной плате. Вместе с начислениями она составляет 11 миллиардов рублей. Правда, Госкомстат называет более серьезную цифру – 21 миллиард, а ведь еще предстоит обязательное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, которое предусмотрено в наступающем году.
Алексей СУРИКОВ, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России:
– 122-й закон становится важной частью государственной социальной политики. К сожалению, пока в этой политике нет четких критериев, последовательности и стратегии, понятной обществу.
В течение многих лет мы пытаемся добиться от исполнительной власти согласованной поэтапной работы по выводу МРОТ на уровень прожиточного минимума. Но, увы, наши контакты с правительственной стороной пока не привели к желаемому результату. На наш взгляд, надо завершить эту работу.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов говорит, что правительство часто и необъективно критикуют. Но откуда может появиться доверие к власти, если она не выполняет прежние социальные обязательства? Например, еще правительство Михаила Касьянова победно рапортовало о том, что федеральный центр справился со своими долгами по зарплате. Но, к сожалению, правительство до сих пор должно 350-370 миллионов рублей работникам бюджетной сферы. Это пример для местных властей и работодателей. Если федеральные власти ведут себя подобным образом, то почему бы им не вести себя так же?! Надо реализовать то, что записано в Генеральном соглашении, срок которого истекает в этом году. А в нем записано, что мы совместными усилиями должны решить проблему ликвидации всех долгов по зарплате, которые сегодня в общей сложности составляют более 21 миллиарда рублей.
Необходимо ускорить внесение в Госдуму законопроекта о новой потребительской корзине. Решение этого вопроса сильно затянулось.
На наш взгляд, при принятии новой редакции Жилищного кодекса надо установить порядок финансовой помощи из федерального бюджета на возмещение расходов организаций ЖКХ в части, не покрываемой за счет вносимой гражданами платы за жилье и коммунальные услуги.
Кроме того, должен быть принят конкретный закон, который установит общеприменимый и реальный механизм индексации денежных доходов граждан – зарплаты, пенсий, пособий, компенсаций. Старый закон, который все критикуют, не работает. Так давайте внесем поправки с учетом опыта прожитых лет и сделаем хороший, грамотный закон, чтобы обществу была понятна система действий власти по увеличению доходов граждан.
Новая редакция закона о занятости населения в РФ может привести к снижению уровня социальной защищенности граждан на рынке труда. По нашим оценкам, изменения, внесенные в этот закон, больше ориентированы на пассивные выплаты, чем на активную государственную политику по созданию новых рабочих мест. На наш взгляд, необходимо предусмотреть механизмы государственного финансирования программ содействия занятости и налоговые механизмы, стимулирующие работодателей финансировать такие программы.
Комментарий Михаила ЗУРАБОВА:
– У федерального бюджета никакой задолженности перед работниками бюджетной сферы нет. Долги есть в шести субъектах РФ. В четырех регионах задержка составляет до 14 дней, в двух – до месяца. Общая задолженность достигает 1,1 миллиарда рублей, в том числе 376 миллионов – в образовании и здравоохранении. За последний месяц долги по зарплате в бюджетной сфере сократились на 150 миллионов рублей.
Совокупная задолженность всех отраслей по зарплате за год уменьшилась на 30 процентов и на сегодняшний день составляет 21,1 милиарда рублей. Если соотнести ее с фондом оплаты труда – 5 триллионов рублей, то это небольшая сумма.
Комментарии