search
main
0

Льгота маленькая, но зато всем. Время размышлять об олимпиадном движении

Олимпиадное движение – это то, с чем вузы Петербурга связывают большие надежды. Во всяком случае региональные олимпиады характеризуются как способ отбора талантливой молодежи. Поэтому не случайно секция по перспективам развития олимпиадного движения в рамках проходящей в Петербурге конференции «Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации», организаторами которой стали Минобрнауки, Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, Межрегиональная ассоциация дополнительного образования, ожидалась многочисленной по составу участников. Таковой она и была. Правда, ввиду отсутствия руководителей секции беседа проходила в режиме монолога.

Позицию Минобрнауки озвучивал руководитель Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Исаак Калина. В частности, он заметил, что его «агитировать за олимпиаду не надо, и сторонником использования олимпиады как механизма льготирования поступления в вузы он стал в пику льготам медалистов». Правда, есть одно «но», о котором следует говорить в аудитории экспертов. Позиция – «победители олимпиады в субъекте РФ имеют право поступления в вуз своего субъекта РФ, победители окружного этапа олимпиады имеют право поступления в вуз своего округа и только победители заключительного этапа имеют льготы поступления во все вузы страны» – неверна. По мнению чиновника, она впрямую противоречит статье 5 Закона РФ «Об образовании», где говорится, что получение образования не зависит от пола, расы, национальности и места жительства. В противном случае получается, что победитель городской олимпиады Санкт-Петербурга имеет льготу при поступлении во все вузы Северной столицы, а победитель, скажем, областной олимпиады – нет. Тем более лишен этой льготы победитель олимпиады, допустим, Чукотского автономного округа, поскольку на территории Чукотки нет ни одного вуза. Отсюда следует, что все туры российской олимпиады должны быть равны. В качестве предложения прозвучало следующее: «Все олимпиады на уровне субъектов РФ должны проводиться по равновесным заданиям».

Как многократный риск Исаак Калина определил ситуацию, когда все победители региональных олимпиад получают право поступить во все вузы России на бюджетные места без вступительных экзаменов. Во-первых, может случиться такой наплыв на конкретный факультет конкретного вуза, с которым вуз просто не справится. Во-вторых, будет потерян интерес детей к заключительному этапу всероссийской олимпиады, поскольку льгота оказывается, по сути, одной и той же. В-третьих, есть большая вероятность спровоцировать стремление региональных организаторов порадеть «своим» участникам олимпиады и облегчить условия победы на региональном этапе, дабы ребята могли поступить в престижный вуз.

Позиция Минобрнауки в этом вопросе склоняется к уменьшению льготы победителям региональных олимпиад. То есть ребенок будет иметь право не сдавать вступительный экзамен по предмету олимпиады, поскольку в качестве максимального результата ему зачтется его победа, однако это не освобождает его от обязанности сдавать остальные вступительные экзамены. При этом победители заключительного этапа всероссийской олимпиады сохранят все льготы при поступлении в вуз. Есть также мысль расширить количество участников заключительного тура всероссийской олимпиады за счет проведения очно-заочных межвузовских олимпиад для тех ребят, кто не попал в жесткую пирамиду этапов всероссийской олимпиады.

Исаак Калина сформулировал вопросы, на которые участникам конференции предлагалось ответить: насколько оправданы окружные этапы олимпиад? Нужно ли сохранять как девяностый регион закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), где сложилась нормальная система олимпиад? Делать ли льготу победителям региональных олимпиад меньше, то есть в виде зачета одного предмета, но зато одинаковой по всей России? И какова продолжительность действия подобной льготы?

Оспорить или поддержать позицию министерства в режиме прямого диалога никто из участников конференции не пожелал, однако в кулуарах прозвучало несколько мнений по проблемам развития олимпиадного движения. Так, к сожалению, есть факты, когда информацией об олимпиадном задании владеют на этапе его печатания.

Надежда Большакова, представляющая государственное образовательное учреждение «Центр развития дополнительного образования Ленинградской области», в качестве нарекания в адрес оргкомитета всероссийской олимпиады выдвинула следующее: очень часто вопросы, составляющиеся для областных этапов олимпиады, являются некорректными, а ответы на них – неправильными. Если такие неправильные ответы считаются правильными на уровне всероссийской олимпиады, то это – непонятная позиция. Что касается необходимости проведения промежуточных этапов олимпиады, то здесь мнение таково: если Петербург имеет право посылать команду от города прямо на заключительный этап всероссийской олимпиады, то, например, Ленинградская область должна еще участвовать в зональном этапе олимпиады. Это нецелесообразно в смысле затрат и навевает мысль о недоверии к результатам, полученным ребятами. Еще одна несправедливость касается квоты наполнения команд. Если от Петербурга на заключительный этап всероссийской олимпиады выезжает команда 10-15 человек, то от области – 3.

Вопрос о льготе при поступлении в вуз может быть снят, поскольку призерам областных олимпиад она не нужна. Ребята-победители и так сдают на «пять» профильный предмет. Другое дело, что им необходима скидка на непрофильную дисциплину. Часто случается так, что ребенок, увлекшись, допустим, биологией, запускает русский язык. Естественно, сколько бы он его ни сдавал, он неизменно получит низкий балл. Было бы разумно давать ему при поступлении право выбирать непрофильный предмет для сдачи по нему экзамена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте