search
main
0

Левша проиграл Остапу Бендеру. Участникам международных школьных олимпиад из России не хватает ни денег, ни времени

«Время, которое у нас есть, – это деньги, которых у нас нет», – говорил Остап Бендер, обнадеживая загрустившего Кису Воробьянинова. Как видно, для успеха дела необходимо иметь либо достаточно денег, либо вволю времени. Без этого даже великий комбинатор окажется бессилен. Участникам Международных школьных олимпиад приходится работать в худших условиях: в режиме цейтнота и при недостаточном финансировании. В этом году «математикам» это удалось лучше, «физикам» – несколько хуже.

В конце июля из Афин вернулась школьная сборная страны по математике. На шестерых одиннадцатиклассников пришлось четыре золотые медали (ими наградили Андрея Бадзяна из Челябинска, барнаульца Михаила Исаева и петербуржцев Михаила Дубашинского и Надежду Петухову), одно «серебро» (Игорь Шнурников, Краснодар) и одна «бронза» (Дмитрий Пермяков, г. Снежинск Челябинской области).

– В этом году наше «золото» оказалось высшей пробы, – ликует Назар Хангельдыевич Агаханов, руководитель сборной, доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института (физтеха). – У Дубашинского и Бадзяна – 42 балла из сорока двух возможных! Всего четырем школьникам в мире (а на олимпиаде было 486 участников из 85 стран) удалось получить самый высший балл. Двое из них – наши. Российская команда – единственная, в которой сразу двое участников справились со сложнейшей комбинаторной задачей №3. Многие сборные ее вообще не одолели. В десятку лучших участников (судя по количеству баллов) входят трое наших ребят, в первую «двадцатку» – четверо.

Через несколько дней из южнокорейского Фоханга возвратились школьники-«физики». Там на пятерых оказалось четыре «серебра» (Семен Глазырин из Снежинска Челябинской области, Игорь Оферкин из Новочебоксарска, Иван Андреев (Черноголовка), Григорий Речистов из Вологды) и одна «бронза» (Яков Лесничий из Кропоткина (Краснодарский край). В неофициальном общекомандном зачете наша страна оказалась на восьмом месте.

– Выделилась группа стран, которые традиционно побеждают, – говорит Валерий Павлович Слободянин, руководитель физической сборной, доцент кафедры общей физики Физтеха. – Это азиатский Восток и США. Там талантливым школьникам оказывают реальную государственную поддержку, а главное – у них достаточно времени на подготовку.

Государственную поддержку сборные получают и у нас. Новое министерство науки и образования попыталось даже усилить свою роль в финансировании подготовки к олимпиадам. Чтобы попасть на Международную олимпиаду, талантливые школьники должны пройти две Всероссийские и несколько сборов. Самые ответственные, летние, заканчиваются за неделю до выезда на соревнования. Раньше эти сборы (загородный пансионат, питание детей и, как добавляет Агаханов, «хорошо бы – зарплату педагогам») оплачивали те регионы, из которых приезжали школьники. Само министерство платило только оргвзносы, а также оплачивало международный авиарейс, оформление страховок и виз. В этом году новое правительство решило полностью взять на себя финансирование сборов. Руководители команд получили гарантийные письма с обязательством оплатить все «задним числом».

– Финансовые проблемы – не самые серьезные, – убежден Валерий Слободянин. – Не все определяется достатком страны. Скажем, Великобритания – очень богатое государство, но где у нас Англия? Даже в десятку лучших стран не вошла. Где Германия, Швеция? Их тоже нет среди лидеров. У нашей сборной другая проблема: не хватает времени.

Наши школьники приезжают на последние летние сборы «с бала на корабль». В прямом смысле: на следующий день после выпускных балов. Их никто не освобождает от выпускных экзаменов в школах. Хотя все, кто попадает в Международную сборную, имеют право быть зачисленными в любой профильный вуз без экзаменов. В этом году «олимпиадники» выбирали в основном Физтех, мехмат МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета.

– Представляете, какая нервотрепка? – говорит Валерий Слободянин. – Готовиться к выпускным экзаменам (а в худшем случае – сдавать их досрочно), думать о предстоящей олимпиаде… В Китае кандидатов в национальную сборную на полгода селят при Шанхайском университете. А у нас – только трехнедельные сборы. Что за это время успеешь?

По мнению Валерия Павловича, было бы намного легче, если бы Министерство образования и науки освобождало участников сборной (а они определяются задолго до олимпиады) от школьных экзаменов. Тогда то время, в которое одноклассники сдают выпускные экзамены, «сборники» могли бы посвящать самостоятельной подготовке к международным соревнованиям. А на сборах можно было бы делать упор на физические опыты, подготовку к экспериментальному туру.

С «экспериментом» у российских олимпийцев проблема. «В некоторых школах даже простейших осциллографов нет! – восклицает Слободянин. – А на олимпиаде ребятам иногда приходится работать с двухканальным осциллографом. В этом году в Фоханге на экспериментальном туре олимпиады надо было исследовать «механический черный ящик» (который на самом деле не коробка, а запаянная с обеих сторон трубка). В него был запрятан металлический шарик, который крепится к торцам двумя пружинами разной жесткости. Школьники должны были аккуратно, как лаборанты, без всякой фантазии провести эксперимент и построить необходимые графики. Но они не успели усвоить культуру оформления выкладок. С этим туром наша команда справилась хуже, чем с теорией».

И это при том, что школьники у нас «рукастые», могут и блоху подковать – были бы условия. В этом году впервые в качестве отдыха между теоретическим и экспериментальным турами «физикам» предложили творческий конкурс. Надо было построить летательный аппарат с заданными техническими характеристиками. Их запускали под самый потолок в роскошном актовом зале ФосТеха – Фохангского университета науки и технологии и следили, за какое время они опустятся с пятнадцатиметровой высоты. «При довольно внушительном весе – более полукилограмма – наш аппарат продержался в воздухе почти пять с половиной секунд!» – гордится Валерий Слободянин.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте