search
main
0

“Левизна” вовсе не болезнь

Утверждают некабинетные ученые

Все 55 лет своего существования Институт возрастной физиологии РАО интенсивно работает, несмотря ни на какие перемены в жизни страны. “У нас были периоды полегче и посложней, чем сегодня, – говорит директор института Марьяна Безруких. – Мы пережили трудные времена с задержкой зарплат и отсутствием в наших лабораториях необходимого оборудования. Нелегко и сейчас: мало молодых научных работников, желающих работать в условиях низкой заработной платы”.

Тут с директором трудно не согласиться. Лаборант получает 298 рублей в месяц, научный сотрудник – до 450 рублей, старший научный сотрудник – 660, ведущий специалист – 735.

В институте – единая концепция научных исследований. Ее цель – помогать педагогам составлять эффективные методики обучения. “Все наши экспериментальные лаборатории и площадки, – подчеркнула Марьяна Михайловна, – находятся в школах и дошкольных учреждениях. Мы не кабинетные ученые. Знаем нужды и проблемы школы и работаем для нее”. На базе 710-й московской гимназии ученые института изучают проблему подготовки к школе. Уже издана соответствующая “Азбука” и “Рабочие тетради” к ней. В планах – большой обучающий комплект “Ступеньки к школе”, включающий книгу для учителя и пять рабочих тетрадей. Они тоже помогут ребенку освоить азы школьной науки.

Лаборатория Л. Кузнецовой и М. Антроповой ведет исследование состояния здоровья детей на протяжении года. Ученые исследуют умственную работоспособность, ее динамику, психическое состояние школьников, а потом дают физиолого-гигиеническое обоснование и рекомендации по учебному плану и режиму дня.

В течение десяти лет в институте проводились исследования психофизиологии письма. Их результат – новые прописи по системе Эльконина и Давыдова для леворуких детей, а также “Книга для учителя по обучению письму”. Пособия вошли в федеральный комплект.

Почему именно леворукие дети? Ведь их всего 5-12 процентов. В своей книге “Почему учиться трудно?” Марьяна Михайловна отвечает: “Не так давно к леворукому ребенку мы относились как представители одной из народностей Нигерии: левую руку они считают “негодной”, а левшей – вообще ненормальными. В нашей педагогике вопрос решался просто: всем писать только правой рукой, а леворуких детей – переучивать.

Не менее активны бывали и родители. Многие переучивали детей просто потому, что все пишут правой. А может, боялись, как бы над левшой не стали смеяться, или считали – в дальнейшем “левизна” помешает получить профессию, а то и потому, что сами – переученные левши.

Такое переучивание обычно приводит к неврозам, а об успешности формирования навыка письма и говорить не приходится…”

Вот тесты, которые предлагают ученые, чтобы определять “лево- или праворукость”:

переплетите пальцы рук (у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой);

скрестите руки на груди (“поза Наполеона”) (у правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть – под правым предплечьем, у левшей сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем – правая);

поаплодируйте (у правшей более активная правая рука, у левшей – левая; а дети чаще аплодируют двумя руками);

откройте небольшую коробочку, например спичечный коробок. Задание: найдите спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает);

“игра в мяч”. Мяч (теннисный) кладется на стол, нужно взять, бросить и поймать его несколько раз.

В последние годы все учебники по физической культуре подготовлены лабораториями института. Две книги – “Леворукий ребенок в школе и дома” и “Знаете ли вы своего ребенка” пользуются большой популярностью среди учителей и родителей.

Наталья МАТВЕЕВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте