search
main
0

Лев Толстой, писатель и охотник Как безвестный писатель на известного повлиял

К началу работы над “Войной и миром” Толстой был опытным охотником. Он познакомился с мастерством псовой охоты еще при жизни отца. Вопрос об источниках сцен псовой охоты Ростовых в романе более столетия волнует толстоведов и охотников.

Есть давняя загадка текстуального совпадения сцен охоты из “Войны и мира” с аналогичными сценами “Записок мелкотравчатого” Егора Дриянского – ныне совсем забытого писателя. “Мелкотравчатыми” называли охотников, державших менее десяти собак. Сегодня, в связи с выходом 100-томного академического собрания сочинений Льва Толстого, этот вопрос вновь поднят. И чтобы ответить на него, пришлось пересмотреть публикации по вопросам охоты в жизни и творчестве писателя за последние 50 лет, то есть после выхода 90-томного юбилейного собрания.
“Записки мелкотравчатого” публиковались в конце 1857 года в журнале “Библиотека для чтения”. Они повествуют о реальных охотничьих сценах реальных охотников. Что касается описания приемов псовой охоты, то, кстати, для начинающих эти “Записки…” даже более полезны, чем профессиональное руководство.
Охотники оказались более пристрастными в поисках, чем литературоведы. Так, в одном из разделов альманаха “Охотничьи просторы” (N7 за 1957 год), вышедшего в дни 100-летнего юбилея выхода “Записок…” Дриянского, перед читателями была поставлена задача найти по дневникам, переписке Толстого и его окружения документальное подтверждение того, что писатель читал “Записки мелкотравчатого”. Ответ опубликован не был…
Так позаимствовал Толстой что-либо у Дриянского или нет? Проследим хронологию охотничьих работ обоих писателей. Начнем с того, что в середине теперь уже позапрошлого столетия псовая охота, как и карточная игра, была не модным поветрием, а устоявшимся усадебным бытом. Толстой и Дриянский – люди одного поколения, были в молодости офицерами, увлекались охотой. Дриянский в 1851 году в журнале “Москвитянин” публикует первую главу “Записок мелкотравчатого”. Толстой пишет свои воспоминания об охоте с отцом для “Детства”, но в окончательной редакции опускает их. Дальше оба автора сотрудничают в “Библиотеке для чтения”. В этом журнале Толстой публикует рассказы “Встреча в отряде с московским знакомым” (1856 г.), “Три смерти” (1859 г.), повесть “Казаки” (1863 г.). Дриянский – шесть глав “Записок мелкотравчатого” (1857 г.), все десять глав выходят в 1859 году.
Кажется, Толстой должен был бы видеть работу Дриянского, но видел ли? Разберем детальнее события 1856 года. В августе в дневнике Толстого появляется запись: “Придумал “Отъезжее поле”, мысль которого приводит меня в восторг”. Что послужило импульсом для замысла этого произведения, от которого осталось в результате лишь несколько страниц, неизвестно. В ноябре и декабре того же года в редакции “Библиотеки для чтения” Толстой диктовал и отделывал свой рассказ “Встреча в отряде с московским знакомым”. А в декабре журнал дал анонс публикаций на следующий год, где значились “Записки мелкотравчатого”. Значит, Толстой знал о редакционных планах опубликовать произведение, посвященное охоте. Судя по дневниковым записям, он активно работал над охотничьей темой в конце 1856 года и начале следующего, а затем, видимо, бросил, узнав, что к публикации принята работа Дриянского. Тема теряет прелесть новизны. Толстоведы пишут, что книжки “Библиотеки для чтения” за 1857 год Толстой просматривал, но “Записок мелкотравчатого” не упоминают.
Детальное описание технологии псовой охоты у Толстого единственное и более нигде не встречающееся. Оно совпадает не только с описанием Дриянского, но и других охотников – авторов “Журнала охоты” за 1858 – 1860 годы. Совпадает с описанием в одной из книг Николая Киреевского, крупнейшего охотничьего авторитета XIX века. С ним дружил не только сам Толстой, но и его отец. А само описание охоты Ростовых появилось только в 1865 году, непосредственно после охоты, проведенной Толстым совместно с Киреевским в Орловской губернии. Описание охоты Ростовых – это не дневниковые записи, чувствуется плановая заданность – проследить охоту на волка, лису, зайца, причем во всех случаях удачную. И Толстой, прекрасно владевший языком, в свою схему вписал бытовые детали и мизансцены, описанные не только у Дриянского, но даже и у многих охотников предшествующего столетия. Приоритет остается за поколением отцов и дедов. Впрочем, на принципе творческого осмысления наследия предков построен весь роман “Война и мир”.

Всеволод КУЧИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте