Общество привыкло, что героизм – это что-то далекое и недосягаемое. Когда мы говорим о героях, нам представляется элитная когорта людей, вылепленная совершенно из другого теста, нежели все остальные люди. На деле же оказывается, что герои ходят среди нас. Зачастую ими оказываются самые обычные люди, которые поднимаются на защиту Родины по зову сердца.
Таких героев в российской истории огромное количество. Особое место среди них занимают люди, спасшие нашу страну от нацизма. Солдаты и генералы, матросы и адмиралы, тыловики, врачи, партизаны, дети – все они стали неотъемлемой и самой главной частью Великой Отечественной войны.
В наших сердцах есть место для каждого героя, но особое значение для нашей школы имеет Герой Советского Союза Лев Михайлович Доватор. Казачий генерал стал неотъемлемой частью школьной жизни, про его подвиг знает каждый ученик, а его имя вызывает чувство гордости. Наш школьный музей является самым настоящим живым напоминанием о героизме доваторовцев. Музейное пространство доступно, современно и интерактивно знакомит учеников с легендарной историей мужества и отваги. Самое главное преимущество нашего музея в том, что он постоянно доступен ученикам. Частично вписанный в коридорное пространство, музей стал весомой частью повседневной жизни школьного коллектива.
20 февраля исполняется 120 лет со дня рождения Льва Михайловича Доватора. И мы еще раз вспоминаем удивительного и разностороннего человека, любящего семьянина и настоящего патриота!
Лев Доватор родился 20 февраля 1903 года в селе Хотино Витебской губернии. Родители были крестьянами, и рассчитывать на карьеру военного, да даже просто о ней мечтать, мальчик не мог. Однако он мечтал защищать Родину. В итоге мечта стала смыслом жизни!
Настоящие возможности, как это ни странно, открыла Гражданская война. В 1921 году Лев Доватор оканчивает школу второй ступени и начинает свой трудовой путь на льнопрядильной фабрике в Витебске. Жизнь будущего героя резко меняется в 1924 году, именно тогда он вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Всю оставшуюся жизнь Доватор практически непрерывно учился. В 1925 году окончил Военно-химические курсы, в 1929 году – кавалерийскую школу. Именно после кавалерийской школы Льву Михайловичу Доватору был доверен взвод 27‑го кавалерийского полка – он стал его командиром.
Верховное командование всегда отмечало Доватора. Сложно было не заметить юношу, готового ринуться в бой по первому зову Родины. В 1936 году его направляют на учебу в Военную академию имени М.В.Фрунзе. Будучи студентом академии, Доватор принимает участие в гражданской войне в Испании, где получает свой первый масштабный боевой опыт. Будущий генерал проявил себя прекрасным наездником и надежным военным. В приоритете у Доватора всегда были люди, находящиеся у него в подчинении. Он был заботливым командиром, делившим все тягости военного времени со своими людьми. Именно таким он и запомнился своим солдатам.
Верховное командование не преминуло и в этот раз отметить особые качества Доватора. В марте 1941 года его назначают начальником штаба 36‑й кавалерийской дивизии. Именно в этой должности и застает Льва Михайловича Доватора Великая Отечественная война. В первые дни войны он находился на лечении в московском госпитале, откуда фактически сбежал, чтобы присоединиться к своей дивизии. Доватору не удалось прорваться к своим солдатам – дивизия попала в окружение. Лев Доватор поступил в распоряжение штаба Западного фронта. Практически сразу молодому и перспективному военному, отлично показавшему себя в боях, доверяют оперативную кавалерийскую группу 29‑й армии. На ее основе 26 ноября 1941 года будет создан легендарный 2‑й гвардейский кавалерийский корпус. Именно с ним будут затем связывать имя казачьего генерала.
Доваторовцы станут известны своими дерзкими вылазками в тыл врага. Войска вермахта будут всерьез опасаться неустрашимого генерала и его солдат. Корпус Доватора станет настоящим бедствием для немцев: внезапность, выверенность и слаженность действий, быстрота и настоящая смертельная опасность станут основными козырями кавалеристов. Сам фюрер лично назначит за голову легендарного генерала немыслимую по тем временам награду – 100 тысяч рейхсмарок. Фактически это стоимость целого истребителя.
Лев Михайлович не думал о наградах, званиях и почестях. Как человек бывалый, он понимал, что от его действий зависит успех нашей армии, которая вынужденно отступала в первые месяцы войны. Своими героическими и смелыми действиями генерал со своими бойцами давали передышку передовым частям Красной армии и подрывали силы противника. Осенью – зимой 1941 года это было чрезвычайно важно!
Врагу легендарный генерал так и не сдался. При атаке на деревню Палашкино под Рузой 19 декабря 1941 года Лев Михайлович Доватор был смертельно ранен пулеметной очередью. Доваторовцы отомстили за своего генерала. Солдаты вермахта, участвовавшие в наступлении на Палашкино, вспоминали дикую ярость и неустрашимость кавалеристов, которые повторяли один и тот же призывный кличь: «За Родину! За Доватора!» Немцы в том бою были отброшены.
21 декабря 1941 года гвардии генерал-майору Льву Михайловичу Доватору за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В школе №2098 во все памятные даты проходят мероприятия, посвященные Л.М.Доватору и его подвигу. В стенах школы еще в 1970 году был основан музей 17‑й гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии имени ГСС Л.М.Доватора. Ветераны дивизии, боевые товарищи первого директора А.А.Буданцева, воины генерал-майора Льва Михайловича Доватора стали постоянными гостями школьной экспозиции. Они же передавали в дар музею свои фронтовые вещи: гимнастерки, фляжки, походные котелки, сапоги и многое другое. Коллекция музея постепенно росла и пополнялась. Сегодня школьный музей – это уже не просто отдельное помещение, где хранятся реликвии прошлого, а жизненная среда, которая постоянно окружает учеников. Наш музей занимает несколько помещений, одно из которых – холл школы. Школьники ежедневно проходят по нему не один десяток раз. Фронтовые письма, ордена и медали, боевые фотографии становятся частью повседневности. Ребята имеют возможность рассматривать и изучать экспонаты в любое удобное для них время. Таким образом формируется устойчивое чувство сопричастности прошлому. Это важно. Как говорил Д.С.Лихачев, «память истории священна».
Самое удивительное в этой истории, что она принадлежит самому обычному человеку – искреннему патриоту своей Родины! До тех пор пока в нашей стране есть такие люди, пока герои – обычные граждане, в сердцах которых живет любовь к своей Отчизне, наше государство будет стоять непоколебимо!
Мария СЕНОТРУСОВА, заместитель директора школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора;
Елизавета КАШНИЦКАЯ, Елена ПЕРЕЖОГИНА, учителя истории школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора
Комментарии