Из чего складывается патриотическое воспитание? Прежде всего из любви к Родине, к ее истории. Важно не потерять ту связующую нить между прошлым и будущим, что не делает нас манкуртами – людьми, потерявшими память. Действительно, следует уделять больше внимания изучению родного края. Чтобы заинтересовать ребят историческим прошлым, учителя нашей школы используют новые формы работы. Например, ведется исследовательская и поисковая деятельность, разработана викторина об истории здания на платформе Яндекс.Формы, планируется создание канала на YouTube для расширения аудитории и трансляции материалов из летописи школы.
Как и многие здания в центре Москвы, наша школа богата своей необыкновенной историей. Однажды побывав здесь, во 2‑м Обыденском переулке, начинаешь понимать всю ценность русской старины. Само здание, дворик школы, коридоры, классы таинственностью и красотой располагают к размышлениям о прошлом, поэтому решение создать собственную летописную книгу было предопределено! Но писать историю – дело непростое: многие материалы в связи с пережитыми тяжелейшими событиями просто безвозвратно утеряны. Приходится собирать данные по крупицам. А рассказать есть о чем…
Действительно, летопись школы велика и многогранна: это история дома, судьба учебного заведения, жизненный путь тысячи людей – директоров, педагогов, учеников, многие из которых достойны глубокого уважения и памяти за большие заслуги перед Отечеством.
Страница первая. Дома, как люди…
Особое место в летописи занимает история самого здания. Старинное название местности, на территории которой находится школа №1529, – Остожье. До 1922 года 2‑й Обыденский переулок назывался 2‑м Ильинским, так как через дорогу от школы находится Ильинский храм – один из старейших в Москве, чудесным образом уцелевший после войн, пожаров и гонений советской власти. Здание школы тоже пережило немало событий. Собственно, как учебное заведение оно стало функционировать с 1903 года, после реконструкции архитектора Леонида Александровича Херсонского для частной женской гимназии Екатерины Констан. Учреждение проработало до 1918 года. В 1920‑х гг. здесь помещалась школа-коммуна с индустриальным уклоном имени П.Н.Лепешинского. В 1923-1929 гг. располагалось Российское общество по изучению Крыма. Во время Великой Отечественной войны в доме был устроен госпиталь, а в послевоенное время – педагогические курсы и методический кабинет.
В 2002 году в отреставрированное здание переехала гимназия №1529 с углубленным изучением английского языка. И по сей день здесь идут уроки, а на переменах звучит детский смех.
Страница вторая. Голос из прошлого
Гимназическое образование… Каким оно было в прошлом веке в частном учебном заведении под руководством Е.Констан? Действительно, интересно узнать, каковы режим дня, расписание занятий, какие предметы изучали, как оценивались ответы, кто преподавал. Этими вопросами задаешься, когда следуешь по коридорам школы, осознавая, что более ста лет назад здесь степенно гуляли между занятиями благородные дамы, а уроки проводили образованнейшие люди того времени.
Например, Александр Иванович Некрасов, приват-доцент кафедры астрономии и геодезии и приват-доцент по кафедре прикладной математики физико-математического факультета, с 1917 года – доцент физико-математического факультета, преподавал математику и физику в женских средних учебных заведениях Москвы, специальные разделы механики на Московских высших женских курсах. Или еще одна выдающаяся личность – Никольский Александр Васильевич, церковно-певческий деятель, духовный композитор и педагог. Никольский был большим знатоком школьного хорового пения. Составленный им совместно с Н.Кашкиным учебник по теории пения в школе является ценным вкладом в школьно-певческую методическую литературу. Необыкновенным дарованием отличался Густав Густавович Шпет – русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы (знал 17 языков). Действительный член и вице-президент Государственной академии художественных наук. Эти преподаватели создавали фундамент современной педагогики, их голос звучит до сих пор в трудах по разным школьным дисциплинам.
Страница третья. Сердце, отданное детям
В первые годы после установления советской власти школе был присвоен номер «29» с подчинением Отделу народного образования Хамовнического районного Совета рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов. В предвоенные, военные и послевоенные годы в число самых известных и престижных школ входила и школа №29.
Успехи школы неразрывно связаны с именем Екатерины Васильевны Мартьяновой, которая более 30 лет являлась директором школы и отдавала ей все силы и педагогический талант. Ее заслуги по достоинству оценены государством: она была награждена орденом Ленина, ей присвоили звание «Заслуженный учитель», в 1946 году избрали депутатом Верховного Совета СССР. Ее беззаветное служение детям стало материалом для создания фильма «Сельская учительница», в котором Вера Марецкая сыграла роль учителя Варвары Васильевны Мартыновой. Именно Екатерина Васильевна Мартьянова послужила прообразом героини фильма.
Страница четвертая. Чистый лист
Проходит время, все изменяется, но суть школы остается прежней – учить детей! Возрождается и гимназическое образование в школе №1529, но уже в Гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. С нетерпением все сообщество учителей, родителей, учащихся ждет открытия отреставрированного здания в Староконюшенном переулке. И на летописных страницах появятся новые события и герои, которые достойно продолжат традиции предыдущих поколений.
Наталия ГОЛЬЦОВА, Татьяна НИКОНОВА, школа №1529 имени А.С.Грибоедова
Комментарии