Мало кто знает, что в брянской школе № 56, где директором О. Заварзин, существует школьный народный музей военной журналистики, которым руководит Галина Ивановна Хухрикова. Поисковая группа музея сегодня осуществляет экспедиционный проект «Звезда», посвященный 65-летию освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, которое будет отмечаться в сентябре. В программе поездки в Москву – сбор материалов о военных журналистах – выпускниках Львовского высшего военно-политического училища, основанного в 1939 году в г. Брянске, встреча с преподавателями и курсантами факультета журналистики Военного университета, посещение Оружейной палаты Московского Кремля, Звездного городка.
С чего начинался музей? Преподаватель истории Г. Хухрикова рассказывает, что все вышло, казалось бы, случайно. В 1974 году перед 9 Мая в школу пришло распоряжение привести в порядок могилы похороненных на кладбище военных журналистов – редактора газеты Брянского фронта «На разгром врага» полковника Александра Воловца и литературного сотрудника Зои Хмелевской. Там-то школьники встретили пожилого, с седой шевелюрой и окладистой бородой мужчину. Познакомились: Александр Карлович Лапин, бывший ответственный секретарь газеты «На разгром врага». Живет в Брянске. Пришел перед праздником Победы к последнему приюту боевых товарищей поклониться их памяти.
– А вы знаете, кто здесь похоронен?
Школьникам выбитые на могильных плитах фамилии мало о чем говорили. И старый журналист-фронтовик решил восполнить этот пробел в ребячьих знаниях. Те, например, и не знали, что в газете «На разгром врага» служил писателем – была такая должность во фронтовых газетах – поэт Иосиф Уткин.
– В августе 1941-го по заданию редактора старшего батальонного комиссара Воловца Уткин выехал на участок фронта, где нашими войсками готовился прорыв. На митинге он выступил с речью, читал свои стихи. Хотя в его обязанность не входило идти в атаку, но он пошел: «Я выступал на митинге, призывал, а потом что – в кусты?» Поначалу атака наша захлебнулась, и Уткину вместе с командирами, политработниками пришлось заниматься самым трудным делом – тушить начинающуюся панику. И ее потушили. Контратака врага была отбита. Но осколком снаряда поэта тяжело ранило…
Видя, как загорелись глазенки школьников при его рассказе о военных корреспондентах, что с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом» прошли сквозь огонь и стужу Великой Отечественной, Александр Карлович понял: эта случайная встреча не должна стать последней. И на следующий день он пришел в школу. Разговор продолжился. Теперь уже не только со школьниками, но и с учителями.
Дальнейшее развитие событий показало, что случайность недаром считают проявлением закономерности. Более обстоятельный рассказ ветерана о своей газете «На разгром врага», которая с преобразованием в октябре 1943 года Брянского фронта в Прибалтийский, а затем во 2-й Прибалтийский обрела новое название «Суворовец», вызвал в школе такой интерес, что возникла мысль создать в ней музей этих двух газет. Когда же Александр Карлович связался со своими сослуживцами по газетам «На разгром врага» и «Суворовец», то решили пойти дальше, и в 1975 году в Брянске в средней школе № 56 открылся музей военной журналистики, получивший впоследствии статус народного. Больше, насколько известно, в России школьных музеев такого профиля нет.
Все эти годы музейный фонд постоянно пополняется. Нынешняя поездка музееведов, или, как они ее назвали, экспедиционный проект «Звезда», пятая. Ей предшествовали проекты: в 2001 году – «Поля российской славы» – поездка в районы боев на Курской дуге; в 2002 году – «Ратоборец» – по местам боев 2-го Прибалтийского фронта; в 2004 году – по тютчевским местам; в 2006 году – «Красный воин», посвященный юбилею газеты Московского военного округа.
И отовсюду следопыты возвращаются не с пустыми руками. Сейчас в музее более трех с половиной тысяч экспонатов. На 90 процентов все они подлинные предметы военных лет: личные вещи фронтовиков, печатные издания, награды, переданные в музей семьями фронтовых корреспондентов, аудио- и видеозаписи воспоминаний ветеранов военной журналистики и главное достояние – пропитанные духом истории подшивки фронтовых газет. Экспозиции размещены по разделам: «Печать – боевое оружие наше», «Мы ведем поиск», «Они работали в газете», «Боевые пути фронтовых газет», «Памяти павших будьте достойны», «Мы к штыку приравняли перо».
Музей поддерживает связь с военными учебными заведениями городов, которые во время войны освобождали войска Брянского и 2-го Прибалтийского фронтов, редакциями газет Московского, Ленинградского военных округов, радиостанцией «Славянка», с архивами. Когда Львовское высшее военно-политическое училище, главная кузница военных журналистских кадров, было нашим, связи между этими учебными заведениями были особенно тесными. Училищная газета «Политработник», например, служила предметом исследований, по ней готовились рефераты. Боевой путь двух фронтовых газет – это своего рода иллюстрация при изучении истории Великой Отечественной войны на школьных уроках. Одна из задач музея, что закреплено документально, – подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах.
Работа музея получила достойную оценку. Он лауреат Всероссийских конкурсов школьных музеев военно-исторического профиля, посвященных 50-летию (1995 г.), 55-летию (2000 г.) и 60-летию (2005 г.) Победы в Великой Отечественной войне.
Одно из направлений в работе школьников-следопытов – это поиски героев публикаций фронтовых газет. Так, о командире полка Герое Советского Союза подполковнике И. Третьяке ребята впервые прочитали в газете «Суворовец». В 1970-е годы, когда открылся музей, Иван Моисеевич был уже генералом армии, а в 1982-м стал еще и Героем Социалистического Труда. С помощью ветеранов-журналистов 2-го Прибалтийского фронта школьники установили с ним связь и все это время поддерживали ее.
После смерти Ивана Моисеевича эстафету приняла его вдова Мария Петровна. Ее рассказ о муже – не о военачальнике и герое, а о человеке – можно назвать уроком нравственности, уроком этики семейной жизни – той, где царят взаимопонимание, терпение и любовь. Следует подчеркнуть немаловажную деталь: несмотря на то, что Иван Моисеевич занимал в Вооруженных Силах высокие посты, Мария Петровна, выпускница Военного института иностранных языков, куда бы ни бросала мужа служба, первым делом шла в местную школу устраиваться на работу. И так всю жизнь прослужила она школьной учительницей. Учила ребят английскому языку.
Большинство приехавших в Москву ребят – экскурсоводы в своем музее. У каждого – свой объект, свое тематическое направление. Девятиклассница Лора Литвинова, например, ведет экскурсии у памятника на Поляне журналистов, где в 1941-м размещалась редакция газеты «На разгром врага»: стела из красного гранита, увенчанная приравненным к штыку серебристым пером. Вадима Гапеева можно назвать биографом генерала армии И. Третьяка. Он и на встрече сидел рядом с Марией Петровной (на снимке вверху). Карина Савкина – отличница, губернаторский стипендиат, председатель совета музея – первая помощница Галины Ивановны. Та и в конференц-зале редакции усадила девочку по правую руку от себя (на снимке внизу).
Своей популярностью, всем, что сейчас он имеет, теми же поездками, подобными нынешней, музей обязан своему руководителю – Галине Ивановне Хухриковой, энергии которой можно позавидовать. Не думается, что эту поездку школе преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой. Надо было в необходимости такой поездки кого-то убедить, кого-то обаять, на кого-то нажать, что-то выбить. Нашего короткого знакомства с ней хватило, чтобы прийти к выводу: все это она умеет делать. Не для себя – для дела, для ребят.
Комментарии