search
main
0

Лето. Золотой Плес. 2001 Учебная практика с пользой и удовольствием

Собираясь с десятиклассниками в Плес и назвав эту поездку учебной практикой, мы составили “Дневник исследователя” и распечатали его для каждой группы в форме тетрадей на печатной основе. Первую часть, посвященную древнему городу, придумала я; вторую – о городе современном – сами ребята. Маленький и уютный Плес, расположенный в центре Золотого кольца, чрезвычайно удобен для подобной исследовательской работы, ибо соотнесение полученного на уроках или почерпнутого из учебников по истории и географии теоретического знания, например, о двухчастной структуре средневекового города (крепости и посада) с конкретной местностью и объектами на ней или выявление ландшафтного принципа планировки древних русских городов – дело, как выяснилось, непростое. Отметим, что и знакомство с сегодняшним днем маленького провинциального городка сулило немало неожиданных открытий молодым жителям огромного мегаполиса.
Мы изучали город во время запланированных экскурсий и необходимых продолжительных перемещений от музея до столовой, от столовой до станции юных туристов (СЮТ), на которой мы жили (точнее, лишь ночевали, еще точнее…), и обратно, во время самостоятельных дневных под жарким июньским солнцем, вечерних и даже более поздних при ясной луне прогулок по группам; при посещении музеев, магазинов и прочих заведений, а также во время бесед с местными жителями, которые на удивление охотно отвечали на наши многочисленные вопросы. Образовательная деятельность, впрочем, не заменяла и не мешала другой – развлекательной.
Особый рассказ о посещении музея “Русская изба”, где проводятся оригинальные занятия по отечественной истории и культуре (ул. Спуск с горы Свободы, д.1, тел. (093-39) 4-33-06). В избе и на музейной усадьбе кто хотел – полепил глиняные горшки, посверлил копией средневекового сверла, пораздувал огонь в очаге, примерил средневековые украшения и амулеты; кто хотел – с разными чувствами наблюдал, как одноклассники проделывали все перечисленное; а кто-то просто упал в траву на Соборной горе (она же гора Свободы, на склоне которой и расположен этот музей) и вволю насладился тишиной и красотой открывающихся с нее волжских просторов.
Перед поездкой мы сходили в Третьяковскую галерею, в 37-й Левитановский зал. Обошли его по нескольку раз, рассматривая все висящие по периметру картины, узнавая новые для себя и заново открывая уже, казалось бы, ранее известные, например “Владимирку” – образец русского исторического пейзажа, по которой, как вспомнили, даже сочинение когда-то писали. Зато в Плесе каждый уже не только достоверно знал о существовании художника Исаака Ильича Левитана, но и с легкостью мог перечислить пять – семь его картин. (Жаль только, что знаменитый плесовский музей Левитана на ремонте). Посещение Третьяковки не прошло даром: обобщенный образ того Плеса, что на знаменитых полотнах “Вечер. Золотой Плес”, 1889 и “После дождя. Плес” 1889, оказался удивительно узнаваем в Плесе нынешнем. И старинная деревянная церковь Воскресения Христова (хоть она и была привезена туда позже из села Бирюлево на место сгоревшей) на горе Левитана, на которую мы забрались в один из вечеров уже на закате, напомнила образ той, что на картине “Над вечным покоем”. Возникло особое ощущение узнаваемости незнакомого города. Словом, в Плесе мы пытались по мере сил “вжиться и начать понимать”…

Ольга КРЫЛОВА

Город Плес
Дневник исследователя

I. Географическое положение г.Плеса
1. Определите макроположение города Плеса.

Древнерусский город

Макроположение древнерусских городов определялось их размещением:
1) на торговом пути “из варяг в греки”;
2) в землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился основной ареал расселения Древней Руси;
3) на юго-восточной степной окраине русских земель, где строились города-заставы.

2. Определите, как изменялось географическое положение Плеса во времени. Например, каким оно было в XVII-XVIII веках и как изменилось в конце XIX века в связи с открытием железной дороги Иваново-Вознесенск-Кинешма?

3. Дайте оценку современного макрогеографического положения Плеса.

Древнерусский город
Микроположение древнерусских городов диктовалось требованиями обороны и торговли.

4. Определите микроположение города Плеса.

Ii. Главные пространственные элементы древнерусского города

Древнерусский город

Микрогеография древнерусских городов отличается четкостью. Структурно они состоят из двух частей: кремль (или детинец) и посад (подол), где селились ремесленники, купцы, землепашцы. К посаду прилегали слободы.

1. Какие пространственные элементы средневекового города сохранились (если сохранились) в Плесе?

2. Средневековые древнерусские города имели пространственные отличия от средневековых городов Европы. Какие?

3. Какие новые пространственные элементы возникли в XVII-XVIII веках и сохранились до нашего времени?

Iii. Ландшафтный принцип планировки древнерусских городов

1. Определите особенности микрорельефа города.

2. Определите особенности микрорельефа городских огородов.

3. Определите, в чем проявляется ландшафтный принцип планировки древнерусских городов?

IV. Храмы и их роль в пространственной организации города

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте