Организация летнего отдыха детей в Москве озаботила руководителей образовательных организаций и учреждений культуры еще год назад. Практика показала, что летние лагеря и краткосрочные образовательные программы оказались востребованными.
К тому же многие родители опасались отправлять детей в дальние путешествия в силу экономических причин и из соображений безопасности, а внутренний туризм радовал поклонников активного отдыха (походов, сплавов) и тех, кто занимался чем-либо на продвинутом уровне (например, интенсивные курсы в лингвистических школах и сборы для команд по робототехнике). Оставшиеся могли выбирать между немногочисленными досуговыми программами в учреждениях культуры и образования, частными программами без четко заявленного результата и поездкой к бабушкам и дедушкам за город. Последний вариант возможен и доступен не всегда. Бюджетные места в образовательных организациях и учреждениях культуры быстро закончились. А стоимость участия в некоторых коммерческих программах доходила до 15-20 тысяч рублей в неделю.Департамент образования города Москвы руководствовался тем, что у родителей должен быть выбор: отдать ребенка в государственную или частную организацию, на образовательную или досуговую программу, занять его на полный день или только частично, оставив время для хобби и отдыха. Оставалось определить наилучший формат организации и проведения летних программ.Обсуждение велось и на селекторных совещаниях Департамента образования, и на Московском международном салоне образования, который прошел в Москве в апреле 2016 года. Одна из его площадок называлась «Пятая четверть» – именно там образовательные организации представляли свое видение летних образовательных программ, сотрудники организаций делились опытом, спорили, договаривались о сотрудничестве…Еще до того как было опубликовано постановление Правительства Москвы №291-ПП от 26.05.2016 «Об организации в 2016 году городского отдыха детей в период летних школьных каникул» (далее – постановление №291-ПП), руководство Департамента образования поставило перед руководителями подведомственных учреждений задачу – предложить детям программу на летние месяцы. Программа должна была быть достаточно интересной, чтобы выиграть в глазах детей и их родителей невысказанную конкуренцию с улицей, и разнообразной, чтобы привлечь и технаря, и гуманитария, и еще не определившегося.Сотрудники Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара определили, что главными конкурентами наших образовательных программ будут не улица и дача, а диван, телевизор и компьютер. Поэтому решено было сконцентрироваться на образовательных программах – таких, по итогам которых каждый обучающийся узнал бы нечто новое, получил практические навыки и смог применить их в своей жизни. При этом у нас был козырь: если школа располагает широким перечнем возможностей для работы с детьми в возрасте от семи до семнадцати лет, то учреждение дополнительного образования работает со всеми – от дошкольников до выпускников. Соответственно в штате учреждения есть педагоги, специализирующиеся на обучении детей разных возрастов, с учетом их психологических особенностей.Мы понимали, что сможем дифференцировать программы по возрастам: подготовить отдельный блок развивающих программ для детей 5-6 лет и программы для тех, кому уже исполнилось 15-16 лет. Хотя и отдавали себе отчет в том, что подростки старше 15 лет будут в меньшинстве: для них приоритетной задачей в это время будет сдача ЕГЭ и отдых после поступления в ссузы и вузы.Постановление №291-ПП задало достаточные требования к летним программам. Во-первых, оно определило возраст детей, для которых организуется летний отдых, – 7-14 лет. Во-вторых, оно установило, что детский отдых осуществляется в будние дни в рабочее время (с 9.00 до 18.00) с обеспечением бесплатного трехразового питания и проведением образовательных, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий. При этом медицинское обеспечение мероприятий, связанных с организацией детского отдыха, должен был обеспечить Департамент здравоохранения города Москвы, транспортное сопровождение мероприятий взял на себя Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а финансовое обеспечение мероприятий было предписано осуществлять за счет и в пределах бюджетных ассигнований на реализацию соответствующих государственных программ города Москвы и не включенных в государственные программы города Москвы направлений деятельности указанных органов исполнительной власти города Москвы.Дворец творчества имени Гайдара не вошел в число 430 учреждений, подведомственных Департаменту образования, на базе которых организуется детский отдых, по самой прозаической причине: у нас не было специальных помещений для приготовления и приема пищи. Таким образом, мы не могли обеспечить непрерывное пребывание детей во Дворце творчества с 9.00 до 18.00. Но это не помешало нам организовать и провести на базе Дворца творчества летние образовательные программы. Просто изменился принцип их построения.Какие программы мы предложилиРаз мы не укладывались в единый стандарт, мы создали свой собственный в предложенных рамках.Летние образовательные программы во Дворце творчества имени Гайдара решено было организовывать по следующим принципам: вместо цельного образовательного блока, когда родитель приводит ребенка в учреждение утром и забирает его вечером, мы предложили детям и их родителям модульные программы. На портале www.pgu.mos.ru была открыта запись в 59 краткосрочных образовательных программ разной направленности: художественной, социально-педагогической, технической и физкультурно-спортивной.В рамках услуг художественной направленности детям предлагалось научиться рисовать, вырезать по дереву, петь и танцевать.Услуги социально-педагогической направленности были представлены «Веселым английским» и «Мягкими навыками» (soft skills).Техническую направленность услуг представляли авиамоделирование, робототехника и радиоэлектроника. Причем два последних кружка были запущены во Дворце творчества впервые и сразу же снискали огромную популярность.Физкультурно-спортивная активность проходила в плавательном бассейне: дети учились плавать и совершенствовали свои умения под руководством опытных педагогов; образовательные программы были разделены на почти двухчасовые блоки с пятнадцатиминутным перерывом в середине каждого из них и обедом с 14.00 до 15.00. Ребенок мог посетить от одной до четырех образовательных программ в день.Каждая образовательная программа длилась две недели, программы были подразделены на две сессии: 1-15 июня и 16-29 июня. Можно было записаться максимум на восемь разных программ в месяц.Все программы проводились на бюджетной основе.Образовательные программы проходили на территории Дворца творчества, в здании и в парке имени Шкулева.На старте мы были готовы к тому, что обучающиеся захотят попробовать как можно больше разных программ. На практике нашлись желающие записаться на одну и ту же программу дважды. Это не было проблемой: педагоги построили образовательные программы по своим предметам таким образом, что «опытные» либо повторяли пройденный материал, который они уже успевали забыть, либо получали более сложное задание, требующее и знаний, и смекалки.За время, свободное от занятий, дети успевали пообедать дома или зайти в комнату для приема пищи и культурно съесть «сухой паек», заботливо собранный мамой.В любое время, пока длились образовательные программы, детей сопровождали вожатые Городского совета старших вожатых города Москвы. Они проводили активные игры на свежем воздухе: дворовые игры формата лапты, «штандер-стоп», «Море волнуется раз» и привычные классики и резиночку. Те, кому хотелось более спокойного времяпрепровождения, рисовали, играли в настольные игры или читали книги: июнь стал звездным часом буккроссинга во Дворце творчества, еще никогда книги Аркадия Петровича Гайдара и о нем не пользовались такой популярностью.Реклама и привлечениеОсновными каналами распространения информации о летних образовательных программах были официальный сайт Дворца творчества dpgaidar.mskobr.ru и информационные доски перед территорией и на первом этаже здания.Группа Дворца творчества в социальной сети ВКонтакте vk.com/dt.gaidar выполняла вспомогательную роль: в ней мы публиковали упрощенные новости о планах на лето со ссылкой на первоисточник – сайт учреждения. Поскольку регулярно обновляемая группа появилась у Дворца творчества только в марте, у нее было всего 150 подписчиков. Ни о какой искусственной накрутке популярности речи не было: группе были нужны только уникальные пользователи, более того, те самые люди, которые ходят во Дворец творчества, знают его и могут выступать проводниками наших идей.Целевой аудиторией новостей на сайте и объявлений были родители и дети старшего возраста. Портрет посетителя был достаточно точным, потому что в марте мы провели исследование аудитории Дворца творчества, а в апреле завершили самообследование. Отчет о самообследовании можно найти на официальном сайте дворца.Исследование аудиторииИз данных, полученных при исследовании пользователей услуг Дворца творчества, было важно учесть следующее:- аудитория Дворца творчества, по данным на 1 апреля 2016 года, составляла около 2000 прямых получателей услуг – это уникальные посетители, получающие образовательные услуги во Дворце творчества. К ним можно было смело добавить членов их семей (родители, другие старшие родственники или опекуны получают информацию о программах, им принадлежит право окончательного решения, записывать ребенка на ту или иную программу или нет);- почти 100 процентов аудитории Дворца творчества постоянно проживают в Юго-Восточном административном округе города Москвы, подавляющее большинство – в ближайших районах. Это облегчало задачу – наша аудитория живет поблизости, регулярно бывает у нас, и ей не составит труда задать уточняющие вопросы сотрудникам Дворца творчества и быстро записаться на образовательные программы;- по состоянию на 1 апреля 60 процентов посетителей занимались в формированиях художественной направленности, 27 процентов отдавали предпочтение спорту, 11 процентов – услугам социально-педагогической направленности, 2 процента предпочитают технику. На тот момент авиамоделирование было единственной услугой технической направленности, представленной на улице Шкулева, и мы понимали, что низкая популярность таких услуг связана не с низким интересом к ним, а с ограниченным предложением. При этом в нескольких школах района были заявлены дополнительные услуги по обучению робототехнике. Решено было расширить перечень технических услуг и понаблюдать, насколько востребованными они окажутся. Основной упор был сделан на художественные и социально-педагогические услуги, традиционно популярные и известные среди посетителей Дворца творчества. Популярность программ по обучению плаванию также не вызывала сомнений, бассейн летом всегда был хорошей идеей, особенно если до ближайшего бассейна в районе нужно ехать на автомобиле или на автобусе;- треть пользователей услуг (28 процентов посетителей) занималась в более чем одном формировании: 22 процента пользователей (518 человек) получали две услуги, 5 процентов (114 человек) – три услуги, 1 процент (23 человека) ходили в четыре кружка или секции. Более того, девять человек пользовались пятью услугами;- при более тщательном анализе посетителей оказалось, что большинство лояльных посетителей, посещающих два и более кружка, – члены одних семей. А значит, старший брат или сестра приводит младших на занятия и забирает их домой. Если ему (ей) и родителям понравятся летние образовательные программы, то скорее всего на них запишутся все дети в семье.Таким образом, мы получили портрет получателя информации о летних образовательных программах: это человек, уже знающий о Дворце творчества и пользующийся его услугами, живущий поблизости, лояльный и заинтересованный в новых услугах. Оставалось определить акценты в способах донесения информации о летних образовательных программах до такого человека.Каналы распространения информацииНам сослужило хорошую службу отсутствие во Дворце творчества свободного доступа к wi-fi: ожидающие своих детей привыкли читать, играть в настольный теннис и просматривать доски объявлений. Даже самая скромная афиша мгновенно становилась событием и привлекала внимание.За месяц до начала летних программ мы опубликовали новость о них на сайте и продублировали ее в группе ВКонтакте.Параллельно утверждался точный перечень образовательных программ. Когда он был готов, привлеченный дизайнер разработал макет буклета о летних программах с описанием самих программ, логики построения каждой смены, инструкциями по записи и яркими опознаваемыми фотографиями тех услуг, на которые мы предлагали записаться. Буклет был напечатан тиражом 1000 экземпляров. По сто штук буклетов было передано в территориальные отделы Дворца творчества в четырех других районах Юго-Востока Москвы. Остальная часть тиража была распространена на территории главного здания Дворца творчества имени Гайдара на улице Шкулева, 2. Они были выложены на стойках на первом этаже основного здания и концертного комплекса. В мае практически каждый день в концертном зале проходило минимум один, чаще два массовых отчетных концерта или фестиваля, поток гостей не иссякал, и буклеты исчезали со стоек очень быстро.Буклет был сверстан таким образом, что две его страницы легко превращались в афишу-постер с легко узнаваемой символикой Дворца творчества. Афиши были размещены на информационном стенде на первом этаже и на стенде перед входом на территорию учреждения.Кроме того, партнеры летней программы помогли распространять информацию:Российская ассоциация образовательной робототехники (РАОР) сделала возможным работу кружка робототехники, предоставила педагога и конструкторы, распространила информацию о летней программе во Дворце творчества среди членов ассоциации;Городской совет старших вожатых города Москвы привлек вожатых, а они в свою очередь запустили «сарафанное радио»; АНО «Аллея доброты» привлекла педагога по программе радиоэлектроники, предоставила расходные материалы и оборудование для занятий, сделала рассылку о летней программе по своим каналам.Отношения со всеми партнерами, зоны ответственности и направления совместной работы были урегулированы соглашениями о сотрудничестве.И конечно, сами работники учреждения помогали распространять информацию о летних программах и записывали на них своих детей.За неполный календарный месяц на летние образовательные программы во Дворце творчества имени Гайдара записались почти 900 человек.Как строилась ежедневная работаПервого июня в 10 часов утра во Дворец творчества пришли записавшиеся на образовательные программы первого блока. Их встретили вожатые Городского совета старших вожатых и проводили в кабинеты к педагогам. Начались первые занятия.Мы не планировали отдельной церемонии открытия с торжественными речами. Директор Дворца творчества обратилась к учащимся и их родителям неформально, на первом этаже, перед началом первых занятий, и пожелала им удачи. Уже днем на летней сцене Дворца творчества прошел концерт, посвященный Дню защиты детей. В концерте принимали участие коллективы Дворца творчества. У занимающихся была возможность послушать и посмотреть его, а у их родителей – составить впечатление об уровне услуг во Дворце творчества и, возможно, отметить интересные коллективы для последующей записи в них.Занятия проводились в тех же кабинетах, в которых педагоги привыкли работать. С учетом размера каждой группы помещения могли быть реорганизованы: например, в кабинете робототехники потребовалось передвинуть всю мебель, чтобы организовать зону работы на компьютере и «опытный полигон» – поле, по которому ездили собранные и запрограммированные роботы. А в танцевальном зале и кабинете изобразительного искусства все осталось на своих местах.По мере необходимости мы добавляли информацию о программах или правилах поведения в бассейне. Например, спортивный отдел Дворца творчества, посмотрев на огромные банные полотенца, в которых путались некоторые маленькие пловцы, подготовил оптимальный список снаряжения для занятий в бассейне, по сути, шпаргалку для родителя. Этот список был опубликован на сайте и в группе в социальной сети и на всякий случай продублирован в форме объявления при входе в спортивный комплекс Дворца творчества.Каждый день сотрудники управления развития и методисты Дворца творчества наблюдали за ходом обучения: незаметно заходили в аудитории, с разрешения педагога бесшумно фотографировали процесс, после занятий беседовали с педагогами об их впечатлениях от работы. Самые яркие фотографии публиковались самостоятельно или в виде коллажа в группе Дворца творчества ВКонтакте и в личных профилях в Инстаграме. Каждое такое фото помечалось специально созданным хэштегом #летовгайдаре (варианты – #летовгайдаре2016, #лето_с_гайдаром). Постепенно к процессу подключились и вожатые, и сами дети. Теперь по этим хэштегам можно увидеть подборку действительно живых снимков, лучших альбома на память и рекламы летних программ сложно себе представить.Последнее занятие почти каждой программы было отчетным. Дети приглашали на него своих родителей и друзей и показывали им, чему успели научиться за две недели. Успехи в плавании, танцах, эстрадном вокале и технических дисциплинах повергли гостей в состояние шока. Педагогам и администрации Дворца творчества было очень приятно получить мгновенную обратную связь.Результаты летней программыС 1 по 29 июня 894 человека в возрасте от 5 до 18 лет учились во Дворце творчества имени Гайдара. Руководство Дворца творчества специально не делало никаких прогнозов относительно числа обучающихся, но такой результат превзошел даже самые смелые ожидания.Родители оставили на сайте учреждения более двадцати положительных отзывов. Ни на сайте, ни в социальных сетях, ни в личных беседах с педагогами и методистами не было получено ни одного негативного мнения.По итогам летней программы было решено развивать услуги технической направленности и на основной территории, и в территориальных отделах. «Мягкие навыки» стали частью новой образовательной услуги – «Делового клуба» – наряду с финансовой грамотностью и ораторским искусством. С сентября во Дворце творчества появится больше десяти новых образовательных услуг, запись на них будет вестись и на бюджетной, и на внебюджетной основе.Летние образовательные программы показали, что взрослые тоже готовы включаться в работу, им интересны услуги Дворца творчества, они доверяют их качеству. С сентября мы в пилотном режиме запускаем несколько новых платных программ для людей старше 18 лет. Запись в одну из групп по скандинавской ходьбе завершилась за месяц до начала занятий.Сотрудничество с РАОР и «Аллеей доброты» продолжается. А работа с Городским советом старших вожатых будет выведена на качественно новый уровень – вожатые будут помогать Дворцу творчества развивать Российское движение школьников.Работа над программой #летовгайдаре2017 уже начата.Надежда КУРАНИНА, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;Ольга ПУГАЧ, начальник управления развития Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии