search
main
0

Лето разное, будь со мной! Каникулы – это возможность подумать о делах

Зеленая трава и манящая прохлада воды, аромат хвои и чарующее пение птиц, долгие дни и короткие теплые ночи – лето. Прозвенел последний звонок, и стая ребятни, почувствовав свободу, устремилась навстречу незабываемым приключениям. А педагогам… предстоят рабочие будни, пускай иные заботы беспокоят их в эту прекрасную пору и трудовой график несколько изменен, но от обеспокоенности за своих подопечных никуда не деться. Извечные вопросы – безопасность отдыха и учебы, разнообразие досуга вверенных под опеку детей, подготовка к новому учебному году – решать необходимо именно сейчас. Министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА просчитывает, как, реализуя нацпроект, наиболее оптимально модернизировать систему образования региона, и все-таки самое важное для нее сегодня – это то, как создать комфортные условия для развития и воспитания подрастающего поколения.

– Лидия Николаевна, у школьников наступили самые длинные каникулы, во время которых они отдохнут, наберутся сил для дальнейшей учебы, подрастут, а взрослые должны создать им для всего этого самые благоприятные условия. Как ребята Подмосковья проводят лето и каким образом обеспечивается их безопасность в летних лагерях?

– В системе образования только в школах работает около 800 площадок для детей с дневным пребыванием. Там работают в основном педагоги, учителя, воспитатели школ. Кроме этого, мы подготовили более 1000 студентов педагогических вузов, которые прошли специальную курсовую подготовку, для того чтобы они могли работать в лагерях Московской области. Совместно с противопожарной службой, МЧС и Санэпидемстанцией мы проехали все наши площадки, посмотрели правила техники безопасности. Мы провели ряд семинаров и для начальников лагерей, для руководителей органов образования, обращая главное внимание на соблюдение правил безопасного содержания детей.

У нас есть программа, которая была разработана по инициативе Бориса Всеволодовича Громова и названа «Образовательное путешествие». Каждый год мы финансируем образовательные автобусные маршруты для детей муниципальных образований и областных учреждений. Например, в прошлом году практически 19 тысяч школьников посетили Музей авиации в Монине, музей-заповедник Чехова в Мелехове, Троице-Сергиеву лавру, художественную галерею академика Ильи Глазунова в Москве, Николо-Угрешский монастырь в городе Дзержинск, музейный комплекс истории танка Т-34 – география и сфера интересов экскурсантов неизменно расширяются.

Летом, конечно, вопрос оздоровления – главный, но в любом случае процесс духовно-нравственного воспитания не должен останавливаться. Прочтение интересной книги, участие в коллективных играх – все это развивает. Благодаря поддержке губернатора у нас есть средства для проведения в этом году, как и всегда, лагерей творческой направленности, своеобразных слетов или сборов. Недавно мы провели два таких сбора. Это сбор детей по линии «Юный инспектор дорожного движения». Ребята были несколько дней на сборах в Домодедове, где мы проводили 15-й областной слет участников этого движения. Вы знаете, это очень важный вопрос, поскольку безопасность на дорогах – это тема, которой необходимо заниматься постоянно. И у нас сейчас работает более 1050 отрядов юных инспекторов дорожного движения. То есть практически две трети школ охвачены этим. Но мы добиваемся того, чтобы в новом учебном году все школы имели такую форму работы с детьми. Также мы наградили тех ребят, которые побывали в нашем традиционном совместном с МЧС лагере «Юный спасатель». Ребята участвовали в соревнованиях во всех районах и городах. Команды-победители приехали на базу в Звенигород, там условия для организации данной работы очень хорошие. У них были очень серьезные испытания: и полоса препятствий, и спортивные соревнования. Отличные результаты показали как юноши, так и девушки. Победила команда Коломенского района. Но главное, что детям очень нравятся такие занятия, поскольку они вырабатывают характер, умение себя вести в чрезвычайных ситуациях. Я думаю, что чем больше ребята будут не только познавать на теоретических занятиях в школах основы безопасности жизнедеятельности, но и иметь возможность в практических условиях себя проверить и проявить, тем больше будет уверенности, что, если потребуются их опыт и умения, они смогут и себя защитить, и другим помочь.

В июле и августе мы открываем площадки для проведения сборов ребят по направлениям: художественное развитие, искусство, компьютерный лагерь, олимпиадные движения, спорт. Большое количество ребят из всех районов области совершенно бесплатно будут участвовать в таких сборах все лето.

– Как ни хотелось бы, чтобы отдых длился всю жизнь, но через два месяца ребята пойдут в школу. А как обстоит дело в области с безопасностью учебных заведений?

– Мы уже несколько лет назад, выполняя постановление правительства Московской области по этому вопросу, перестроили свою работу. Создали на базе Педагогической академии последипломного образования возможность прохождения специальной подготовки. У нас введена должность заместителя директора по безопасности во всех учебных заведениях. Они все проходят соответственно курсовую подготовку. Для них был разработан совместно с главным управлением по региональной безопасности учебник-пособие – такая настольная книга, которая постоянно пополняется новыми документами. Мы постоянно направляем различные методические рекомендации, памятки для организации этой работы. Проводим, естественно, рейды. Например, весной, в апреле, мы проводили ночные вылазки – выезжали в учреждения с круглосуточным пребыванием детей. И это было сделано не потому, что мы не доверяем педагогическим коллективам, которые там работают. А для того, чтобы в условиях, приближенных к чрезвычайной ситуации, посмотреть, насколько персонал, который работает в вечернее и ночное время, готов проявить те умения, которые он обязан показать, и как могут себя вести дети. Мы провели и проводим постоянно тренинги для педагогов и для детей, ежемесячные и ежеквартальные. Проводим показательные учения. Эту работу нужно вести постоянно. Как показывает жизнь, чем больше развивается цивилизация, тем больше рисков для самих людей. Мы не можем быть в стороне и, конечно, должны уделять внимание этой проблеме. С другой стороны, нужно укреплять материально-техническую базу. Это и ограждения учебных заведений, кнопка тревожной сигнализации, это система освещения, система слежения – все это тоже постоянно находится на контроле. И у нас есть динамика на увеличение финансовых средств, чтобы установить эти материальные преграды. Но это стоит денег, и, безусловно, не сразу, не за один год мы можем это сделать. Но количество учреждений, где эти условия соблюдены, ежегодно растет.

– Есть в этом году какие-то особенности приема ребят в первый класс?

– Нас радует, что идет рост количества первоклассников. Мы думаем, что еще два года у нас будет демографическая проблема в средних и старших классах. Но начиная с 2009 года прогнозируется рост количества учеников. Уже в этом году мы планируем принять около 58 тысяч детей в первый класс, а в прошлом году это было 52 тысячи. То есть улучшается демографическая ситуация, улучшаются условия жизни. Поэтому мы планируем, как обычно, в сентябре провести декаду знаний. Как и в последние годы, будут подарки от губернатора области Бориса Громова для первоклассников. У нас каждый год новый подарок. Все что угодно: игра по экологии Подмосковья, книга, связанная с годовщиной Куликовской битвы, «Дорожная азбука» для семьи – каждый год мы стараемся удивить. Стремимся к тому, чтобы не только первокласснику было интересно, а и родители могли с ним вместе играть или читать. В этом году для детей подготовлена подарочная книга, посвященная возникновению письменности на Руси и истории подвига равноапостольных Кирилла и Мефодия. Мы ее готовили совместно с епархией Русской православной церкви. Я думаю, она понравится и первоклассникам, и их мамам и папам. Для учителей Московской области также в декаду знаний всегда готовятся подарки губернатора. И в этом году это будет книга, посвященная работе классного руководителя. Это важное направление в образовательной деятельности. Тем более одним из главных направлений национального проекта является поддержка учителей, которые ведут эту работу. У нас таких более 31 тысячи человек. Каждому из них мы готовим сейчас книгу в качестве наглядного учебного пособия по работе классного руководителя. Она написана известными учеными, психологами. Автор Александр Асмолов – известный психолог в России. И мы надеемся, она вызовет интерес и будет не только книгой для учителя, но и практическим пособием для молодого классного руководителя, чтобы, зная особенности детской психологии и социологии, правильно организовать работу. Такие подарки готовятся к первому сентября.

– Сколько же новых школ откроется в Подмосковье в новом учебном году?

– В течение 2007 года планируется ввод 32 муниципальных образовательных учреждений: 10 школ, 20 детских садов, новое коррекционное учреждение, новое учреждение дополнительного образования. И надо сказать, что есть очень интересные новые проекты по учебным заведениям. Например, в Щелковском районе в этом году ввели в строй даже не школу, а, можно сказать, образовательный комплекс. Поскольку там отличный спортивный блок с плавательным бассейном. То есть сегодня имеем такую реалию, когда сельская школа строится как социокультурный центр, чтобы жители села могли пользоваться тем, что предлагает школа: спортивный блок, библиотека, компьютерная библиотека, возможности заниматься дополнительным образованием. Это концентрирует усилия, в том числе и финансовые. Я думаю, что именно за этим будущее, что именно школа – социокультурный центр на селе. Но для городских ребят тоже очень важно, когда на базе школы есть возможность во второй половине дня продолжить свое образование. Поэтому в наших школах-новостройках есть помещения для занятий во вторую половину дня, есть специализированные комнаты для занятий хоровой студии, театральной студии, изостудии – это все на благо нашим детям. Такие проекты в основном сейчас и находятся в стадии строительства.

Продолжается и реконструкция. В этом году будет завершено 8 пристроек к зданиям муниципальных образовательных учреждений. Поскольку наши здания, конечно, разного возраста, и есть необходимость создать возможность для того, чтобы, например, начальную школу вывести в отдельное здание, или спортивный блок, или актовый зал, или пищеблок. Потому что, вы знаете, сейчас большое внимание уделяется вопросу здоровья учащихся. А здоровье – это то, как организовано питание, как организована возможность занятий спортом. Можно привести в качестве примера Финляндию. Кстати, сейчас у нас финские ребята находятся в Московской области на стажировке на базе Московского государственного областного университета. Они ежегодно к нам приезжают по несколько раз в год. Финляндия – одна из тех стран, которые достигли очень хороших результатов не только в развитии системы образования, но и в создании здоровых условий организации учебно-воспитательного процесса. Так вот, там все перемены во всех школах дети проводят на улице. Почему бы нам это не сделать? У нас такие же климатические зоны. Просто нужно воспитать новое отношение, новую психологию в этом плане. Проветривание, занятия спортом на улице, игры – это очень укрепляет здоровье детей. Поэтому, я думаю, ввод новых школ позволит решить эти вопросы.

Все, конечно, ждут новых детских садов, которых сейчас не хватает. Это проблема. С другой стороны, это признак того, что в Московской области растет количество рабочих мест, привлекательных для молодых семей, люди начинают возвращаться на работу. И, естественно, возникла потребность в детских садах. Это также говорит о том, что улучшается демографическая ситуация. Я думаю, что мы справимся со строительством новых детских садов. Главное, что у нас все больше появляется молодых семей и маленьких деток.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте