search
main
0

“Лето Господне” Урок на тему “Мир “Лета Господня” И.Шмелева в главе “Рождество”

Общие цели: вовлечь учащихся в размышление о том, что дорого и свято, каким нужно видеть мир (“Господним”), учить доброте, взаимопониманию, человечности; выявить ценность наследия И.С.Шмелева (повесть-иллюстрация российской жизни; в повести удивительный мир, наполненный духовным светом).
Оформление доски:
И.С.Шмелев (1873-1950 гг.), портрет, эпиграф:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин.
Слова: “Кажется, это вся Россия, Русь предстает здесь в преданьях старины глубокой…” (О.Михайлов).
“В детстве таким явилось и осталось” (И.Шмелев).
Слова: любовь, доброта, милосердие, взаимопонимание, взаимовыручка, сострадание, бескорыстие, человечность.
Иллюстрации учащихся к гл. “Рождество”.

Примерный сценарий уроков
Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы с вами проживем один день “лета Господня” нашей святой Руси. И проживем мы его вместе с писателем Иваном Сергеевичем Шмелевым, очень умным, наблюдательным и добрым по природе своей человеком.
Читаю слова на доске: “Кажется, это вся…”
– Так ли это, попробуем доказать.

Сообщение учащегося: Родился И.С.Шмелев в Москве, в Замоскворечье, в купеческой, крестьянского корня семье 21 сентября 1873 года. Дед – старовер. Отец строил мосты, дома, бани. Семь лет было Ивану, когда отца не стало. Учился в гимназии, затем в Московском университете. Его радовала вся российская жизнь, Рождественская, Пасхальная. И просилась жизнь эта на бумагу. Первый опыт – “У мельницы”, рассказ. Восемь лет Иван служил чиновником. Октябрьская революция и все, что последовало после нее, не принял: чуждо ему все это было, ужаснулся увиденному. И когда другие литераторы писали о войне, писал о любви.
1920 год был для него страшным. На крымской земле он доживал остатки русской жизни. Тогда же лишился сына Сергея, которого расстреляли, как потом сказали, “по недоразумению”. Тогда многих так расстреливали.
Шмелев покидает Россию, едет за границу. Германия… Париж… Умирает от болезни сердца жена. Болит сердце и у Ивана Сергеевича. Он пишет рассказы, повести: “Родное”, “Богомолье”, “Лето Господне”.
1950 год. Дорога в монастырь, где он хотел доживать свой век. По прибытии – сердечный приступ, последний. Иван Шмелев похоронен на чужбине.

Слово учителя.
Вот такая горькая судьба у Ивана Шмелева, одного из многих в то время. После смерти нашли завещание, что хотел он лежать на родной земле.
Даже портретов не осталось, один-единственный. Но говорят, что был он среднего роста, тонкий и худощавый, с ласковой усмешкой, но чаще – серьезный и грустный. Его лицо – с глубокими морщинами от страдания и сострадания. Значит, память о больном и грустном жила в нем всегда.
И не ожесточился он, всегда помнил о своей родине, рождественской, пасхальной, а не той, которая причинила ему боль. Он все прощает ей и помнит только то, что свято.
Обращение к эпиграфу. Эти строки А.С.Пушкина Иван Шмелев взял в качестве эпиграфа к повести “Лето Господне”. Вдумайтесь в них. О чем это он? И как это может быть связано с его жизнью-печалью?
Далее учитель сообщает следующее: В своей повести “Лето Господне” И.Шмелев приглашает нас к серьезному разговору, он приглашает быть его умными собеседниками.
“Лето Господне” состоит из 3 циклов: “Праздники”, “Радости”, “Скорби”. Это как бы три составляющие переживаний души человеческой. Мы взяли один из циклов – “Праздники” и обращаемся сегодня к гл. “Рождество”.

Аналитическая работа.
С чего начинается глава? К кому обращается автор? (Не забудьте о том, где жил И.Шмелев, когда написал повесть).
Начиная гл.”Рождество”, Шмелев обращается к юному зарубежному читателю. Ведь “Лето Господне” написано за границей, читателю, которому были неведомы традиционные русские праздники, которые не видели русской зимы.
Но только ли к зарубежному?
Нет, это еще и обращение к нам, современным русским читателям. Мы тоже не знаем, как праздновали раньше на Руси Пасху, Крещение, Рождество…
Да, мы не знаем сейчас этого, все куда-то исчезло на Руси. И слава Богу, что не бесследно, и сейчас по капелькам все возрождается. Мы все сейчас, как новорожденные котята, слепы.
Значит, мы можем что-то не понять?
На что же надеется автор? Найдите в начале рассказа это и зачитайте. “Не поймешь чего – подскажет сердце”. Да, автор надеется на подсказку сердца. В гл. “Святки” он скажет: “Рождество… В детстве таким явилось и осталось”.
Кто же стоит в центре повести? Глазами кого показывает нам мир И.Шмелев. Ребенок. Образ ребенка, маленького Вани. Его глазами автор и мы постигаем мир. Т.е. Ваня Шмелев (рисую) в центре Вселенной, огромного мира. А чей это мир постигает маленький человек? (Мир взрослых).
Помогает ли еще кто-то в этой главе видеть этот мир? Нет, практически он один в своем познании, а кругом – целая неизведанная Вселенная, огромное пространство. И там вереница всего нового, неизведанного.
А из чего складывается мир любого ребенка? И Вани в том числе? Это игры, споры с учащимися, разговоры с учителем, чтение и т.д.
Да, таков фактический мир каждого ребенка. Но показывает ли нам автор физический мир Вани? Ведь он же все равно строит повествование на описании бытовых сцен. Нет, автор не показывает, как он спорит, как играет.
Почему именно так строит Иван Сергеевич повесть? Что же тогда важно для него? Ему важно раскрыть, как меняются или даже ширятся представления ребенка о мире, когда он соприкасается с обыденной реальной жизнью, как происходит духовное становление ребенка, национального русского характера.
Книга называется “Лето Господне”. Что значит “лето”? Лето – это целый год: от Рождества до Рождества. Это целый цикл. Не случайно наш календарь цикличен. Более того, Лето – это целый мир, время. Т.е. Лето Господне – мир, время Господне.
Что стоит перед вами, какая видится картина мира Господня? Что это за мир? Счастливый мир, “золотой век”, сказочно идеальный мир, мир с Богом, любовь ко всему земному, Божья благодать, любовь к земному царству и устремленность к царству Небесному, это высшие духовные ценности в людях.
Какие же? Доброта, любовь, милосердие, сострадание, терпение, взаимовыручка, божественные отношения между людьми, жизнь по заповеди “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Докажите на примере гл.”Рождество”, что “мир Господен богат” (Пересказы близко к тексту эпизодов).
Эпизоды: 1) Обозы в Москву перед Рождеством; 2) В Москве на Конной площади; 3) Продажа елок. И столы ломятся от яств. Изобилие еды.
Учитель слушает рассказы учащихся.
Как рисует все это Иван Шмелев? Маленький Ваня получает наслаждение нравственное и эстетическое от восприятия богатого мира.
Чей это портрет? (Матушки России, Руси того времени) Да, он и прямо говорит: “Широка Россия…” Величава Русь, богата, щедра.
Да, материально богат мир Господен. Это и красивый мир, красочный. К какому приему прибегает автор, чтобы показать красоту Господня мира? Учащиеся замечают, что Шмелев прибегает к приему цветописи.
Какие краски преобладают? Найдите словосочетания в тексте. Учащиеся называют “розовый”, “золотой”, “голубой” – его больше. Все переливается… Гармония красок… Гармония цвета… Гармония мира.
А как вы думаете, зависит ли такое описание от того, чьими глазами смотреть на мир? И почему? Как? Учащиеся отметят, что ребенок видит мир в “розовом” цвете. Маленький герой Ваня постигает мир, обожествляет его. Ему хочется, чтобы он был таким, таким он его и видит. И это не просто наивное созерцание, это потребность души мальчика.
А какая душа у Вани? – Добрая, это обязательно отметят учащиеся.
Далее учитель может сказать следующее: Вы еще тоже дети. И мне очень хочется, чтобы и вы видели “мир Господним”. Закройте глаза, и нет ничего дурного: мир прекрасен и удивителен. Ваня Шмелев любит этот мир, веруя в Бога, обожествляя его, поклоняясь всему явленному миру, миру Творца.
У кого было еще размышление о Божием величии? У Ломоносова – “утреннее” и “вечернее” размышления – только это глазами взрослого человека.
Итак, мы уже сказали, что душа у Вани добрая. И не только материальные блага изображает нам автор. Но что самое важное? Важно показать душу русского человека, взаимоотношения между людьми, доброту “Лета Господня” – это учащиеся видят и скажут. А учитель добавит: “Духовность – вот основа Руси”.
Докажите примерами из текста, что мир, который видится Ване, – добрый мир. Обычно дети приводят в качестве примеров следующее:
а) даже волки добрые;
б) “Бушуйка…добрый, мягкий, огни лампадок – “тихий свет, святой”. (Святая Русь!);
в) “ласковый напев – молитва”;
г) “крошки” свинины (с полфунта) бросали нищим;
д) “кормилка Настя сунет апельсинчик”, тем, кто “славит Рождество”, дают рублик, пирожок с ливером.
е) жалеет бумажного ангела в лавке: бедный мерзнет!
Учитель: Доброта, взаимопонимание во всем мире. Как это хорошо! И, наверное, мы уже подходим к еще одному важному вопросу: а почему же именно праздникам писатель посвящает целые главы “Лета Господня”? Почему, изображая “Лето Господне”, он обращается к празднику? а) Издавна на Руси почитали праздники. Правда, Христианский праздник дополняется и языческими ритуалами, которые были у славян еще до принятия христианства. И Рождество – самый главный праздник. б) Праздники объединяли людей. Стирались грани между бедными и богатыми.
Как это единство показано в главе “Рождество”? Здесь мелькает целая галерея разноликой массы (учащиеся называют, что здесь и купцы, и плотники и т.д.).
Учитель: Едина Русь в празднике, всем миром празднуют святой праздник. И это единение – черта русская, национальная, святая. Т.е. Иван Шмелев показывает, как формируется человеческая душа, соприкасаясь со святынями, с духовными традициями, идущими из старины, с деревни русской. И вот она, тема памяти – память о традициях, “любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам”.
А как это упомянуто в рассказе? “Бывало…”, “Это я от бабушки еще знаю, от старины!”
Пока еще мы все говорили об огромном мире для Вани – о Вселенной, о Руси, о Москве. Но есть еще малый мир для Вани. Это, как и для вас… (Дети скажут, что это дом).
Чем же дорог Ване этот мир? Что он видит в нем? Какие особо издревле почитаемые предметы дома показывает нам Шмелев? Печь, лампадки (значит, иконы).
Печь – местопребывание домашнего очага. И до сих пор выражение “потухший огонь” означает угасшую семейную жизнь. И сейчас увидишь дым из трубы – жива жизнь. Дом – самая обжитая часть мира. И окна светятся. И не случайно с домом, избой связывали и различные загадки. И, конечно, праздник – центр домашнего мира.
Итак, в доме Вани все готово к торжественной встрече Рождества. Нарисуйте словами картину. Учащиеся говорят примерно следующее: Горят свечи и лампады. Дети в новой одежде. Шаловливы. Ваня мечется от кухни к столовой, как угорелый. Сестра репетирует стихотворение. Елка горит (свечи). Все веселы. Накрыт стол. Бабушка молится у иконы, благодарит и просит…
Учитель: И так в каждой русской избе. И не просто весело… Но и торжественно… Но и таинственно… Но и свято… “Тихий свет, святой”. Как при самом рождении Иисуса.
Издавна на Руси “славили Рождество”. Это было на следующий день Рождества. Что характерное для русского человека вы увидели в этом “славлении”? Добродушие, лукавый юмор, не унывает русский человек. И это “славление” Рождества – тоже, как великое таинство, стихия для русского человека, сокровенное.

“Свободный микрофон”
А сейчас у нас “Свободный микрофон”. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями по поводу прочтения главы “Рождество” (слушаем сообщения учащихся).

Исследование.
Какое “ключевое” слово, какая деталь проходит сквозной нитью через весь рассказ? (“Звезда”).
Почему со звездой должно сочетаться Рождество? Библейский сюжет: родился – загорелась яркая звезда, на нее идут пастухи, волхвы и все с дарами к Иисусу как к Спасителю.
Докажите, что звезда на протяжении всего рассказа – важный образ. 1) Вот Сочельник – Ваня ждет звезды. 2) И вот появились звезды “на черном небе”, они “живые, усатые”. 3) Ваня вышел ночью на улицу – “звезды увидел” первым. 4) Ваня идет из церкви и видит “святые, новые, рождественские звезды”, он ищет “ту давнюю звезду, которая явилась волхвам”. 5) И вот уже работает фантазия – он видит волков (волхвы), которых звезда (как живая) ведет и манит. И вот волки просятся посмотреть на Иисуса и боятся, что их не выпустят. И у входа в пещеру “звезды толпятся, как живые, как люди – их много. 6) Вот уже Ваня у Бушуя, и ему говорит, что “даже волки добрые и ходят со звездой”. 7) В доме – “лампадка-звездочкой”. 8) Мальчики “славят” Рождество и несет Мишка Драп “звезду на палке”, он показывает, как “звезда кланяется солнцу”. 9) В состав костюма Ирода входит “зеленый колпак со звездами”. 10) Вздрагивает серебряная звездочка в доме на елке, когда “вскрикивает дьякон”. 11) Кончается Рождество, и Ваня видит, как за окнами звезды и большая, рождественская, светит, “но это совсем другая. А та, святая, ушла. До будущего года”.
И тепло на душе у Вани. И будет опять он жить в мире от Рождества до Рождества, ждать новую звезду.
Образ Неба, как бы помимо воли, присутствует в рассказе. Оно красивое. Оно живое, не бездушное, оно манит, тянет человека к себе. С образом Неба входит в повесть мысль о Боге. Индивидуальное задание. Работа со словарем.
И почему именно “звезду” автор выбрал в качестве главного образа, который видится Ване и все время напоминает о своем существовании? Вифлеемская Рождественская звезда объединила тогда много людей. Родился Иисус, Спаситель, и люди потянулись к нему, как к свету. Звезда здесь излучает особый свет духовности, святой свет. Единение людей. Единство человека и Неба. Звезды манят к себе и как бы говорят: “Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный”.
Не случайно этот образ присутствует в стихах Фета, Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Ахматовой, Заболоцкого, Рубцова…
Так каким же нам видится Ваня Шмелев? Добрый, милый мальчик, добродушный, жалостливый, внимательный, наблюдательный: все подмечал. На все откликается душа его: на посещение церкви, на молитву, на свет звезды, на доброту. Он умеет всему радоваться. Он вместе с Рождеством рождается заново.
Шмелев как бы призывает строить настоящее по законам прошлого. И связующее звено между прошлым и настоящим – праздник и ребенок в нем. И обращаясь к традициям, к вечному, к святому, жизнь наполняется смыслом.
И поражаешься, что Шмелев “светлое русское царство” видит как “Лето Господне”, хотя на этот мир ему уже никогда не суждено будет взглянуть. Он смотрит на это “Лето” из эмиграции: разрушен его дом, семья, мир. А здесь и снег выпадает редко, и птиц нет, и “березы-белые виденья” – не видит, нет ни “обозов”, ни “рябчиков”. Но для него важна память: “В детстве таким явилось и осталось”. Мир вечен.
– Вот и прожили мы все вместе с вами, с Ваней Шмелевым один день “лета Господня”. И память об этом дне пусть как “явится” вам сегодня, так и “останется” навсегда, как осталась с Ваней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте