search
main
0

Летим на Венеру! А до Альфы Центавра сколько световых лет?

​Не секрет, что на протяжении последнего десятилетия внимание учащихся старших классов переместилось с акцента на разносторонние развития («Хочу все знать!») на узкоспециализированное развитие, чаще обусловленное выбором предметов для сдачи экзаменов. Действительно, в современном мире все чаще требуются хорошо подготовленные специалисты в своей области знаний в связи с общим ростом сложности того, что создают люди. Одновременно высокий темп жизни, особенно в мегаполисах, резко меняющиеся жизненные обстоятельства и стратегии бизнеса заставляют временами кардинально менять работу, профессию, стиль жизни. Чтобы лучше понимать, как поступить в ситуации жизненного или профессионального выбора, следует иметь широкий кругозор. Это та ситуация, где знания, дающиеся для общего развития, могут улучшить успешность в жизни.

Известно, что одной из базовых способностей человеческого мозга является образование связей между усвоенными понятиями. И чем больше развита эта способность, тем более высокими интеллектуальными данными обладает индивидуальность. Когда будущий специалист не ограничивает свое мышление предметной областью, не устанавливает фильтры в стиле «это мне не нужно, это не пригодится», тогда данная способность затрагивает большее количество нейронов мозга и он развивается более интенсивно. Неудивительно, что наиболее выдающиеся открытия делаются на стыке наук.В современном обществе требуется разумный баланс между специализацией и разносторонностью школьного образования. Поясним сказанное на примере предмета «Астрономия», преподававшегося в российских школах до 2002 года. Данный предмет являлся заключительным этапом в формировании научного мировоззрения учащихся. Попросту говоря, выпускник школы должен представлять себе, что находится в окружающем пространстве до самых больших известных масштабов, как ученые прошлого и настоящего это узнали, и в какой-то степени самим повторить их подвиги.Большинство детей интересуются знаниями о космосе (по исследованиям разных лет, около 70 процентов). Однако опросы показали, что большая часть учащихся, прошедших через школьный курс астрономии, была разочарована. Среди причин неинтересное объяснение, наличие задач с формулами, отсутствие наглядности, невозможность поставить эксперимент. Попросту говоря, многие учителя сами не интересовались астрономией или на это не хватало времени, потому что предмет считался второстепенным.В 2017 году стало известно, что астрономия возвращается в школу в качестве обязательного предмета. И в нашей школе был сразу введен этот предмет в школьное расписание. Давайте представим, что он интересен, дает понимание, как работает наука, а учащиеся выступают в роли исследователей. Как этого достичь? Конечно, не обойдется без новых технологий.Недостаток наглядности уже удалось ликвидировать в связи с появлением в Сети огромного количества фотографий, фильмов и интерактивных моделей. Но это еще не все. Технология виртуальной реальности может здесь помочь более, чем где-либо. Представим, начинается урок. Мы летим на Венеру! Надеваем шлемы виртуальной реальности – и мы гуляем по раскаленной планете. Вот как на словах объяснить, что из-за высотного плотного слоя облаков и медленного вращения планеты рассвет здесь продолжается около месяца, а Солнце при этом освещает лишь часть облачного купола? Представить, что полнеба освещено, а полнеба нет, не сразу получается. И насколько эффектнее это будет просто увидеть!Приведенные здесь возможные применения новых технологий неспроста описаны в применении для коллектива (класса) учащихся и учителя. Подобные средства помогут улучшить продуктивное общение, взаимодействие детей в ходе урока, что развивает коммуникативные качества и умение сотрудничать. Мне удалось это понять при применении на занятиях по астрономии в Ульяновском педагогическом университете небольшого планетария. Оказывается, даже не важно, что его «звезды» проецировались лампой через шар с отверстиями так некачественно, что созвездия не сразу различались. Студенты их легко находили, соревновались в своих знаниях, легко ориентировались в суточных движениях на различных широтах! На занятии, проходившем в такой особой обстановке, чувствовалась некая общность в понимании эмоций созерцания светил и одновременно раскрепощенность в общении и демонстрации своих знаний.Планетарий имеет нечто общее с технологией виртуальной реальности из-за большого поля зрения. В нем отсутствует возможность показа 3D-изображения. Но для демонстрации звездного неба это и не требуется, поскольку человек не способен оценить расстояния до небесных светил при помощи глазомера и ему кажется, что они расположены на большом куполе неба.В настоящее время в планетариях применяется в большей мере компьютерная проекция. Таким образом, на куполе можно показать любое изображение, снятое объективом «рыбий глаз». Например, можно показать, что мы увидим на дне моря. Появилось множество фильмов в такой полнокупольной проекции. У этого есть свой плюс – через фильм легко тиражировать чей-то опыт рассказчика или мастера компьютерной анимации. Авторы один раз записали, и это много раз проигрывается. Но при этом пропадает живое общение с учителем (лектором), взаимодействие «коллектив – учитель» заменяется более примитивным и односторонним «экран – зритель».Замечен еще один недостаток в применении таких фильмов. Слушателям обычно интересно посмотреть «что-нибудь такое зрелищное». Развлекательная сторона должна присутствовать, но часто требуется более глубокое и системное изучение. Особенно если речь идет о школьных уроках, где должна присутствовать мотивация к некой работе, усилиям со стороны учащихся. Из-за легкой доступности требуемой информации дети в последнее время предпочитают найти готовый рецепт, вместо того чтобы самому искать решение. Поэтому образование должно всячески мотивировать на самостоятельное приобретение знаний, что провозглашено главной парадигмой в новых стандартах ФГОС.В больших публичных планетариях возможны только лекции и показ фильмов. Однако сейчас появляются в ходу небольшие планетарии на 10-20 человек с компьютерной проекцией, где преподаватель сможет вести диалог с учащимися так же, как на уроке. Возможно, в будущем каждая школа сможет установить себе подобный мини-планетарий. Более того, на их базе возможно создание центров астрономического образования, где будут проводиться отдельные уроки для учащихся многих школ. В таких центрах также может проводиться повышение квалификации учителей астрономии, что очень актуально в настоящее время.Эксперимент, проведенный мною в рамках сотрудничества с Елецким государственным университетом имени И.А.Бунина, показал, что некоторые бесплатные астрономические программы могут показывать картину звездного неба, необходимую информацию и изображения в интерактивном режиме. Это значит, что преподаватель может вживую проводить занятие под куполом. Также сами учащиеся и студенты могут подготавливать «небесные» экскурсии.«Второстепенные» предметы можно сделать интересными, эффективными и насыщенными актуальным учебным материалом. Современные технологии могут позволить показать мир небесных светил в интерактивном режиме, в выбранном преподавателем темпе. Показать особенности видимости объектов с гибким управлением временем и местом наблюдения. Компьютер, создающий изображения, может показать также невидимое человеку: мириады слабых звезд, высокоэнергичные объекты и облака космической пыли в невидимых человеку лучах. Опыт, достигнутый энтузиастами, может тиражироваться путем записи лекций и воспроизведения в тех планетариях, где еще нет достаточного опыта работы. Все это может послужить тому, что предмет «Астрономия», предмет, которого так ждут большинство старшеклассников, не просто не разочарует их, но и достигнет поставленных целей.Дмитрий КЛЫКОВ, учитель информатики школы №1566

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте