О переменах – не о коротких перерывах между уроками, а изменениях пространства – задумались школьники и учителя Северо-Западного региона. Жить в стенах типовых зданий, с одинаковым расписанием на целую четверть и каждодневными домашними заданиями – это то, что утомляет не только детей. Рутине можно противопоставить креативное пространство, которое будет снижать стресс, поднимать настроение и дарить уверенность. Так ли это на самом деле, выясняли участники проекта «Неделя перемен», которые их не ждут, а создают сами – не всегда во внешнем, но и внутреннем пространстве, не только школы, но и собственной личности.
В октябре десятиклассники двух школ Петрозаводска занялись… улучшением школьной среды. Так, по мнению инициаторов проекта, подростки учились менять пространство в школе и вокруг нее, а также освоили азы проектной работы на практике, обзавелись опытом участия в социальных и художественных проектах. Две школы Петрозаводска – №34 и Петровская – приняли участие в проекте «Неделя перемен», организованном Гете-институтом в Санкт-Петербурге и музейным фестивалем «Детские дни в Петербурге» при поддержке Министерства иностранных дел Германии. «Неделя перемен» прошла еще в семи городах Северо-Запада России: Архангельске, Мурманске, Пскове, Новгороде, Сыктывкаре, Череповце, Калининграде. Проект охватил почти шестьсот школьников из десяти школ, выбранных на конкурсной основе, и 40 тьюторов из России и Германии, которые помогали подросткам в их попытках изменить пространство.- В проекте участвовал мой десятый класс, где я преподаю английский и являюсь классным руководителем, – рассказывает Ирина Невара, на данный момент исполняющая обязанности директора Петровской школы Петрозаводска, а также лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012.Как поясняет Ирина Валерьевна, весной проходил конкурс культурного центра Гете-института. По задумке создателей проекта главными его участниками должны были стать десятиклассники и нешкольные взрослые. В финал вышли две школы Петрозаводска – Петровская и 34‑я школа, которые и стали площадками для проведения «Недели перемен».В камерной обстановке Петровской школы, где в каждой параллели только один класс, а сама она находится во Дворце творчества детей и юношества, «Неделя перемен» ознаменовалась появлением двух тьюторов. С десятым классом, который разделился по двум направлениям – «Социальное взаимодействие. Сторителлинг», и «Другое пространство. Театральный перформанс», – работали актер Леонид Прокофьев, а также режиссер, хореограф Ксения Петренко из Петербурга.Так уж случилось, что часть прошедшей недели школьники трудились на каникулах – пустые коридоры, свободные классы, отсутствие звонков и посторонних создавали особую атмосферу камерности и творчества.- Но участники театрального перформанса в классе не удержались! – замечает Ирина Невара. – Вышли в коридор, выключили свет, играли с тенями и фонариками, экспериментировали с движением. И в тот момент, когда репетиции вышли на финишную прямую, в школе уже появились дети – каникулы-то закончились! Но выступление состоялось при открытых дверях, так что увидели его не только участники проекта, но и ученики других классов.- Если честно, поняли мы не все, – подключается к разговору Марина Карасева, которая руководит Дворцом творчества детей и юношества на Красной, в стенах которого и работает Петровская школа. Еще весной Марина Михайловна, находясь в должности директора школы, приняла решение об участии в проекте. – Но смысл в проекте, несомненно, есть. Благодаря такой работе с детьми мы поняли, например, что подросткам важно иметь свое пространство, оно должно быть особым. Нам есть над чем работать, что обсудить с десятиклассниками и родителями.- Меня удивил момент, о котором сказали взрослые. Они целую неделю общались с нашими детьми. Оказывается, подростки не хотят рисковать, работают на результат, особенно когда знают, что он будет. Между тем система обучения в Петровской школе выстроена таким образом, что мы учим детей выбирать – предоставляем свободу, помогаем с осмыслением, всегда советуемся и обсуждаем наши результаты с родителями и ребятами, – рассказывает Ирина Невара, замечая, впрочем, что выявленная особенность – это одна из характеристик, которую стоит учитывать, работать с ней.Если говорить об итогах проекта, то многие из его участников в Петровской школе отмечали, что они задумались благодаря перформансу, например, о танцах и движении, которые могут передать мысли и чувства.- Кто-то пойдет танцевать, кто-то прочтет новую книгу или напишет свою историю, – все это результаты личного роста каждого из участников проекта, – подчеркивает Ирина Невара.- Мне в проекте очень понравилось слово «перемена». Понятно, что Петровская школа особая. Изначально мы думаем и создаем уникальное образовательное пространство, работаем с учениками и родителями, но перемены нужны всегда! – уверена Марина Карасева.В школе №34 Петрозаводска тоже произошли перемены. Как рассказала в своем материале Елизавета Трифонова из студии «Дебют», в школе появилась «Лестница желаний», создать которую десятиклассникам помогла Мария Заборовская, художник, дизайнер, преподаватель из Петербурга. А с помощью разноцветного скотча социальный педагог, стрит-арт- и тейп-арт-художник из Дюссельдорфа Свен Линнерт и его команда преобразили стены одного из коридоров на третьем этаже школы №34. Там на абсолютно ровной и однотонной поверхности появились бумажный кораблик на волнах, маяк, высотные дома, огромное яркое солнце, человек с лампочкой вместо головы и еще множество различных узнаваемых персонажей из известных мультиков.- Было сложно, интересно, временами даже нервозно, – делится своими впечатлениями режиссер, продюсер Леонид Прокофьев из Петрозаводска. – Классно, что школьники сделали шаг навстречу, несмотря на то что им было непросто открываться новым людям, а может быть, им было и не так сложно, потому как мы их не знали, не было у нас предвзятого отношения… Подросткам многое удалось. Они вскрыли конфликты в истории, что-то в них изменили и с этим знанием по-новому взглянули на школу и собственные конфликты-противоречия. Ребятам в эти дни пришлось говорить, и, может быть, это было удобно не для всех, но впереди у них еще много выступлений, защита собственных проектов, так что полученный опыт, уверен, окажется полезным. Ребята и сами подмечали, что заговорили иначе, по-другому. После проекта связь со школьниками не оборвалась, мне пишет, например, участник проекта, который заинтересовался сторителлингом (написанием историй), он присылает их мне, я вычитываю, редактирую. Мы на равных общаемся, говорим на ты. Похожее происходило и во время проекта. Почему я пошел в школу? Я всегда к ней относился хорошо, так что к ребятам я пришел, чтобы напитаться этой энергией, узнать, чем они сейчас живут. Мне хочется говорить на равных и даже в большей степени слушать самих школьников, чтобы не отстать от времени, понимать их культуру, мысли, увлечения. Учить не хочется, а хочется направлять и двигаться вместе.Мнения сверстников в своей заметке приводит и юный журналист Елизавета Трифонова. «Проект был очень интересным, я рада, что смогла поучаствовать. Думаю, знания, полученные в работе над фильмом, обязательно пригодятся в будущем», – рассказала 16‑летняя Лера Пантелеева.Яна Данилевская отмечает, что в ходе проекта школьники сумели почувствовать себя режиссерами и операторами. «За время проекта я очень сблизилась с одноклассниками и узнала их с другой стороны», – отмечает девушка.«Нам очень понравилось работать в команде, предлагать свои идеи и реализовывать их. Очень много радости, смеха, положительных эмоций принесли эти пять дней. Мы хотим, чтобы этот проект продолжался и не переставал изменять не только пространство школы, но и отношение к ней» – так оценили этот необычный проект ученики школы №34.Юлия Поцелуева, куратор инициативы, которая побывала в семи школах, охваченных переменами, подготовила по его итогам материал, как можно менять или использовать школьное пространство по-новому. Например, холл Лицея народной дипломатии в Сыктывкаре иногда используют в качестве актового зала – задействуется абсолютно все пространство, в том числе и арочные проемы! В новгородской гимназии «Новоскул» по стенам развешаны портреты выпускников, но это не парадные портреты, а личное видение ребятами самих себя и рефлексия по этому поводу. В петрозаводской школе №34 есть традиция: выпускники могут что-то нарисовать на стенах школы или на асфальте возле нее – на память. Иногда рисунки выпускников разных лет вступают в диалог.Общие наблюдения куратора проекта таковы: пространство перестает быть казенным, если на стенах висят рисунки или организованы тематические выставки, если есть зоны для отдыха, а на полу, например, появляются классики или разметка для обучения детей правилам дорожного движения. Пределу фантазии нет. Так что неделя перемен может прийти не только в школу – участницу проекта, но и ко всем тем, кто хочет создать пространство, сотканное из уюта и радости. Да-да, даже в типовой школе. фото автора
Комментарии