Давно обратила внимание: люди, живущие на Севере, особенные. В них больше энергии, силы, предприимчивости и желания работать. Впрочем, это и неудивительно, большинство из них в молодости решились на отважный шаг – покинули родину, для того чтобы осваивать новые северные земли и строить новые города. Такие, к примеру, как Губкинский на Ямале. Этот совсем молодой город – ему в апреле будет всего лишь 35 лет – расположен в 200 километрах от Полярного круга на левом берегу реки Пяку-Пур. Климат здесь далеко не мягкий, зимой морозы зашкаливают за пятьдесят. Но губкинцев этим не испугать, к таким температурам они привыкли, зато места эти одни из самых богатейших в Западной Сибири по месторождениям нефти и газа.
В суровый северный край стремились со всего бывшего Советского Союза. Тамара Юрьевна Полякова приехала сюда вместе с мужем и маленьким сыном в 1987 году из Бердянска. Вообще биография Тамары Юрьевны насыщена географическими названиями – родилась в деревне Емаши Кировской области, школу окончила в поселке Приазовское Запорожской области. Потом училась на естественно-географическом факультете Мелитопольского пединститута, работала учителем географии в Бердянске. Между прочим, в неполные 25 лет была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Энергию и творческий подход к работе Тамары Поляковой заметили еще тогда – в средней школе №15 города Бердянска. Юный Губкинский прочно вошел в жизнь и судьбу Тамары Поляковой – здесь родился ее второй сын, тут она стала председателем городской Думы, заслуженным учителем РФ, директором средней школы №4, лучшей в городе, да и на всем Ямале.С Тамарой Юрьевной мы познакомились в Москве, когда она была на одном из совещаний для руководителей образовательных учреждений. Проговорили больше двух часов – о жизни, женской судьбе и, конечно же, о школе… Несмотря на переезды, бурную общественную работу и яркую политическую карьеру, Тамара Полякова всю жизнь остается верной своему выбору, который она сделала, поступив в пединститут.- Дети дают вдохновение и силы жить, с ними чувствуешь себя молодой и энергичной, это та работа, которая мне никогда не надоест, на которой никогда не заскучаешь, – искренне признается Тамара Юрьевна.Четвертая школа, которой вот уже 12 лет руководит Полякова, только на два года моложе самого города, была построена в 1988 году, а в 2006-м переехала в новое здание. По технической оснащенности она может запросто конкурировать с лучшими столичными заведениями, все учебные кабинеты оборудованы мультимедиа, интерактивными досками. Кстати, 4-я школа Губкинского дважды становилась лауреатом президентского гранта в рамках нацпроекта «Образование» – в 2006 и 2008 годах. Президентские миллионы прежде всего пошли на покупку мебели и оборудования для внедрения здоровьесберегающих технологий и, конечно же, на приобретение компьютерной техники. Впрочем, главное все-таки не столько материально-техническое оснащение, а те идеи, которыми живет школа. Оказалось, что на базе этого образовательного учреждения действуют три экспериментальные площадки – «Организация профильного обучения в классах оборонно-спортивного направления», «Здоровое развитие школьников по методике Владимира Базарного» и «Профессиональное самоопределение учащихся Роснефть-классов».- За 30 лет моей работы в образовании впервые сталкиваюсь с тем, что инициатива исходит от бизнес-сообщества, – говорит Тамара Юрьевна. – Конечно же, мы гордимся тем, что наша 4-я школа – пилотная площадка для всей нефтяной компании «Роснефть».Компания «РН-Пурнефтегаз», дочернее предприятие Роснефти, полностью оснастила два кабинета для ребят из Роснефть-классов, кроме того, здесь есть рекреация с электронным терминалом, табло, плазменным экраном, стендами.- С 2006 года в нашей школе в рамках проекта довузовской подготовки по программе непрерывного образования «Школа – вуз – предприятие» созданы Роснефть-классы, – рассказывает Тамара Юрьевна. – Прошедшие конкурсный отбор старшеклассники в течение двух лет получают качественную подготовку. Во-первых, они углубленно изучают физику и математику, а помимо школьной программы знакомятся с экономикой, менеджментом, проходят спецкурсы «Основы нефтегазового дела», «Планирование профессиональной карьеры». Учиться в Роснефть-классах очень престижно, по сути, это первый шаг в профессию: знакомство с работой нефтяников начинается у ребят с экскурсий на месторождения, со встреч со специалистами. Во второй половине дня в Роснефть-классах организовано дополнительное обучение по профильным предметам, к нашим ребятам приезжают преподаватели вузов, с которыми у школы заключены договоры. Это Тюменский нефтегазовый университет, Уфимский нефтяной технический университет, Санкт-Петербургский горный университет и Российский госуниверситет нефти и газа имени Губкина. Ученики Роснефть-классов участвуют в мероприятиях Пурнефтегаза. Кстати, я заметила, что они более мотивированы к учебе, большинство в этих классах занимается еще и в заочных математических и физических школах при МГУ и МФТИ.- А что, после окончания Роснефть-класса обязательно поступать в нефтяной вуз?- Нет, конечно, – улыбается Тамара Юрьевна, – хотя около 70 процентов наших выпускников выбирают именно нефтегазовые высшие учебные заведения. Среди явных плюсов этих классов стопроцентная успеваемость в них, причем около 80 процентов ребят занимаются научно-исследовательской работой. К тому же они выгодно отличаются от своих сверстников умением быстро разрешать конфликты, анализировать и оценивать свои профессиональные возможности, способностью принимать ответственные решения.Оказалось, первое испытание, с которым сталкиваются ребята, попав в Роснефть-класс, это развивающий семинар «Лестница к успеху». По сути это творческий марафон, состоящий из ролевых и деловых игр, спортивных состязаний, мастер-классов по коммуникации, умению работать в команде, основам проектирования, личностному росту.- Как вы все успеваете, – не могу сдержать восхищения. – Жена, мама взрослых сыновей, директор школы, да еще и председатель городской Думы.- Для меня главная задача – организовать, это касается и семьи, и городской Думы, и, безусловно, школы. В организации работы Роснефть-классов огромную помощь мне оказывает Ирина Викторовна Шульга. Очень важно, что преподают в этих классах наши лучшие педагоги. Деятельность нашей 4-й школы не ограничивается только Роснефть-классами. В 2003 году у нас открылся первый кадетский класс. Между прочим, губкинские кадеты два года подряд занимали первые места в окружном военно-спортивном лагере «Патриот Ямала». Кстати, был у нас случай, когда приняли в кадетский класс трудного подростка: он пропускал уроки, плохо себя вел, даже правонарушение совершил. А к окончанию школы парень изменился до неузнаваемости, активно занялся спортом, получил направление в пожарное училище, сейчас он курсант. Вообще ребята, прошедшие через кадетские классы, как показывает практика, лучше приспособлены к жизни, приучены соблюдать распорядок, умеют и вальс танцевать, и себя защитить.К каждому трудному подростку в нашей школе индивидуальный подход, очень помогает в воспитании таких ребят посещение Абалакского монастыря, который находится недалеко от Тобольска. Возвращаются оттуда наши ребята другими, по-другому смотрят на жизнь…Для нас очень важно создать в школе ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок, в том числе и отстающий, мог почувствовать уверенность в своих силах и найти себе дело по душе….Примечательно, что к нововведениям в образовании Тамара Юрьевна относится с осторожностью, главное для нее, чтобы выпускники губкинской школы обладали не только багажом разнообразных знаний, но и были думающими, духовно богатыми, успешными в жизни….Рядом с Тамарой Юрьевной на душе становится спокойнее. Пока есть такие директора школ, такие учителя и такие сильные женщины, российскому образованию не страшны никакие реформы.Из досье «УГ»Школа №4 города Губкинский ЯНАО: занесена в Национальный реестр ведущих общеобразовательных учреждений РФ, входит в 100 самых активных школ РФ, лауреат конкурса «Школа России-2007», удостоена звания «Учреждение – интеллектуальный лидер».Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ
Комментарии