Экспериментальные площадки в Пермской области стали появляться, как и везде, в начале 90-х годов. Школы, у которых хватало смелости, предлагали свои инновационные проекты, эксперты их изучали и принимали решения – “быть или не быть”. В центре Перми сегодня существуют две удивительные школы. В одной из них дети в музее учатся, а в другой – в музее живут.
Питере при Русском музее есть гимназия. И в Перми при Пермской художественной галерее вот уже семь лет существует 2-я спецшкола с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, в том числе художественного и музыкального искусства. Глубокое “погружение” начинается прямо с 1-го класса: художественная культура, английский, со 2-го класса – французский, с 5-го класса – углубленное изучение литературы, с 8-го класса – русского языка , истории – с 10-го класса. Раз в неделю ребята ходят заниматься в галерею, им читают лекции искусствоведы. Поездки в культурные центры страны заложены в учебный план. В 6-м и 7-м классах детей возят в Петербург, по Золотому кольцу, в 9-м они смотрят Москву, а дальше – на усмотрение самих ребят. Например, последний раз десятиклассники решили поехать в Новгород и Псков. Возвращаются ребята жутко довольные и жутко уставшие, потому что даже во время путешествий учеба продолжается. Они не просто глазеют, а впитывают, запоминают, потому что вечером непременно будет “защита дня” перед сотрудником галереи, который всегда сопровождает их во все поездки и требует отчета по пройденному маршруту.
Так при чем же здесь питерская гимназия? “Очень долго мы не пытались ничего менять, оставаясь самой обыкновенной школой, – рассказывает директор 2-й спецшколы Дальтон Матвеевич Цай. – А когда в начале 90-х годов все стали называть себя гимназиями, мы решили, что пора и нам что-нибудь интересное придумать. Дали завучу задание изучить опыт всех пермских школ и найти подходящую для нас модель эксперимента, однако ничего эксклюзивного ей найти не удалось. На счастье в это время она как раз уезжала в Питер на курсы преподавания культурологии, и там ей рассказали о гимназии при Русском музее. Мы сразу поняли – это то, что нужно, ведь мы в двух шагах от нашей художественной галереи. И вот после предварительных переговоров коллеги из гимназии приехали в Пермь и помогли нам воплотить эту идею в жизнь. Мы купили у них пакет документов с правом использования в качестве основы и начали работать”.
В октябре 1993 года школа получила статус экспериментальной площадки, а в 1998-м успешно прошла аттестацию и аккредитацию. По утверждению директора, такого учебного плана, как у них в школе, в Пермской области больше нигде не встретишь. Два года назад это была единственная школа, где преподавалась история культуры Прикамья. В 1997 году программа обучения была признана явлением в искусстве и литературе, и Законодательное собрание области наградило команду учителей и сотрудников галереи дипломом. Кстати, несмотря на всю “гуманитарность”, многие выпускники поступают в технические вузы, и никаких проблем с точными науками у них нет.
В школе, кроме гуманитарного, есть еще одно очень важное направление. Трудно его обозначить каким-то одним словом. Ребята создали отряд милосердия “Ступени”, помогают детям-инвалидам адаптироваться в обществе здоровых людей. Сейчас в отряде – 32 человека. Поработав в нем первые два года, ребята переходят в “Школу человечности” и к окончанию 11-го класса получают международный сертификат Ассоциации социальных педагогов. Автором “Школы человечности” является профессор Александр Васильевич Суворов. В детстве он потерял и слух, и зрение, с ним можно общаться только с помощью рук. Александр Васильевич живет в Москве и преподает в школе для слепоглухих ребятишек. В этом году отряд “Ступени” приезжал к нему в школу. “Иногда моих ребят спрашивают, зачем вы этим занимаетесь, тратите свое время? Они отвечают: “Наверное, это важно попробовать помочь другому и понять, что чужой боли не бывает”, – говорит директор.
Учителя и ученики ежегодно проводят литературный бал. Изобрела его учитель литературы Вера Николаевна Платонова, испугавшись, что у детей пропадает интерес к чтению и книги из их жизни вытесняются телевизором и компьютером. Бал ежегодно проходит в Татьянин день, 25 января. Каждый класс разыгрывает мини-спектакли, поставленные по программным произведениям. Действо длится 3-4 часа подряд и смотрится на одном дыхании…
А вот вторая школа появилась сама по себе, без посторонней помощи. Дом Дягилева в центре Перми много раз хотели снести, слишком он был старый и ветхий. Но сделать это городским властям так и не удалось – в доме открылась школа, создателем которой была ее нынешний и бессменный директор Раиса Дмитриевна Зобачева. Теперь учеников этой школы все называют “дягилевцами”, а саму школу – Дягилевской гимназией.
Гимназия начинается с кабинета самого Дягилева: огромный стол, покрытый зеленым сукном, кожаные диван и кресла, фотографии… Налево пойдешь – там музыкальная гостиная: столетний рояль,балетные пачки, на стене – одна из посмертных масок Анны Павловой. Пойдешь направо – там столовая, ребята постарались восстановить ее интерьер по фотографиям и рисункам современников семьи Дягилевых. А прямо пойдешь – попадешь за театральные кулисы: полумрак, какие-то люди в костюмах, огромный занавес, из-за которого слышны звуки фортепиано, и кто-то тихо поет “Битлз”…
Гимназия воспитала уже два поколения. Дети вырастают и приводят сюда своих детей. Может быть, кто-то решил, что здесь, кроме сцены, ничего нет? Отнюдь. Ребята проходят полноценную общеобразовательную программу, а все театральные “штучки” – факультативно: актерское мастерство, хореография, музыкальные инструменты, вокал. В гимназии подрастает своя “певчая звездочка” – Вика Копылова, на 5-й международный конкурс юных вокалистов в Екатеринбург она везет семь сольных произведений. Пермь вообще город поющий, до революции здесь было 40 народных хоров, а на спектаклях в Оперном театре две трети зрительного зала – это школьники и молодежь. Кстати, крупную сумму на строительство театра в свое время выделил дед Дягилева.
Дягилевская гимназия – один из наиболее популярных объектов детских экскурсий. В каникулы сюда приезжают ребята из других пермских школ и даже из других регионов. “Дягилевцы” сами ведут экскурсии, причем не только на русском, но и на английском языке. Но мало кто из гостей догадывается, что это не единственный музей на территории школы. Второй находится в подвале и называется он музей камня. Здесь хозяин – Иван Федорович Тощев, руководитель геологического клуба и камнерезной мастерской. Он привозит из экспедиций уральские камни и учит ребят выполнять из них ювелирные украшения и сувениры. У каждой учительницы есть по нескольку пар сережек, сделанных руками собственных учеников.
Елена КАВЕРИНА
СТАТФАКТ
За десять лет через научно-педагогический совет Департамента образования и науки области прошло 75 образовательных учреждений, состоялась 121 экспертиза экспериментальных площадок и педагогических коллективов. Сегодня в инновационной деятельности области задействовано более 5 тыс. педагогов и более 60 тыс. детей.
Комментарии