Алешка мечтает быть лесничим – таким же, как Владимир Андреевич Рутц. Все мальчишки на свете хотят быть похожими на отцов. А у Алешки Сонникова бати нет: только мама и три сестры – мал мала меньше. Но он все равно счастливый. Может, потому что рыжий? Улыбчатая мордаха, усеянная конопушками, сияет, будто подсвеченная лучиками. Говорят, таких солнышко любит. Алешка отвечает взаимностью и небесному светилу, и лесу, и траве, и озеру, и птичкам со всякими букашками. Шестиклассник Сонников – член иртышского школьного лесничества «Зеленый патруль».
Шалуны и непоседы оказались романтиками не меньшими – у многих вдруг открылся поэтический дар. пишет стихи о том, что видит, – о Родине и о себе. Дети стали приходить в лесничество почти ежедневно, чувствуя себя причастными к великому делу. Обустроили еще одну зону отдыха «Ельник». Под присмотром старших выехали на поле: сеяли доброе, вечное – лес. Ромка Мартынов старался больше всех, да так, что ему, на зависть остальным, разрешили сесть за руль трактора. Изучив окрестные муравейники, взяли над ними шефство. Старательно сколачивают скворечники, чтобы село чаще слышало пение птиц. Регулярно выезжают на озеро Соляное, любимое место отдыха сельчан, убирают бутылки, склянки, банки. Грязную работу делают с радостью.
Школьный «подрост»
Когда три года назад лесничий Владимир Андреевич Рутц пришел в Иртышскую среднюю школу с предложением организовать «Зеленый патруль» – причем отнюдь не из «ботаников», – директор Фаина Николаевна Беляева сомневалась. Не в лесничестве – оно старый друг школы. Лесники педагогическим опытом не обладают, но слова «подрост» и «подросток» путают частенько. Ведь они и в самом деле похожи. Что, собственно, требуется «молодняку» – хоть лесному, хоть человеческому?
– Дети – они же, как лесные посадки: о них нужно постоянно заботиться до тех пор, пока не окрепли и не возмужали, – рассуждал Владимир Андреевич. – Прежде чем посадить маленькие деревца, надо подумать о размещении их на площади, о сочетании древесных пород. После того как молодой лес посажен, с ним тоже немало хлопот: то появились сорняки, то вредные насекомые. Зато радуешься, когда деревца подрастут, сомкнутся кронами, будто друг с другом за руки возьмутся! Тогда они могут уже и сами за себя постоять. «Сорняков» и «личинок» в нашей жизни немало – что греха таить, далеко не все взрослые подают ребятам пример: и пьянства хватает, и лени, и бесхозяйственности, и бездумного отношения к родному краю.
С «размещением молодняка на площади» проблем не было – Иртышское лесничество предоставило ребятишкам целую комнату в своем здании, даже мебель нашли: столы, стулья. Беляеву волновало другое – ну разве заинтересуешь хулиганистых пацанов пестиками да тычинками? С уроков-то сбежать норовят, а в лесничестве ведь работать придется. Экологическое движение в Иртышской средней школе поставлено давно, но в нем-то как раз «ботаники». Предложила заняться организацией «Зеленого патруля» Лидии Генриховне Булавской, учителю биологии и природоведения, а по совместительству – инспектору по охране прав детства. Вся безотцовщина – как раз в ее «ведении». Лидия Генриховна поняла, что лекциями да нотациями не обойтись – надо дать мальчишкам возможность заняться настоящим «взрослым» делом. И начала… с истории. Оказалось, что разделить жизнь природы и человека невозможно. Про своих мальчишек Булавская знала многое, еще порасспросила односельчан, порылась в архивах. Сделала маленькое открытие, которое стало великим для Артема Богунова, одного из «пионеров» школьного лесничества. Выяснилось, что Геннадий Павлович, дед Артема, создал озеро Сельповское. Хозяйственный крестьянин, поглядев на два засыхающих водоема в сотне метров друг от друга, обошел их кругом, прикинул, вооружился лопатой. Один бы не справился, стали помогать сыновья – все пятеро, включая самого маленького, ставшего через много лет отцом Артема. Выкопали огромный канал, поставили заслоны уходящей в никуда воде, и озеро, превратившись в единый организм, обрело вторую жизнь. Дедушки давно нет в живых, а Сельповское и теперь радует мальчишек теплой летней влагой.
«Все в наших руках», – сделали вывод ребята. Остаться в истории захотелось многим. Как их отцы и деды когда-то, тоже взяли в руки лопаты. Нашли, расчистили на берегу Иртыша заброшенный родник, к которому тут же пролегла «народная тропа». Вода оказалась удивительно вкусной и, по слухам, лечебной. Вместе с лесниками – теперь уже коллегами – школьники смастерили скамейки и столы, чтоб было где отдохнуть людям. Увы, взрослые не оценили их труд и в родник плевали, и горы мусора после себя оставляли, и скамейки ломали. Ребята упорно начинали все сначала – чистили, убирали, ремонтировали. Так и постигали «профессиональную» науку.
– Чтобы приучить уважать природу тех, кто отвык уважать даже себя, требуются десятилетия упорного труда, – объяснил «новаторам» навестивший их Юрий Михайлович Сабельников, директор Черлакского лесхоза. – Лесник – человек, который работает не ради признания, а ради будущего. Результаты своих трудов он может видеть редко. Самый простой пример – чтобы вырастить «новогоднюю» плантацию сосенок, нужно лет 7-8. Кто знает, что произойдет за эти годы – мир изменится, лесник состарится, но за малышами надо ухаживать так, будто растишь их для себя.
Именно это и пытаются объяснить ребятам старшие товарищи – защищая природу, они сохраняют ее для себя и своих потомков. Ни времени, ни сил для «подроста» специалисты лесного дела не жалеют. Вячеслав Шаповалов, Владимир Мащенко рассказывают о своей профессии с упоением – будто не лекцию, а поэму читают. Вроде слова похожие – лесник, лесничий, лесовод, а специальности разные. И каждая души требует. Лесник – почти врач, который помогает каждой былинке на своем участке. Не маленьком, между прочим, -тысяча гектаров на каждого. Только вооружен он не стетоскопом, а собственным опытом, не скальпелем, а пилой. Лесничий – не только государственный контролер по охране «зеленого друга», но еще чуть-чуть архитектор и художник, он составляет проекты новых лесов; и производительных, и красивых. Лесовод открывает тайны леса, потому должен обладать множеством знаний – и по химии, и по биологии, и по геологии, и по метеорологии.
Спасти планету
Шалуны и непоседы оказались романтиками не меньшими – у многих вдруг открылся поэтический дар. Школьный «подрост» пишет стихи о том, что видит, – о Родине и о себе. Дети стали приходить в лесничество почти ежедневно, чувствуя себя причастными к великому делу. Обустроили еще одну зону отдыха «Ельник». Под присмотром старших выехали на поле: сеяли доброе, вечное – лес. Ромка Мартынов старался больше всех, да так, что ему, на зависть остальным, разрешили сесть за руль трактора. Изучив окрестные муравейники, взяли над ними шефство. Старательно сколачивают скворечники, чтобы село чаще слышало пение птиц. Регулярно выезжают на озеро Соляное, любимое место отдыха сельчан, убирают бутылки, склянки, банки. Грязную работу делают с радостью.
– Что может быть интересного в уборке мусора?- спросила я у Алешки Сонникова.
– Вы представляете: стекло может пролежать в земле или в воде миллион лет! – Со священным ужасом в глазах ответил он. – А мы ведь можем спасти планету.
Вот так. На меньшее юность не согласна. Летом у «зеленых» дел хватает. Одно из главных занятий школьного лесничества – охрана леса, окружающего село Иртыш, от огня. Ребята обходят дозором окрестные владения, объясняют отдыхающим, как избежать пожара, как правильно выбрать место для костра. В зимнюю стужу «зеленым» тоже не сидится дома. Распивать травяные чаи да изучать теорию мальчишкам и девчонкам кажется стыдным и скучным, когда от мороза затихают птицы, а зайцы с голодухи гложут горькую осину. Они сооружают и развешивают кормушки, подсыпают в них угощение, а нынче уговорили Лидию Генриховну – в самую стужу нагрузили себя вениками и пошли раскидывать их по заячьим тропкам.
Поначалу сельчане относились к «Зеленому патрулю» снисходительно – мол, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы нас не трогало… Но ребята как раз надеялись тронуть сердца земляков. Когда Машу Краус, одну из немногих представительниц слабого пола, Черлакский лесхоз направил в Москву на слет школьных лесничеств, провожали чуть не всей деревней. Озаботились – а что девочка про земляков расскажет в столице? Какое такое положительное вспомнит? А уж когда на празднике в клубе Рутц каждому члену школьного лесничества вручил награду – наручные часы, поняли: делают ребятишки нечто важное, государственное. Те, правда, совсем не возгордились, а с еще большим энтузиазмом стали воспитывать отцов и дедов, регулярно приглашая их на спектакли собственного сочинения. «Берегите нашу родину», – шло рефреном. И многие сельчане в самом деле подняли головы, оглянулись кругом – красота-то какая, и ведь нужна она потомкам, что ж мы творим-то! Истина, изложенная устами детей, до взрослых дошла быстрее. Не сказать, что земляки уж совсем исправились. Но прежде чем бросить бычок в сухую траву или разбить бутылку у озера, одни оглядываются – нет ли поблизости «Зеленого патруля», другие вспоминают стихи Светы Кондратьевой:
Иртыш – село мое родное,
Я родилась здесь и росла,
Оно мне очень дорогое,
Иртыш – ты родина моя.
Искренность и любовь детей способны творить чудеса. Кто-то из «зеленых» нашел однажды на дороге тоненькую сломанную березку. Погоревав, посадили в ведро с землей. Поникшее деревцо ожило и, вопреки всем законам природы, среди зимы вдруг выстрелило крошечными клейкими листочками. «Спасибо ребятам за большое и нужное дело. Мы рады, что молодежь заботится о старшем поколении», – пишут теперь в лесничество земляки.
Воспитай взрослого
– Школьное лесничество сочетает в себе патриотическое, трудовое воспитание, природоохранительную работу и профориентацию учащихся, – считает Фаина Николаевна Беляева, директор Иртышской средней школы. – Ведь учебно-воспитательное значение деятельности учащихся по лесоводству не ограничивается знанием о лесе, о природе, привитием полезных умений и навыков. Этот труд позволяет хорошо сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получать глубокие знания основ ботаники, зоологии, общей биологии, химии, физики, географии и других наук. У детей появилось чувство локтя, стремление к взаимопомощи. Сажая лес, ухаживая за ним, охраняя его, они убеждаются, что только с помощью коллектива можно выполнить все эти трудоемкие работы и достигнуть цели – сделать родную природу красивее и богаче. Комиссия по делам несовершеннолетних поддерживает контакт со школьным лесничеством. И представьте – не только у комиссии, но и у учителей стали исчезать претензии к юным лесникам. Им стало интереснее учиться – по всем предметам! Ведь многие уже не представляют свою жизнь без леса, строят планы на поступление в учебные заведения лесного комплекса. А для этого надо учиться.
Движение школьных лесничеств в Омской области только набирает силу. В прошлом году в селе Утичье Называевского района при поддержке лесника Владимира Отто ребята организовали лесничество на базе давно существующего экологического кружка. Людмила Алексеевна Колюжная, директор школы, их с удовольствием поддержала, выделив автобус для переездов и маленький трактор для перевозки саженцев. Тем более что в пяти километрах от Утичья – дендропарк, требующий ухода. Нынче школьники уже посадили там несколько сот кедровых «деток». Поднимается «школьный подрост» и в Муромцевском, в Омском районах.
Агентство лесного хозяйства Омской области возлагает на маленьких помощников большие надежды. Недавно Лидии Генриховне Булавской вручили благодарственную грамоту, а Иртышскому «Зеленому патрулю» – компьютер. Ведь «лесные люди» должны быть образованными во многих отраслях знаний. Николай Степанович Задорожный, главный лесничий Омской области, вышел к черлакским школьникам, собравшимся в начале июня на слет школьных лесничеств, с предложением взять шефство над лесо- и полезащитными полосами, окружающими села. Дети приняли идею с восторгом. Спасти гибнущие насаждения у них вряд ли хватит сил. В маленькой деревеньке Пятилетка, например, совсем крошечная школа – лесник Александр Горбачев занимается с четырьмя ребятишками. Но дети, по мнению Задорожного, сделают больше – подадут старшим пример уважительного отношения к природе. Черлакское профессиональное училище в этом году тоже решило включиться в работу. Наверняка механизаторы и трактористы, вышедшие из его стен, уже никогда не подпалят сухую траву на своем поле и не подавят колесами молодые деревца.
– Кто бы мы были, если бы делали только то, что едим? – удивился Юрий Михайлович Сабельников, директор Черлакского лесхоза, в ответ на мой вопрос о том, зачем нужна «возня» с ребятишками. – Я делю людей на две половины: тех, кто по-человечески относится к природе, и всех остальных. Наша задача не столько в том, чтобы готовить себе смену, а в том, чтобы люди поняли, что от каждого из них зависит и чистый воздух, и пение птиц, и жизнь Черлакского района, и жизнь всей Земли. Работники нашего лесного хозяйства постоянно занимаются воспитанием людей в духе экологического просвещения. Практика показывает, что начинать надо с детей. Лучше – с дошколят. Когда ребенок делает замечание, взрослый запоминает это надолго. Так что в планах у нас – «детсадовские» лесничества.
Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», ежегодно проводимый Федеральным агентством лесного хозяйства при поддержке Федерального агентства по образованию и Федерального детского эколого-биологического центра, нынче включен в приоритетный национальный проект «Образование». Выступая перед его участниками, Валерий Рощупкин, руководитель Рослесхоза, подчеркнул, что сегодня происходят процессы, чрезвычайно важные для всей лесоводческой и природоохранной практики. Повседневная творческая работа по защите и воспроизводству леса становится престижным и привлекательным занятием для молодежи, что связано с общими позитивными процессами в экономике и социальной сфере страны. Включение конкурса «Подрост» в приоритетный национальный проект «Образование» дает право талантливой молодежи, занимающейся исследованием проблем природы, на получение президентского гранта. Победители и лауреаты юниорского лесного конкурса смогут на льготных условиях поступать в высшие учебные заведения лесохозяйственного профиля.
Так что у Алешки Сонникова есть шанс. Он уже начал писать свой первый научный труд. Впрочем, не зря говорят, что рыжих удача любит. Николай Степанович Задорожный, главный лесничий Омской области, поговорив с мальчишкой, был удивлен глубиной его познаний, а главное – силе стремления стать «спасателем планеты». Алешка Сонников – больше не безотцовщина. Федеральное агентство лесного хозяйства Омской области взяло его под свою опеку, пообещав выделить ежегодную стипендию до окончания школы и дать путевку на лесоводческий факультет Аграрного университета. Везет же рыжим! Точнее – упорным и трудолюбивым.
Комментарии