Вместе с воспитателями и учителями первых классов, специалистами нашей школы мы составляем портрет выпускника детского сада. Этот портрет будет для педагогов дошкольных групп результатом 5 лет работы, а для учителей начальной школы – стартом успешной учебной деятельности.
Важно следовать адаптивной программе преемственности, единой работе всех специалистов школы, а также использовать общие формы взаимодействия взрослого и ребенка.Предлагаем несколько таких форматов, которые можно успешно использовать не только с детьми дошкольного возраста, но и с учениками начальной школы.Лесенка успехаВыбрать любую основу (бумага, картон, фотобумага) и разделить на три части этот лист. На одной части написать: «Какой я сегодня?», на второй: «Что я сегодня узнал?», на третьей: «Как прошел мой день?» Разместить такую лесенку необходимо в удобном для детей месте, рядом расположить карандаши, фломастеры, маркеры. Символами, словами предложить в течение дня отметить себя на этой лесенке успеха. Используя такую лесенку, мы помогаем закрепить ситуацию, когда ребенок успешен.Зоны и игровое оборудования для эмоционального комфорта детейВажно ли, чтобы дети чувствовали себя комфортно в детском саду и школе? Безусловно! Поэтому в детском саду это мягкие зоны, уголки уединения, массажные коврики, которые помогают снять физическую усталость и напряжение, в начальной школе это тоже мягкие зоны. А в первых классах, которые расположены в одном из зданий детского сада, – игровая, прогулочная площадка.Карта исследователейРебята уже старшего дошкольного возраста знакомятся с проектной деятельностью, и работа с картой исследователей в этом помогает. Основой для карты тоже может стать любой формат бумаги. Есть три части, которые ребята заполняют самостоятельно или с помощью взрослых: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?», «Что я узнал?» Используя тематические фотографии, картинки по изучаемой и исследуемой теме, символы и надписи, ребята заполняют все три части. На каждую тему своя карта. За год у вас соберется настоящая энциклопедия группы или класса.Символ словаОдним из самых комфортных и продуктивных форматов сбора и взаимодействия детей и взрослых является общение в кругу. Каждый класс или дошкольная группа выбирает себе символ слова, обычно это игрушка. Правила просты: говорит только то, кто держит символ слова в руках, остальные слушают. Далее символ передается следующему участнику круга, если ребенок не хочет говорить, он пропускает свой ход и передает этот символ следующему. Так можно обсудить любую тему, вопрос, выслушать все предложения ребят. Эта игра помогает тренировать регулятивные действия, выслушивать мнение своих сверстников и высказывать свое.Календари ожиданияЗнакомству с моделями помогает создание календарей ожидания, или адвент календарей. Такие календари содержат информацию о событиях проекта или личную информацию, например дни рождения ребят.Экран настроенияОбычная раскраска в виде воздушных шариков, которую ребята могут раскрасить выбранными ими цветами своего настроения, поможет вам узнать эмоциональное состояние группы или класса.Книжный мирКонечно, создание в каждой группе и классе своего книжного мира очень важно для детско-взрослых отношений. А еще возможен книгообмен, причем не только бумажными форматами, но и электронными, через QR-коды.Эффективное образовательное пространство – это согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу.Для нас, педагогов-практиков, обязательным условием для постоянного повышения качества образования является соблюдение основных задач преемственности детского сада и школы:1. Необходимо обеспечить безболезненный (без рисков) переход детей от дошкольного образования к начальному обучению в школе.2. Способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально положительного отношения к школе.3. Обеспечить непрерывность развития личностных качеств ребенка.Надеюсь, наш опыт по созданию эффективной адаптивно-развивающей стратегии будет интересен и полезен нашим коллегам.Вера ЛИВЕНЦЕВА, методист школы №1504;Седа ТЕЙЛЯРОВА, воспитатель школы №1504
Комментарии