search
main
0

Лермонтовские чтения

Возможность познакомиться с удивительными людьми

В школе №1194 прошли первые Лермонтовские чтения, приуроченные к Международному дню поэзии. Идея их проведения как особого пространства для реализации творческого потенциала обучающихся принадлежит директору школы Ларисе Николаевне Базылевой. Более 500 воспитанников – от дошкольников до выпускников – стали участниками этого интереснейшего проекта.

Подготовка к Лермонтовским чтениям началась уже в сентябре с подписания договоров об образовательном сотрудничестве с нашими партнерами. Первыми откликнулись сотрудники усадьбы Середниково, что находится недалеко от Зеленограда. Именно в этой усадьбе два лета подряд, в 1831 и 1832 годах, проводил каникулы юный Лермонтов.

Сегодня в усадьбе располагается Московская областная общественная организация – Ассоциация «Лермонтовское наследие» и Национальный лермонтовский центр. Программа сотрудничества с Середниково открыла для учеников новые возможности по созданию и реализации собственных проектов в области литературного и исторического краеведения и туризма. Одним из таких опытов стал мультимедийный проект «Лермонтовские места России», созданный на основе Coogle карт.

С именем Лермонтова связана пензенская земля. Мы вышли на связь с Пензенским государственным университетом и заключили договор об образовательном и научном сотрудничестве. Преподаватели кафедры литературы дистанционно, по видео-конференц-связи, проводили встречи с учителями и обучающимися школы, которые работали над проектами в рамках Лермонтовских чтений.

Откровенный разговор об актуальности творчества Лермонтова, обзор интересных работ в современном лермонтоведении, заочная литературно-краеведческая экскурсия по Тарханам – все это способствовало развитию интереса к изучению творчества М.Ю.Лермонтова.

В ходе таких встреч рождались идеи проектно-исследовательских и творческих работ. Вот темы лишь некоторых проектов, представленных в рамках Лермонтовских чтений: «Интер­активный словарь архаизмов и историзмов (на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)», путеводитель «По следам Печорина», «Два ангела: стихотворения Лермонтова и Бунина», «Историческая обусловленность воплощения в искусстве образа Демона, созданного М.Ю.Лермонтовым», мультипликационный фильм «Посреди небесных тел», «Графическое иллюстрирование как способ интерпретации поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Тепло поддержал идею проведения Лермонтовских чтений директор детской художественной школы №9 Зеленограда заслуженный художник России Роман Олегович Фашаян. Он является автором памятника Лермонтову, который установлен в Солнечногорске в честь 200‑летия поэта. Ученики в ходе подготовки к проекту об образе Лермонтова в искусстве взяли интервью у Романа Олеговича. Так, формат чтений открыл для школьников возможность познакомиться с удивительными людьми.

Р.О.Фашаян присутствовал на торжественном открытии Лермонтовских чтений и возглавлял работу жюри конкурса живописи и рисунка. На этот конкурс было представлено более 50 живописных и графических работ обучающимися 3‑11‑х классов. Особенный интерес у детей вызвала личность самого Лермонтова, на конкурс было представлено несколько портретов поэта.

Для иллюстрирования были выбраны самые разные произведения Лермонтова. Среди них, несомненно, можно выделить любимые: поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой нашего времени», драма «Маскарад», стихотворения «Утес», «Ангел». Работы, представленные на конкурс, экспонировались в школьной арт-зоне, так что каждый желающий мог посетить выставку и после закрытия чтений.

В ходе реализации программ дополнительного образования мы познакомились с преподавателями Пушкинского института. Они тоже поддержали идею проведения чтений. Был подписан договор, и для обучающихся и учителей открылись новые образовательные возможности: более 250 человек смогли пройти дистанционное бесплатное обучение по разным программам на платформе «Образование на русском».

По видео-конференц-связи легендарные преподаватели института проводили занятия, давали мастер-классы. Конечно, такое общение не могло не принести положительных результатов – дети не боятся создавать собственные произведения и проекты. Они творят, и это главное.

На конкурс литературного творчества были представлены стихотворные и прозаические произведения. Юные авторы проявили самобытность в создании художественных образов. А в конкурсе чтецов участники продемонстрировали исполнительское мастерство и актерский талант. Этот конкурс был одним из самых многочисленных. И первый отборочный этап проходил в классах, на уроках литературы. Так что каждый ученик школы оказался причастным к зарождению новой традиции – Лермонтовских чтений.

Время ожидания праздника и подготовки к нему – самое волнительное и ответственное. Это время смелых задумок и их воплощений. Так, например, в одном из корпусов школы в ходе подготовки к чтениям руками учителей и детей были созданы зоны для творчества и саморазвития: Лермонтовский уголок, арт-зона, выставка «С именем Лермонтова».

Кульминация проекта – Лермонтовские чтения, торжественное открытие которых состоялось 15 марта. На открытии присутствовали почетные гости – наши партнеры: доктор филологических наук, литературовед, руководитель Пушкинских проектов Института Пушкина Э.М.Афанасьева, заслуженный художник России Р.О.Фашаян, руководитель отдела экскурсий усадьбы Середниково П.В.Князева, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Литература и методика преподавания литературы» Пензенского государственного университета А.А.Тимакова.

Каждый конкурсный день проходил в одном из корпусов школы и начинался мастер-классами: «Маскарадные маски», «Изготовление панно «Белеет парус одинокий», «Историко-бытовые танцы» или экскурсией «Истоки творчества Лермонтова» с участием фольклорного ансамбля «Забава».

Особенно хочется отметить самых юных участников чтений – воспитанников детских садов. В дошкольных группах прошли литературные гостиные. Это первый опыт знакомства дошкольников с эпохой жизни Лермонтова, его детством и творчеством, великими событиями, отраженными в стихах и поэмах. Дети не только узнавали новое, но и проявляли инициативу и собственное творчество в подготовке к мероприятию. В День поэзии они погрузились в атмосферу праздника-бала, прикоснулись к культурным традициям времен М.Ю.Лермонтова.

Во время закрытия чтений и награждения победителей все участники конкурсов смогли увидеть лучшие выступления в каждой номинации. С напутственным словом к участникам чтений обратилась Л.Н.Базылева, директор школы. Она выразила надежду, что Лермонтовские чтения станут новой доброй традицией нашей школы.

Лермонтовские чтения – это долгосрочный проект. У нас много задумок и планов. В следующем году запускаем семейную акцию «По литературным местам России». Лермонтовские чтения – это метапредметный проект, который позволяет реализовать творческий и инновационный потенциал педагогов и обучающихся. Прикасаясь к творчеству великих, мы и сами вдохновляемся и начинаем творить!

Наталья ЕГОРОВА, координатор чтений, учитель русского языка и литературы школы №1194

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте