Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет ученикам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Творческое начало в человеке – это всегда стремление к прекрасному, движение вперед. Проблема детского творчества достаточно глубоко исследована в таких науках, как философия, психология, педагогика. Следует отметить, что основное внимание педагогических исследований в данной области нацелено на те виды творческой деятельности, содержание которых связано с миром эстетических ценностей человека, с совершенствованием его нравственного облика.
Сказочный мир наполнен чудесами, тайнами и волшебством и всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказки ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви.
Однако для того чтобы внутреннее состояние и самоощущение ребенка, а также ситуация вокруг него начали положительно изменяться, необходимо совершить некоторое действие. Если мысль не будет воплощена в форму, если не будет выполнено созидательное реальное действие, положительные изменения надолго отодвинутся во времени. И таким реальным созидательным действием на занятиях по сказочным образам становится лепка из соленого теста – тестопластика. Для лепки потребуется иметь под рукой лишь соль, муку и воду. Тесто после замеса является достаточно пластичным материалом, из которого можно создавать не только отдельные фигурки, но и целые скульптурные композиции.
Цель метода – помочь ребенку улучшить свое психоэмоциональное состояние с помощью самовыражения, раскрыть творческие возможности, актуализировать индивидуальные ресурсы. Лепка из теста как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Она развивает мелкую моторику, умение чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, способствует развитию трехмерного восприятия формы, воображения, креативности, снимает эмоциональное напряжение.
В момент лепки и работы с тестом тревожные, агрессивные дети успокаиваются и сосредотачиваются на рабочем процессе. Дети активно взаимодействуют друг с другом, принимают всех членов группы, процесс сплочения наблюдается не только на коллективных занятиях, но и на индивидуальных.
Таким образом, тестопластика является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога.
Татьяна САМАРИНА, воспитатель группы продленного дня, учитель технологии лицея №329, Санкт-Петербург
Комментарии