search
main
0

Леонтий Магницкий: автор знаменитого первого русского учебника по арифметике родился 325 лет назад

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) – замечательный просветитель, религиозный мыслитель и педагог-наставник, основатель профессионального обучения, первый русский учитель математики, автор знаменитого учебника «Арифметика, сиречь наука числительная».

Фото: pixabay.com

Самородок из Нило-Столобенского монастыря

Леонтий родился 9 (19) июня 1669 года в Осташковской патриаршей слободе Тверской губернии на берегу озера Селигер возле монастыря Нило-Столобенская пустынь. Его отец – крестьянин Филипп по прозвищу Телятин или Теляшин (крестьяне не имели фамилий).

Повествуя о первоначальной биографии Леонтия, подчеркнем, что историки по крупицам собирали сведения о его житии до начала работы в Навигацкой школе. Это обусловлено тем, что никаких письменных источников о нем как о простом человеке своего времени не имеется, большая часть сведений до сих пор не подтверждена документально. Поэтому биография Леонтия Филипповича неизбежно носит житийно-легендарный характер.

С юных лет Леонтий работал с отцом на пашне. Современники отмечали исключительное трудолюбие будущего педагога, сызмальства «кормившего себя работаю своих рук». Но, главное, его непреодолимо тянуло к знаниям.

В период расцвета монастыря в XVII веке Нило-Столобенская пустынь была выдающимся центром духовно-нравственного просвещения и образования. Леонтий был внучатым племянником святого архиепископа Нектария, владыки Сибирского и Тобольского, настоятеля и устроителя Ниловой пустоши, и потому имел доступ к богатейшей монастырской рукописной библиотеке, к бесценным церковным книгам. Это были наилучшие по тем временам труды. В монастыре он приобрел свои базовые познания, сделал первоначальный шаг в науку, причем, как отмечали современники, был «страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное».

Леонтий – «послушный и любознательный отрок» – самостоятельно выучился читать и писать, благодаря чему временами исполнял обязанности псаломщика в местной церкви. Безусловно, он очень серьезно и глубоко овладел в монастыре основами наук, но, главное, впитал прочные духовно-нравственные устои, ценности и традиции жителей Селигерского Верхневолжского края – место подвигов преподобного Нила Столобенского.

Предтеча Ломоносова

Счастливый случай представился пятнадцатилетнему Леонтию в 1684 году, когда он был отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь как возчик для доставки мороженой рыбы монахам (невольно всплывает образ легендарного рыбного обоза Ломоносова). Здесь он поразил монахов своей «твердой грамотностью и оригинальным умом» и был оставлен при обители в качестве чтеца.

Затем по настоянию и рекомендации старцев талантливый юноша был переведен в московский Симонов монастырь, где монастырское начальство решило готовить незаурядного юношу в священнослужители.

На протяжении десяти лет (1685-1694) Леонтий обучался в Москве в Славяно-греко-латинской академии. Освоил латинский и греческий языки, а вне академии также немецкий, голландский и итальянский. Математика в академии не преподавалась, что свидетельствует о том, что свои выдающиеся математические познания Леонтий приобрел путем самостоятельного изучения рукописей и книг, как русских, так и иностранных. Эти познания, как сообщал Энциклопедический словарь, изданный в Петербурге в 1896 году, «вышли на уровень, далеко превосходящий сведения, которые можно было почерпнуть в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях семнадцатого столетия».

Впрочем, современные историки отрицают факт обучения Леонтия в академии (никаких записей в архивах об этом не обнаружено, и сам он об этом никогда не упоминал), равно как и знание им новых европейских языков. Если это так, то юноша являлся воистину гениальным самоучкой. Безусловно, он, как и Михайло Ломоносов, был ярко выраженным самородком, щедро одаренным от природы. Подчеркнем, что все биографы и исследователи стойкого жизненного пути и подвижнической деятельности Магницкого отмечали символичное и почти мистическое совпадение его первоначальной судьбы и движения в науку с планидой русского гения Михаила Васильевича Ломоносова. Понятно, что со сдвигом в 40 лет и в иных исторических обстоятельствах. И все же…

Встреча с Петром I

Если бы не произошедшие в России кардинальные петровские социокультурные преобразования начала ХVIII века, наша культура получила бы в лице Леонтия Филипповича оригинального и мощного религиозного мыслителя, автора трудов ярко выраженной патриотической и гражданско-консервативной направленности.

Но грядущее время кардинальных социокультурных перемен уже настойчиво стучалось в судьбу юноши, и он смело выходит ему навстречу. После окончания академии в 1694-1701 годы начинающий педагог обучал детей московской знати в частных домах и занимался самообразованием. На этом поприще и происходит воистину судьбоносная его встреча с Петром I.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, но при их встрече он произвел на царя очень сильное впечатление своим в целом незаурядным умственным развитием и разносторонними познаниями. В знак уважения и признания достоинств самодержец в 1700 году пожаловал ему звонкую и символичную фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Безусловно, император Петр I сыграл в судьбе Магницкого решающую роль. Причем это воздействие не только определяющее, но и многомерное. Император четко осознавал необходимость развития науки и просвещения для становления России как великого государства, для выковывания ее суверенной промышленности, торговли и обороноспособности. В этом дискурсе Петр I основал систему российского образования, заложив в ее фундаменте начальные «цифирные школы» и простроив вертикаль через систему профессионального образования до Санкт-Петербургского университета и Российской академии наук.

«Школа математических и навигацких, хитростно наук учения»

Поворотным событием в жизни Леонтия Магницкого становится открытие 14 января 1701 года по указу Петра I в Москве первого светского государственного учебного заведения – знаменитой «школы математических и навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учения». Царь отводит для школы Сухареву башню – величественное творение зодчего М.И.Чоглокова – со всеми бывшими при башне строениями и землей. Школа расположилась «в пристойном и высоком месте, где можно горизонт видеть, сделать обсерваторию и чертежи в светлых покоях».

22 февраля 1701 года учителем школы для преподавания арифметики, геометрии, тригонометрии и навигации назначают Леонтия Филипповича как лучшего математика Москвы. На этом поприще он провел почти 40 лет – всю свою оставшуюся жизнь.

Подчеркнем, что Магницкий был первым русским учителем, так как до него в России преподавали только взятые самодержцем на службу иностранцы. Взаимоотношения с ними у русского преподавателя были конфронтационные. Английские педагоги всемерно препятствовали деятельности Леонтия Филипповича, отстаивая свое монопольное право на преподавание.

Изучение наук в математической и навигацкой школе шло в таком порядке: ученики, обучающиеся арифметике, после экзамена у Магницкого переводились в следующий класс геометрии; обучавшиеся геометрии затем переводились в класс тригонометрии и т. д. Это было сделанное по петровским лекалам среднее профессиональное учебное учреждение. Выпускали из школы по мере готовности ученика к государственной деятельности или по требованию ведомств, нуждавшихся в образованных специалистах. Здесь же впервые в России стали готовить учителей, которые направлялись по губерниям для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и «цифирных школах».

По сути, Леонтий Филиппович был одним из преданных сподвижников реформаторской деятельности Петра I, который позднее пожаловал его деревнями во Владимирской и Тамбовской губерниях, приказал выстроить ему дом на Лубянке, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» наградил «саксонским кафтаном» и другой одеждой. В 1704 году Магницкому царским указом было пожаловано дворянство.

В 1715 году в Петербурге открылась Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигацкой школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого времени Магницкий становится старшим учителем школы и руководит ее учебной частью.

Среди преподавателей Леонтий Филиппович всегда выделялся необыкновенным трудолюбием и добросовестностью. В одном из донесений графу Ф.А.Головину, которому была подчинена школа, сообщалось: «Англичане учат учеников той науке чиновно и до Леонтия наукой не дошли», а Леонтий «непрестанно в той школе бывает и всегда имеет тщание не только к единому в учениках науках радению, но и по иным к добру поведением».

С 1732 года и до последних дней своей жизни Л.Ф.Магницкий являлся руководителем Навигацкой школы, заведовал «распорядительной и хозяйственной частью».

«Арифметика, сиречь наука числительная»

Конечно, главное дело жизни Л.Ф.Маг­ниц­ко­го, благодаря которому он навсегда вошел в историю мировой культуры и образования, – создание им фолианта «Арифметика, сиречь наука числительная» – первого российского печатного учебника по математике. Соответствующее «техническое задание» на подготовку пособия, полученное педагогом, гласило: «1701 году февраля в 1-й день взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать через труд свой словенским диалектом книгу арифметику». Учебник был нужен срочно, поскольку являлся жизненно необходимым для учащихся открывшейся Навигацкой школы, для которой были написаны первые учебники и по другим дисциплинам, например по грамматике. Преподававшиеся там навигация, мореходная астрономия, геодезия и математика в своем фундаменте имели арифметику.

Юноши, пришедшие учиться морскому делу в Навигацкую школу, не имели ни одного учебного пособия на русском языке. Этот пробел нужно было восполнить как можно скорее, что и сделал Леонтий Магницкий. Уже 21 ноября 1701 года рукопись учебника была закончена (имеются сведения, что педагог начал готовить книгу еще в 1694 году), но ее подготовка к изданию заняла два года.

«Арифметика» была издана в 1703 году огромным для тех лет тиражом в 2400 экземпляров. Текст книги набран славянским шрифтом. Печать в две краски – черной и красной, страницы в рамках из наборных украшений. В тексте – заставки, концовки, гравюры.

Хотя пособие специально предназначалось для учеников Навигацкой школы, книга использовалась не только в учебных заведениях, но и для самообразования. Один из экземпляров «Арифметики» в 1725 году попал к юному М.В.Ломоносову, который принес эту книгу в котомке из Холмогор в Москву, хранил до конца своих дней и называл «вратами своей учености».

Синтез традиций и инноваций

Создание столь сложного и объемного пособия, насчитывающего 652 страницы, потребовало от Леонтия Филипповича концентрации всех сил, неустанного труда и педагогического мастерства. В предисловии «Арифметики» Л.Ф.Магницкий поэтично заметил: «Разум весь собрал и чин. Природно русский, а не немчин. С разных диалектов на славенский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена».

Историки утверждают, что «автор позаимствовал какой-то материал из европейских математических книг, но и по структуре, и по содержанию это был полностью самостоятельный труд. Никаких подобных учебников в Европе в то время не существовало. Кроме того, Л.Ф.Магницкий включил в книгу много затейливых и замысловатых задач из русского быта, развивающих смекалку и математическое мышление».

Создать пособие в кратчайший срок (примерно за восемь месяцев) можно было только тем путем, по которому и пошел Магницкий, – взять с помощью переводчиков и сотрудников фрагменты из западных передовых пособий по математике, синтезировать их и положить на прочную русскую целеценностную и ментальную основу.

Значимо, что «Арифметика», составленная по источникам, в число которых, кроме иностранных книг, входили и книги «старо­пре­вод­ные славенския», то есть русские арифметические рукописи XVII столетия, является органичным звеном, непосредственно связывающим эту русскую математическую литературу с развиваемым ею в XVIII столетии новым методическим направлением.

Мощный шаг вперед в преподавании математики

Пособие состоит из двух книг – «Арифметики политики, или гражданской» и «Арифметики логистики, не ко гражданству токмо, но и к движению небесных кругов принадлежащей». В учебник вошли не только подробно и систематически излагаемые широкие арифметические понятия, но и материалы по элементарной алгебре, тригонометрии, сведения по астрономии, геодезии, навигации (с разделами логистики и политики).

В «Арифметике», как и во всех учебниках того времени, рассматривалось пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление. Рядом с русскими параллельно давались также их греческие и латинские названия.

Педагог возвел нуль в ранг числа, причислив его к «перстам» (первым десяти числам), и тем самым намного опередил свое время. В книге автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию.

Магницкий новаторски использовал новинки в области арифметики, ввел новые наименования – «множитель», «делитель», «произведение», «извлечение корня», а также заменил устаревшие слова «тьма», «легион» терминами «миллион», «биллион», «триллион», «квадриллион», сделав тем самым мощный шаг вперед в преподавании математики.

По пособию российский читатель знакомился с действиями над многочленами, с правилами решения уравнений первой и второй степеней. В «Арифметике» впервые в России для вычислений использовались «арабские» цифры, новаторски было изложено учение о десятичных дробях.

Занимательная наука

Несомненно, Л.Ф.Магницкий обладал незаурядными педагогическими дарованиями. Он излагал материал последовательно, переходя от объяснений простых действий к сложным решениям.

Для облегчения доступности излагаемого материала Леонтий Филиппович широко применял наглядность в процессе обучения, используя с этой целью многочисленные таблицы, чертежи, схемы и рисунки, макеты, модели и приборы, даже большой медный глобус, привезенный в дар царю Алексею Михайловичу посольством Генеральных Штатов Голландии.

Кроме создания «Арифметики», Л.Ф.Маг­ниц­кий принимал участие в переводе и издании «Таблиц логарифмов и синусов, тангенсов и секансов» (1703), «Таблиц горизонтальных северной и южной широт» (1722).

Методика изложения Магницким действий сложения, умножения, вычитания и деления несущественно отличается от той, которая применяется сейчас: сначала даются примеры, которые постепенно усложняются, и лишь после этого следует общее правило. Каждое правило начиналось с простого житейского примера, за ним следовали общая формулировка и ряд задач, в конце помещалось правило проверки – «поверение».

Л.Ф.Магницкий в своем учебнике стремился не только доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников стойкий интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Как методист он поместил множество объяснительных примеров («прикладов»), включая примеры «неких увеселительных действий, через арифметику употребляемых», обнаружил большой педагогический талант при изложении действий над целыми числами и обыкновенными дробями.

Автор, стремясь придать арифметике занимательный характер, систематично пользовался стихами и рисунками. Учебник содержит много задач и примеров, причем большинство из них интересны и даже увлекательны по содержанию, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом.

Задачи были разные, но в основном взятые из жизни, например:

  1. Вопросил некто некоего учителя: «Сколько имеешь учеников у себя? Так как хочу отдать сына к тебе в училище». Учитель ответил: «Если ко мне придет учеников еще столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Сколько было у учителя учеников? (Отв. 36.)
  2. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь в 10-й день. И ведательно есть, в колико дней жена его особно выпьет ту же кадь? (Отв. 35 дней.)

По правомерному суждению видного поэта и ученого-филолога В.К.Тредиаковского, «Магницкий Леонтий муж, сведущий славянского языка, добросовестный и нельстивый человек, первый российский арифметик и геометр; первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии».

«Арифметике научить – не бороду остричь»

Леонтий Филиппович непреклонно отстаивал гуманные методы обучения и воспитания и даже, проявив большое мужество, вступил в конфликт с Петром I, который в специальном указе потребовал ускорить процесс обучения и для этого «наказывать нерадивых учеников батогами и списывать в матросы». Педагог составил для царя справочную записку, в которой излагал свои суждения: «Арифметику прилежный выучит в 10 месяцев, а ленивый («медленно соображающий») – в год, геометрию – прилежный в 6, ленивый в 8 месяцев, тригонометрию – прилежный в 2, а ленивый – в 3 месяца. И менее тех лет учить не можно». Сохранилась в памяти современников и своеобразная острота Магницкого по поводу царской торопливости: «Арифметике научить – не бороду остричь».

Педагог ввел в практику преподавания выделение из числа лучших учеников «десятских», которые в своей десятке следили за поведением.

В 1714 году Магницкому был поручен набор учителей для цифирных школ, открывающихся в разных городах обширной России. Подбирать таких учителей предписывалось «не из знатных пород». Как всегда, к решению этого вопроса он подошел с особой тщательностью, учитывая не только знание математики, но и природные способности учеников, а главное, их нравственный стержень.

Первый учитель русских моряков

Л.Ф.Магницкий славен как первый учитель русских моряков, преодолевший с успехом громадные затруднения, которые встретились ему при изложении на русском языке основ мореходной науки. В его учебник вошли не только подробно и систематически излагаемые широкие арифметические понятия, но и материалы по элементарной алгебре, тригонометрии, сведения по астрономии, геодезии, навигации (с разделами логистики и политики).

В завершающем разделе «Арифметики», названном «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», Магницкий рассмотрел прикладное применение математики в морском деле. Изложение астрономии начиналось в предисловии ко второй части определением содержания предмета астрономии и объяснением ее практического значения для «инженеров», «кораблеходцев» и «ратоборцев».

Книга Л.Ф.Магницкого помогла ученикам математико-навигацкой школы сформировать в 1726-1734 годах материал для первой «генеральной карты всея Руси» и первого географического атласа.

Еще на стадии преподавания арифметики педагог выявлял тех учеников, «которые прилежность и охоту имеют к наукам». Затем они изучали навигацию: теорию в зимние месяцы, а летом отправлялись в «компании на море».

Имея большое «радение» к способным ученикам, Магницкий обучал их и «части большей острономии» – вычислять затмения солнца, «подлинное время новолуния и полнолуния с четвертми». Характерно, что именно Леонтий Филиппович учитель и воспитатель первых русских исследователей Арктики – Семена Челюскина, Василия Прончищева и Алексея Чирикова.

Самобытный ученый-педагог и богослов

В целом заслуги Леонтия Магницкого в развитии русской культуры и просвещения были очень велики. Он выражал, современным языком, традиционно-консервативную основу развития России, отстаивая ее в борьбе с вестернизаторской стратегией, которую истово проводил Петр I.

Через всю книгу проходило панегирическое кредо автора о том, что царь Петр Алексеевич «затверделую невежеством и лишением наук российскую землю размягчил и удобною к приятию семени учения сотворил». При этом Леонтий Филиппович не боялся критически высказываться по поводу вестернизаторской политики Петра I, выступая против механического внедрения кардинальных европейских нововведений, которые, по его убеждению, разрушали русский национальный дух. Это во многом стоило ему карьеры, но сохранило духовный стержень и честное имя.

В целом пособие выполняло роль своего рода прочного аксиологического моста, по которому переводилось новое поколение от прежней, допетровской, Руси – Московии – в эпоху императорской России. В данной связи подчеркнем, что Леонтий Магницкий был самобытным ученым – педагогом, который обладал глубокими и стойкими богословскими познаниями.

«Арифметика» – многослойное издание, которое по форме и содержанию не имеет ничего общего с привычными школьными учебниками математики. Это философско-образовательный трактат, выполненный в наставнической традиции Я.А.Коменского и просветителей Нового времени.

В своей «Арифметике» Магницкий связывал науку со Священным Писанием, доказывая, что «приятие наук» «являет Бога неизследимую красоту». На многочисленных примерах математик объяснял, что «науки» не противоречат «закону Божию». Подобное толкование вопроса «науки и религии» являлось прогрессивным для того времени.

Леонтий Филиппович, безусловно, закладывал в учебник широкий просветительский дискурс и глубокое педагогическое содержание. По сути, это был учебник «Педагогики», базирующийся на прочном фундаменте русской православной учительской традиции.

Национальное достояние России

В стихотворном предисловии к «Арифметике» Л.Ф.Магницкий написал:

И желаем, да будет сей труд
добре пользовать русский весь люд.
Иже да поет Богу Славу
и величит твою державу.

Симптоматично, что помимо стихотворного вступления текст «Арифметики» предваряло обширное прозаическое предисловие, озаглавленное «Трудолюбивому и мудролюбивому читателю о Господе радоватися». Это развернутый философский трактат о человеке, смысле его жизни, о роли науки в тогдашнем обществе. Под «гражданством» здесь понималась светская сфера жизнедеятельности, называемая «внешней» и противопоставляемая «внутренней» – религиозной. Деление на «внутреннее» и «внешнее» было традиционным в средневековой Руси, но ранее все «внешнее» (в том числе внешняя мудрость – наука) резко осуждалось и отвергалось как вредящее «внутреннему» – православной вере. Магницкий же защищал то «внешнее», что идет на пользу человеку и «украшает» его.

Таким образом, Магницкий признавал правомерность существования «гражданства» как «внешней» сферы жизнедеятельности человека наравне со сферой «внутреннего украшения и пользы», под которыми он по традиции подразумевал «сокровища о Христе».

Эта книга, являющаяся национальным достоянием России, уникальна как своей историей, так и содержанием, будучи своеобразной энциклопедией по различным отраслям математики и естествознания (геодезии, навигации, астрономии), не уступавшей западноевропейским пособиям своего времени, но, главное, составленной с учетом русских учительских традиций. Учебник стал поистине выдающимся событием в российской педагогике, науке и культуре.

В целом «Арифметика» Магницкого «замечательна продолжительным, обнимающим более полувека, употреблением в школах, оказалась наиболее известной из всех учебников математики в России». На ней воспитывались поколения ученых в сфере физико-математических наук. По ее содержанию можно составить представление о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия и о качестве знаний, полученных в результате такой методики преподавания.

Итак, Леонтий Магницкий первым ознакомил современников с математикой в таком объеме и показал ее большое практическое значение. В этом его главная заслуга перед историей математического образования в нашей стране.

«Арифметика» – прообраз всех классических учебников с правильным методическим изложением учебного материала. В 1914 году была предпринята попытка переиздать этот учебник, которая была осуществлена лишь частично из-за гибели в Первой мировой войне издателя П.А.Баранова. Факсимильное издание книги вышло в Санкт-Петербурге в 2009 году.

«В вечную память христианину, добродетельно пожившему»

Леонтий Филиппович умер в Москве 19 (30) октября 1739 года в возрасте 70 лет и был погребен в церкви Гребневской иконы Божьей Матери, располагавшейся на углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы, у Никольских ворот.

Подчеркнем, что славное имя и дело Л.Ф.Маг­ниц­ко­го не забыто потомками, прежде всего его земляками. По случаю 300-летия со дня рождения в 1969 году его именем была названа одна из центральных улиц города Осташкова. В сквере под стенами бывшего Знаменского монастыря установлена стела с памятной плитой.

При Нило-Столобенской пустыни действует Верхневолжский духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» имени Леонтия Филипповича Магницкого.

А в 2005 году именем Магницкого сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории была названа только что открытая планета.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте