У меня применение дистанционного обучения пришлось на последние три года работы в школе. Это не было связано с пандемией, поэтому было время все спокойно продумать. Как потом выяснилось, многое из того, что я спланировал, не пригодилось, и наоборот.
Готовиться я начал летом, работа планировалась в двух классах – 5-м и 9-м, которые через три года стали бы 7-м и 11-м классами. Сейчас, спустя четыре года, я попробовал собрать свой опыт вокруг нескольких линий изменений: “роль учителя”, “контент”, “деятельность ученика”, “организация”, “планируемые результаты” (каждый выделил в тексте знаком #).
В целом можно поделить всю работу на пять этапов – шагов.
1. Первый шаг: подготовка
#Контент. Когда начинал работу, мне казалось, что самое главное – подготовить необходимый объем качественного учебного материала. Понятно, что у всех учеников был учебник, но в нем материал выстроен с тем учетом, что совместная работа учителя и школьника занимает примерно 60% учебного времени ребенка. Надо было пересмотреть все заново и дополнить необходимыми материалами, включая видеосюжеты, тесты, игровые задания, экскурсии (ученики могли посещать музеи и выставки). Заготовки у меня, как и большинства учителей, были, надо было все загрузить в Moodle (для меня оказалась удобнее эта платформа, но, конечно, возможны и другие), там же я разместил тесты для старшеклассников (решил, что пятиклассникам они не нужны). Продумывая тематическое планирование, я принял решение разбить весь курс примерно на 10 тем – фактически модулей. Это решение принималось интуитивно и оказалось, в целом, правильным.
#Организация. Очные занятия предполагались, но в самом минимальном объеме и не всегда в удобное время, поэтому я понимал, что надо заранее объяснить ученикам правила игры, донести, что важно не столько то, что рассказывает учитель на уроке, а то, что они сделают самостоятельно. Объяснил все на первых уроках, по-моему, очень понятно, но опыт показал, что все равно реальное освоение новых правил заняло два месяца. Правда, у меня в каждом классе было всего два часа в неделю, может быть, если бы курс был больше, то все пошло бы быстрее.
#Ученики. Еще на страте я понял, что необходимо переходить на накопительную систему оценивания, поэтому продумал количество и сложность работ на весь год, присвоил каждой работе вес в баллах и определил, сколько баллов надо заработать на “отлично”, “хорошо” и “удовлетворительно”. Понимал, что накопительное оценивание позволяет ученикам самостоятельно регулировать объем работы и начать планировать свои результаты.
#Условия. У меня не было той проблемы, с которой столкнулись сейчас учителя – отрегулировать технические вопросы. Речь шла о московской школе, благополучных семьях, повсеместном интернете и небольшой нагрузке на сеть. Но все равно дублировал всю информацию и в электронном журнале, и по почте, и в Moodlе.
#Планируемые результаты. С самого начала я понимал, что полноценно организовать ПРОВЕРКУ механической памяти при дистанционном обучении НЕВОЗМОЖНО и нужно планировать другие способы: проверку понимания изученного (сравнить, доказать, определить), умение применить знания для решения учебных и практических задач. Для каждого критерия в каждой работе необходимо было определить его “вес”.
2. Второй шаг: спустя полгода
Первая четверть прошла очень трудно и сумбурно. Стало понятно, что тайминг работы совсем другой, непривычный, и если я перестраивался быстрее, потому что понимал, что и зачем учинил, то ученики не очень понимали, зачем это нужно, и менялись медленнее, хотя была и группа тех, кому это все очень понравилось с самого начала. Мне очень помогали коллеги и классные руководители, которые подменяли меня, контролировали порядок, когда класс работал по подготовленным заданиям. Важно было и то, что все эти изменения происходили только на одном предмете, что в целом школьная жизнь у этих классов шла своим ходом, никакой самоизоляции не было, все спокойно общались оффлайн и обменивались впечатлениями.
#Организация. Традиционно организация работы школы выстроена вокруг организации работы учителей. Мы обычно планируем работу и рабочее время ученика через планирование работы и рабочего времени педагога. В новых условиях вместо деления на аудиторные часы и домашнюю работу пришло деление на совместную работу учителя и ученика и самостоятельную работу ученика. Первая реализовывалась как в одном помещении, так и удаленно, а вторая могла проходить как в стенах образовательной организации, так и за ее пределами.
Формат работы теперь зависел не от места (класс, библиотека, лаборатория, музей, квартира, парк), а от характера взаимодействия педагога и ученика (совместно или самостоятельно). Приведу пример: в традиционной ситуации курс продолжительностью 68 часов в год предполагал два урока по 45 минут и два домашних задания по 30 минут – всего 150 минут учебного времени. Теперь все надо было выстроить так, чтобы 20-25% времени уходило на совместную работу с учениками (обсуждение результатов работы, анализ ошибок, выявление трудностей), а 75-80% времени занимала самостоятельная работа учеников (включая возможность изучения нового материала по учебнику, видеоурокам и другим материалам). Надо заново рационально распределить эти 110-120 минут в неделю между различными вариантами деятельности.
#Учитель. Первый месяц работы показал, что существенно я недооценил ресурсы своего времени: дистанционное обучение требует НАМНОГО больше времени на проверку самостоятельной работы учеников, на построение обратной связи: три четверти моего времени занимала проверка работ, которые ученики присылали по почте или размещали в Moodle. Самое трудоемкое было проанализировать каждую работу по заданным критериям и снабдить понятным комментарием. Сейчас этот опыт проживает большинство учителей, правильно организованная проверка 25 работ занимает не менее 5 часов.
#Ученики. Школьный опыт у меня был большой, хорошо понимал, как организовать самостоятельную работу учеников (индивидуальную или групповую) в традиционном формате, но первые месяцы показали: самостоятельная работа ученика дома течет совсем с другой скоростью. Например, тесты ученики пишут дома значительно быстрее и хуже, чем в классе. Причем дело не в том, что они списывают – многие старшеклассники пишут честно, просто все время отвлекаются и хотят закончить быстрее, а самостоятельные и творческие работы пишутся намного медленнее.
Это означает, что КАЖДОЕ задание надо сопровождать точными и конкретными рекомендациями регламента его выполнения. Фактически в 5-м классе (да и в 9-м тоже) это часто превращалось в задание на формирование читательской грамотности. Каждое учебное действие надо было точно упомянуть, затем указать последовательность действий, алгоритм самопроверки. Если этого не сделать, то работы приходится переписывать, а времени у меня на это почти не было.
#Контент. На этом этапе очень помогли рабочие тетради, в них аккумулирован огромный практический опыт организации самостоятельной работы ученика дома, задания носят уровневый характер, в них вшит хронометраж, содержание заданий привязано к конкретным учебникам и учебным пособиям. Жалко, что не было задачников по функциональной грамотности по моему предмету.
3. Третий шаг: лучше меньше, да лучше
#Ученики. Первое полугодие показало, что реальный темп движения учеников очень разный. У девятиклассников, в силу того, что они взрослее и сознательнее, а также изучают предмет на профильном уровне, разрыв был меньше, но все равно был. Еще на подготовительном этапе я предполагал, что так будет, но недооценил разброс. Столкнувшись с проблемой, я должен был продумать разные стратегии для разных групп (в моем случае хватило стандартных 3-4 вариантов).
Очень помогла накопительная система оценивания, самостоятельные работы были разной сложности и имели разный “вес”. Были ученики, которые делали почти ВСЕ работы (обычно на “хорошо”, иногда на “отлично”), их было немного, примерно 15%. Такая же по численности группа не хотела или не умела выполнять работы самостоятельно и не сдавала почти ничего или делала очень мало. Но две трети делали что-то на “удовлетворительно” или “хорошо”, выбирая одну из нескольких тактик: сдавать прежде всего сложные творческие работы с большим “весом” или сдавать чаще, но выбирать более простые задания.
#Контент. Формулирование разных стратегий поставило вопрос инвариантного ядра предметного курса. Надо было определить какой предметный материал совершенно точно должен быть изучен и понят всеми, даже “очень-очень отстающими” учениками. После некоторого размышления я пришел к выводу, что в ядро предмета входит тот учебный материал, который точно должен быть выучен в школе и отвечает одному, любому, из следующих критериев:
- Повторяется при изучении предмета и используются для прохождения новых тем (например, дроби, уравнения).
- Необходим для изучения других предметов, в частности, ключевые понятия (концепты) и предметный материал, требующийся для построения межпредметных связей (например, стихотворение “Бородино” и рассказ об Отечественной войне 1812 года).
- Носит важный общественный или общекультурный смысл (например, объяснение смысла государственных праздников).
Как следствие, надо было определить дидактический смысл периферии – того учебного материала, который есть в программе, но не вошел в ядро. На это разделение ушло практически полгода, в принципе, учителя обычно знают эту разницу, но в условиях дистанта ее пришлось пересмотреть.
4. Четвертый шаг. Второй год: нужны ли сверхзадачи?
Ко второму 1 сентября мы пришли, хорошо понимая друг друга, правила игры, регламенты, бонусы и санкции, поэтому рассчитывал, что все пойдет как по маслу. За лето я пересмотрел весь контент, убрал те задания, материалы, видео, которые хорошо работали при изучении в классе с учителем, но не пошли сейчас, оставил то, что ученики точно сделают сами.
#Планируемые результаты. Летом понял, что разрыв в скорости движения учеников надо выравнивать, умение работать самостоятельно надо оценивать отдельными бонусами, а планируемые результаты образовательные результаты должны включать критерии сформированности самостоятельной работы учеников, например:
продолжительность самостоятельной работы (измеряется динамика в минутах, например, сначала ученики 5-6-го класса могут работать самостоятельно 10 – 15 минут, а потом 20-25 минут);
- самостоятельный поиск необходимой информации (оценивается по критериям: скорость, достоверность, сложность);
- умение участвовать в групповой работе (нужна экспертная оценка учителя и других участников группы: “умеет”, “скорее умеет”, “скорее не умеет”, “не умеет”);
- презентация результатов работы (оценивается по соответствию заданному объему и формату и соблюдению сроков выполнения);
- самостоятельная оценка учеником работы – своей или другого ученика – по предложенным критериям.
Все это очень помогло во второй год дистанционного обучения. При этом быстро появились новые проблемы, которых я сначала не ожидал. Так, внезапно встал вопрос, а зачем на самом деле нужен учитель?
#Учителя. Весна 2020 года показала, что учителя ПОКА ОЧЕНЬ нужны: они помогают организовать работу, страхуют учеников от ошибок, могут быстро и понятно объяснить сложную тему, поднимают настроение и мотивируют. Все это очень важно, но через год успешного (!) дистанта приходит понимание того, что и этого мало, необходимо что-то еще…
Это “что-то еще” я назвал для себя сверхзадачей. Дело в том, что за год самостоятельной работы ученики худо-бедно, но научились видеть ближайшие цели, справились сами или с моей помощью (но, конечно, считали, что сами) с организационными трудностями, стали двигаться вперед, пусть и каждый со своей скоростью. Все это было для них важным личным опытом, сверхзадачей. Теперь она оказалась решена, а ученики уже получили опыт решения неожиданных задач. Этот опыт нельзя было игнорировать, он сам превращался в новый фактор обучения. Игнорирование стало бы педагогической ошибкой, требовалось найти новую сверхзадачу, иначе классы расслабятся и “поплывут”. Поэтому осенью стало понятно, что внеурочную работу на дистанте никто не отменял.
Конечно надо учитывать возрастные особенности. Сверхзадача в 6-м классе будет коллективной, реализация ее предполагает максимум несколько месяцев, по сути мы говорим о необходимости учебного проекта, точнее нескольких проектов для разных групп. Старшеклассники могут работать как индивидуально, так и коллективно, а также планировать свою работу на год.
Можно было выбрать две линии поведения: предлагать проекты и исследования разного уровня сложности в зависимости от стратегии обучения, по которой идет ученик, или попытаться перемешать учеников разной подготовки. В шестом классе пошел по первому пути, а в десятом – по второму. В любом случае была категорически необходима помощь классных руководителей, без них предметник удаленно не может решить такие задачи.
5. Пятый шаг. Догнать и перегнать
Подготовка к третьему году начался с тезиса “скорость движения армии – скорость движения самой медленной части”. Выделение ядра и периферии, выстраивание различных скоростей движения, акцент на самостоятельную работу – все это не могло не привести к тому, что средняя скорость изучения нового материала уменьшилась, хотя при этом росло качество понимания, были лучше отработаны общеучебные умения. Мне казалось, что это достаточный фундамент для того, чтобы можно было преодолеть отставание, которое неизбежно накопилось за два года, тем более, что мы подходили к тому материалу (а у старшеклассников – рубежу), который лучше бы знать хорошо.
#Контент. Надо было использовать все преимущества, которые накоплены, чтобы увеличить скорость движения. Для этого я применил принцип, который сам для себя назвал “матрешка”. Его общий логический замысел основан на распространенном в международном образовательном сообществе опыте использования big idea – “больших идей”. Любая системная информация, вне зависимости от степени сложности, может быть изложена коротко и ясно в нескольких предложениях, а при необходимости может быть развернута в большой курс. Таким образом, основной смысл конкретного предмета может быть изложен на одной или нескольких страницах, может быть увеличен до брошюры или до книги, а может быть представлен как многотомное издание. Иными словами учебная информация является своего рода матрешкой, у которой есть маленькое и неделимое ядро (big idea) и много оболочек, расширяющих и детализирующих то, что в ядре представлено очень сжато. Важно подчеркнуть, что ядро – не тематическое планирование или оглавление учебника, это именно ИЗЛОЖЕНИЕ СУТИ курса.
По сути педагог должен уметь выделить и коротко рассказать или записать основную мысль (big idea):
– всего предмета или предметной области;
– каждого года обучения;
– каждого раздела;
– каждого урока.
Между всеми уровнями должны быть выстроены связи с помощью единых логических процедур и межпредметных/предметных понятий. Фактически речь идет об системе опорных конспектов. Мне потребовалось перестроить таким образом весь свой курс третьего года для того, чтобы появилась карта информации, по которой можно идти дальше. Потом много раз слышал, что правильнее было бы с самого начала сделать это. Хотя, если честно, до сих пор не вижу, как основная масса учеников могла бы воспользоваться этой картой в самом начале нашего добровольного дистанта.
Сейчас, когда вся страна проживает первый шаг на дистанте, этот опыт может быть полезен, потому что позволит заранее спланировать следующие шаги, подготовиться к ним: выделить ядро и периферию, нарисовать карту предмета, спланировать специальные критерии для самостоятельной работы. Карантин закончится, но опыт действий в условиях сверхзадачи останется.
Об авторе:
Леонид Наумов – первый заместитель генерального директора АО “Издательство “Просвещение”, в 2001-2018 годах – директор школы №1505 г. Москвы.
Комментарии