В Республике Саха (Якутия) математическое образование всегда было в приоритете. Помочь математически одаренным детям развить свой талант и призван физико-математический форум «Ленский край».
Мы открылись в 1999 году и начали с работы летних школ, а с 2003 года перешли на круглогодичный режим, – говорит директор форума Владимир Анатольевич Егоров. – Своей главной миссией мы считаем формирование высококвалифицированных научных и технических кадров, готовых работать в непростых условиях Арктики. На протяжении уже более десяти лет форум собирает под своей крышей учеников, учителей, научных работников со всех концов республики. В основном, конечно, к нам приезжают ребята старших классов, однако есть и семи-, восьмиклассники и даже ученики 3-4-5-х классов. Ребят и их родителей не останавливает тот факт, что мы находимся в 40 километрах от Якутска. Причем приезжают ребята даже из северных улусов. Хорошо, если ребенок приходит к нам с 3-го класса. Мы тогда ведем его до 10-11-го класса, замечая его рост, помогая профессионально определиться. Формы образовательной деятельности у нас самые разные – учебно-тренировочные сборы, семинары, практикумы, мастер-классы, проектные школы, мастерские интеллектуального развития, олимпиады, конкурсы, конференции. Все зависит от уровня подготовленности и возраста ребят.Форум «Ленский край» еще и центр подготовки республиканской сборной по физике, математике и информатике. Высокопрофессиональные тренеры готовят здесь ребят также к международным олимпиадам по математике. Примечательно, что «Ленский край» зачастую приглашает ведущих математиков из Москвы и Санкт-Петербурга, тренеров, которые готовят российскую сборную к международным олимпиадам. С 2006 года каждый год в форуме «Ленский край» под флагом международной олимпиады «Туймаада» собираются юные дарования из многих стран дальнего и ближнего зарубежья.- Именно олимпиадное движение выявляет до 70 процентов математически одаренных детей, – убеждена заместитель директора по научной работе «Ленского края»Тамара Николаевна Попова. – У нас тесные связи с ведущими физико-математическими школами страны. Наши одаренные дети потом, как правило, поступают в МФТИ, Бауманку, в МГУ на мехмат, в Высшую школу экономики, выбирают также строительные и горные вузы.Лето – время математикиЛетние интенсивные школы в системе образовательной деятельности форума «Ленский край» занимают особое место и имеют свою историю.Традиционно в три потока организуются летние математические и физико-математические школы, которые собирают свыше 500 детей из многих городов и улусов республики. В июне проводится летняя интенсивная школа «Знанием победишь», участниками которой становятся победители и призеры национальной олимпиады школьников «Знанием победишь».Важным событием для одаренных детей являются учебно-тренировочные сборы основного и резервного составов сборных команд Якутии по математике, физике, химии, информатике с участием ведущих преподавателей – тренеров России и республики.Для старшеклассников, которые окончили 8, 9 и 10-е классы, форум «Ленский край» проводит лекции ведущих ученых Якутии, семинары по математике и физике, профориентационные занятия. Особенность программы в том, что на семинарах будут предложены задачи олимпиад «Надежда энергетики», «Всесибирская олимпиада», «Северо-восточная олимпиада», по итогам которых в случае успешного участия выпускники школ получают льготы при поступлении в вузы.Вторая программа – это летняя школа инновационных проектов «Сотворение будущего» (особенностью которой является комплексный характер содержания и технологий). Программа содержит следующие модули: «Проектирование», «Обучение», «Коммуникации».За всю историю летней школы в ее работе принимали участие и продолжают сотрудничать преподаватели и научные сотрудники многих ведущих вузов и научных центров страны и республики.Особый подход к юным гениямНа базе форума «Ленский край» в рамках летней школы инновационных проектов разработана и реализуется образовательная программа стажировочного курса «Инновационная подготовка учителя к организации проектной деятельности учащихся во взаимодействии с высокотехнологичной образовательной средой». Эта программа утверждена учебно-методическим отделом ИРО и ПК Республики Саха (Якутия).Задачи проекта «Инновационная подготовка учителя…» состоят в том, чтобы сформировать у учителей теоретические знания и практические умения по направлениям работы школьного технопарка за пределами школьной программы; повысить психолого-педагогические знания в области возрастной психологии одаренности, а также развить компетенции в области разработки и сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся.Инвариантная часть представляет собой изучение теоретического блока, информирующего учителей по следующим разделам: развитие одаренных и интеллектуально способных детей в современных социокультурных условиях; проектная деятельность как вид учебной работы с одаренными детьми; высокотехнологичная образовательная среда как фактор инновационной подготовки школьников.Следует подчеркнуть высокий уровень научно-методического и учебно-методического обеспечения актовых лекций, читаемых высококвалифицированными специалистами в области научно-технологического образования из научно-исследовательских центров Москвы, Новосибирска, Якутска. Учителя отмечают актуальность и нужность актовых лекций для психолого-дидактической переработки научной информации.Вариативная часть предполагает разработку и реализацию учебных проектов в лабораториях «школьного технопарка» с применением технологий дистанционного зондирования Земли (основы использования программы ScanMagic, дизайн космических снимков Земли, основы компьютерной графической обработки снимков), конструирование и программирование роботов на базе Lego NXT с использованием возможностей лабораторий «Образовательный спутник «CanSat», цифровых физических измерений по физике, по химии, а также коммуникативно-информационного кабинета.Учителя и учащиеся активно включились в работу. По итогам курса предполагается презентация более 50 учебных проектов, разработанных под руководством участников стажировки.«Алиса-СК»- «Ленский край» может гордиться своими лабораториями, в том числе школьной лабораторией дистанционного зондирования Земли, – говорит заместитель генерального директора по ИКТ физико-математического форума «Ленский край» Петр Семенович Никитин. – Министерство образования республики в 2007 году установило здесь станцию приема космических снимков «Алиса-СК». С ее помощью можно выполнять высокотехнологичные лабораторные работы по приему и дешифрованию космических снимков учителями и ребятами, можно выполнять также проектные и исследовательские работы по физико-техническому, экологическому, естественно-научному направлениям, и наконец, благодаря этой станции ребята знакомятся с профессиями в области использования космических технологий….Форум «Ленский край» постоянно развивается и совершенствуется. Каждому юному гению здесь создаются особые условия, помогающие развить природный дар. В течение двух недель, во время которых идут интенсивные занятия, ребята общаются с ведущими математиками страны. Для учеников из небольших сельских школ это уникальная возможность расширить свой математический кругозор и подготовиться к поступлению в вуз.
К сведениюРазвитие целей форума «Ленский край»:- первый этап (1999-2004 гг.) – развитие школьного физико-математического образования, вовлечение детей в научно-исследовательскую деятельность;- второй этап (2005-2009 гг.) – развитие системы поиска и поддержки одаренных, интеллектуально способных детей;- третий этап (с 2010 г.) – создание единой системы опережающей подготовки одаренных детей и творчески работающих учителей.Досье «УГ»Основной механизм деятельности «Ленского края» – разработка и реализация дополнительных образовательных программ по пяти основным направлениям – физико-математическому, естественно-научному, техническому, аэрокосмическому и информационно-технологическому.Только факты«Ленский край» представляет широкий спектр научно-технологических и инновационных проектов учащихся и учителей, разрабатываемых и апробируемых форумом: здесь создана современная материально-техническая, технологическая и информационная инфраструктура, адекватная инновационным образовательным задачам; создана соответствующая нормативно-правовая база реализации дополнительных образовательных программ для учащихся и учителей в одном образовательном учреждении.Форум – это вариативность, динамичность и мобильность образовательных программ быстрого реагирования на изменения в обществе, экономике, науке, производстве.
Комментарии