search
main
0

Ленка по имени Леночка. Развивающие адаптационные занятия с первоклассниками

Предлагаемая программа выстроена в соответствии с важным аспектом «Гуманизация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, – усиленное внимание к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у всех детей». Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Понимая важность адаптационного периода, предлагаю целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые можно проводить как во время уроков, так и во внеурочное время.

Общение

«Как тебя зовут?»

Педагог предлагает детям расставить стульчики вкруг и сесть. Инструкция ведущего: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На наших занятиях мы имеем возможность выбрать себе имя. Ведь часто бывает – не очень нравится имя, данное родителями, а кого-то не устраивает форма обращения к вам, – скажем вас называют Лена или Ленка, а вам хочется, чтобы к вам обращались «Леночка». А кто-то втайне мечтает о другом красивом имени. Поэтому на наших занятиях мы будем обращаться друг к другу по тому имени, которым вы представитесь. А теперь представимся. Участники группы будут по очереди называть свои игровые имена и сопровождать их определенным жестом. Затем все хором мы повторяем имя и жест». (На следующем занятии в самопрезентации можно отразить вопросы: предмет моей гордости, за что меня любят…).

«Я люблю вас всех, но особенно тех…»

Ведущий ставит стул в центр круга и начинает игру со слов: «Я люблю вас всех, но особенно тех, кто смелый (можно называть черты характера, внешность, хобби …)». Те участники, кто обладает названными характеристиками, должны встать со своих стульев и поменяться местами. Задача сидящего в центре – успеть занять одно из освободившихся мест. Ведущим становится тот, кто остался без места.

«Обезьянки»

Ведущий берет на себя роль обезьянки, остальные участники – зеркала. Ведущий говорит: «Обезьянка увидела себя в зеркале и подумала, что это другая обезьянка, и стала корчить ей рожи. Та ей ответила тем же. Тогда она погрозила кулачком, другая обезьянка тоже; топнула ногой, и та тоже». Дети поочередно выступают в роли обезьянки, задающей движения.

«Волшебный круг» (развитие групповой ответственности посредством телесного контакта).

Участники встают в круг, повернувшись к затылку друг друга, вытянутыми руками касаются плеч соседа и присаживаются на колени соседа. Задача группы: как можно дольше продержать равновесие «волшебного круга».

«Ласковые слова»

Участники перекидывают друг другу мяч, обращаясь при этом к тому участнику, которому бросается мяч, с ласковым словом. Слова не должны повторяться.

I. Познавательные процессы

Внимание

Составленный комплекс упражнений поможет детям дошкольного возраста научиться сосредотачиваться, развивать внимание.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, дети еще не умеют правильно им пользоваться и часто оказываются во власти внешних впечатлений. Часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на чем-то одном.

Занимаясь по предлагаемому комплексу упражнений, малыши смогут развить устойчивость и произвольность внимания, увеличить его объем, научиться распределять внимание.

«Муха»

Цель: развитие концентрации внимания.

Для проведения игры потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3 , фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, фантики).

Игра проводится в течение 3-5 мин., 2 раза в неделю в течение 1-2 месяцев.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Инструкция к заданию:

«Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка – «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой – передвигать «муху» на поле в течение 2 мин. и не дать ей улететь. Затем партнеры меняются ролями. Если «муха улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше».

Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.

«Перепутанные линии»

Для игры необходимы карточки размером 12×7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета. Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку.

«Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на них шкалами. Около каждой черточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутанными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти» по ней), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке и т. д.».

По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями.

Общими правилами игры являются:

1. Доброжелательная атмосфера занятия. После окончания времени, отведенного на проведение игры, можно поговорить о том, кто сколько раз «сбился с дороги», «перешел не на ту тропинку».

2. Детям 6-7 лет предлагается пройти только по трем любым дорожкам в течение 3-5 мин. Если дети справляются с заданием, то можно предложить за 3-5 мин. «пробежать» по любому количеству дорожек.

Восприятие

Занимаясь по предложенному комплексу упражнений, дети смогут приобрести определенные представления о времени, смогут познакомиться с прошлым, настоящим и будущим, различать времена года, месяцы, части суток, усвоить названия и последовательность дней недели, смогут различать цвета и геометрические формы, ориентироваться в пространственных отношениях (вниз, вверх, вправо, влево).

Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуру».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

Упражнение на развитие пространственных представлений

Подготовьте заранее 5 игрушек (например, кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками; три листа бумаги в клеточку; карандаш. Ребенку предлагается выполнить несколько заданий:

1. Показать правую, левую руку, ногу, правое, левое ухо.

2. На столе перед ребенком располагаются игрушки: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса. Ребенок должен ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки?»

3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу?»

4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка. Под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?»

Мышление

Мышление ребенка-дошкольника в целом является наглядно-образным, но с 6-7 лет должны начинать развиваться и элементы словесно-логического мышления.

Предлагаемые упражнения помогут детям младшего школьного возраста развить умение логически и творчески мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия, чтобы потом успешно справиться с трудностями школьного обучения.

Упражнение «Найди противоположное»

Ребенку предлагаются 4 картинки: снеговик, газовая плита, мороженое, лампа. Предлагается выбрать из четырех предметов тот, который противоположен по назначению холодильнику. Аналогично: тетрадь, альбом, ручка, ластик. Необходимо выбрать предмет, противоположный по назначению карандашу.

Упражнение «Логические задачи»

1. В семье трое детей. Один ребенок сказал: «У меня два брата». Второй ребенок сказал: «У меня один брат». Что сказал третий ребенок?

(«У меня один брат»).

2. У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

(В семье четверо детей).

3. Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего человек? (Трое).

Упражнение «Лжезадачи»

1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько детей у мамы?

2. На одном берегу – цыплята, на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Память

Ребенок в 1-м классе должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к себе и школе.

У дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и жизненные события. Однако не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Предлагаемый комплекс упражнений способствует совершенствованию памяти дошкольника, ребенок познакомится с различными способами и стратегиями запоминания.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте ее листом бумаги и попросите сложить такую же. Усложнить упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Приемы, помогающие запоминанию

Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Попробуйте применить так называемую смысловую систему и посмотрите на результат.

Называются 10 слов:

НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ, ОКНО, КОТ,

СТОЛ, ПИРОГ, ЗВОН, ИГЛА, ОГОНЬ

Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче: «Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон – он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня».

«Запомни и нарисуй»

(педагог читает 2 раза):

1. Нарисуй 5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы 4-й квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

2. Нарисуй 5 треугольников разного цвета и размера так, чтобы 2-й треугольник был желтого цвета, а средний – самый большой.

3. Нарисуй 7 грибов разного цвета и размера так, чтобы 2-й гриб был желтого цвета, на шляпке 4-го лежал листочек, а средний – самый маленький.

Воображение

Собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир у детей дошкольного возраста недостаточны. Воображение и фантазия заменяют им недостаток знаний, опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. С развитием способности фантазировать у ребенка обогащается внутренний мир, повышаются возможности творческого мышления, появляется интерес к искусству и науке.

Игра «Волшебные кляксы»

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

«Завершение рассказа»

Это упражнение развивает образное и воссоздающее воображение ребенка. Оно с большим интересом воспринимается детьми и доступно им с 5 лет. Вместе с тем оно с успехом может быть использовано для развития фантазии подростков и даже взрослых.

Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большущим зонтиком. Вдруг …»

Необходимо продолжить и закончить рассказ. Лучше, когда в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

Поскольку это развивающее упражнение, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.

II. Произвольность поведения

Одним из основных показаний готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу неуспевающих.

Предлагаемый комплекс упражнений будет способствовать развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев произвольной регуляции, поможет научиться контролировать свое поведение, планировать свою деятельность и проявлять волевые усилия, трудиться и добиваться успеха.

«Раскрась фигуры»

Ребенку показывают бланки с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 средних фигур за один раз. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

«Найди такой же предмет»

Покажите ребенку рисунок. На нем сверху нарисован котенок и 6 его копий. Из этих шести котят только один является точной копией котенка-образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия.

Тест «Палочки и крестики»

(Определение уровня саморегуляции и самоконтроля)

Подготовьте для ребенка тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

– писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце;

– переходить на другую строчку только после знака «-»;

-нельзя писать на полях;

– каждый знак следует писать в одной клеточке;

– соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

Признаком высокого развития уровня самоконтроля у ребенка является точное выполнение задания, когда он сам, не отвлекаясь, находит и исправляет ошибки, старается ставить знаки аккуратно, не спешит скорее закончить работу, а пытается проверить написанное. Если вы предполагаете, что ребенок не справится с таким сложным заданием, начните с более легкого, например, сначала только копирование одной палочки или только знака «+», затем копирование ряда /+/+/+, и так далее по мере усложнения.

Игра-тест «Да и нет»

(Оценка умения действовать по правилу)

Этот тест является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». Используется только первая часть правил этой игры: ребенку, отвечая на вопросы, нельзя говорить слова «да» и «нет», ответы должны быть развернутыми.

Вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

«Лабиринт»

На острове в лабиринте спрятан клад. Но чтобы до него добраться, надо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Тем, кто прошел все лабиринты и смог выйти из них, присваивается звание «Искатель кладов».

Игра «Мышата и кот»

Игра способствует укреплению дисциплины на занятиях. Группе детей отводится роль мышат, которые учатся в мышиной школе, а где-то поблизости разгуливает кот (воображаемый персонаж), который по шуму пытается обнаружить мышиную школу и съесть мышей. Если мышата будут сидеть тихо, то он их не найдет, а если кто-то будет шуметь, то кот быстро разыщет их.

Педагог зачитывает задание:

1. Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зеленым.

2. Раскрась кружки так, чтобы маленький был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым.

3. Раскрась кружки так, чтобы маленький был между голубым и черным, а черный был рядом с желтым.

III. Тонкая моторика

пальцев рук

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Тщательное выполнение заданий, предлагаемых в данном разделе, позволяет научить ребенка азам письма и основам рисования.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием тонкой моторики рук и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. То есть если ребенок в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал, то он значительно успешнее овладевает учебной программой. Поэтому при подготовке к школе важно уделять большое внимание выполнению упражнений, развивающих тонкую моторику пальцев руки.

«Веселые карандаши»

1. Положить на стол десять карандашей. Ребенок должен собрать их одной рукой. Упражнение повторить 1-2 раза.

2. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движение так, чтобы сначала сверху оказался средний палец. А потом указательный.

Пальчиковая гимнастика «Жучок»

Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок поочередно поднимает пальцы сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих вместе.

3. Упражнение «Срисовывание графических образцов»

4. Упражнение «Вырезание фигур из бумаги»

5. Упражнение «Обведение по контуру геометрических фигур»

6. Упражнение «Рисование плавных линий»

7. Упражнение «Рисование замкнутых, спиралеобразных линий»

8. Упражнение «Штриховка»

9. Рисование по опорным точкам

10. Упражнение «Рисование спиралеобразными линиями»

11. Упражнение «Скопируй»

12. Рисование геометрических фигур и их сочетаний.

Галина ШЕВЧЕНКО, учитель начальных классов СШ №1 станицы Полтавской, учитель года Кубани-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте