Самые перспективные инновационные прорывы в образовании не отменяют традиционных форм получения знаний.
Революцией в образовании, происходящей сейчас во всем мире, признан формат массовых открытых онлайн-курсов. Его основная концепция состоит в том, что тысячи обучающихся получают возможность дистанционно участвовать в полноценном учебном процессе. Учиться у лучших преподавателей своей страны и мира может каждый пользователь Интернета. Для решения этой задачи основной курс разбивается на короткие тематические модули, которые обогащаются дополнительными материалами, творческими и обязательными проверочными заданиями.На первом этапе онлайн-курсы были инструментом высшего образования. Но уже в 2013 году – через год после того, как в Стэнфордском университете был создан первый такой курс, – сотрудники нашего лицея обратили внимание на прорывную инновационность нового формата. У нас уже был опыт дистанционной подготовки школьников к олимпиадам, и в принципе ничто не мешало передвинуть планку с высшего на среднее образование. Так возник крупнейший отечественный просветительский проект – Лекториум. Вместе с ведущими вузами города – СПБПУ, ЛЭТИ, ИТМО – были впервые в мире созданы массовые открытые онлайн-курсы для школьников, в том числе в рамках профессиональной ориентации старшеклассников. Тематика самая разнообразная: инженерное дело, теория денег, нанокиборги, основы небесной механики. Прошлой осенью большой популярностью пользовался курс «Петербургские перекрестки русской литературы», подготовленный учителями словесности Президентского ФМЛ №239 и сотрудниками учреждений науки и культуры Санкт-Петербурга. Этот курс прошли более 2000 слушателей, а 10 лучших участников получили возможность бесплатно побывать в Петербурге и воочию увидеть то, что изучали дистанционно.С осени 2015 года наш Президентский лицей вместе с Центром педагогического мастерства (г. Москва) открывает масштабную программу курсов повышения квалификации учителей посредством МООК. Методические рекомендации по 16 направлениям подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников, консультации по работе с одаренными детьми станут доступны тысячам педагогов и дадут возможность участникам получить соответствующие бесплатные удостоверения.Важно понимать, что онлайн-курсы при всей своей привлекательности не могут полностью заменить традиционный учебный процесс. Но в сегодняшней ситуации, когда во многих российских вузах не хватает квалифицированных кадров и ресурсов, такие интернет-проекты становятся спасительными для многих ребят и их наставников. И одновременно приближают нашу страну к идеалу индивидуализированного обучения.До сих пор индивидуализация обучения, как известно, довольно успешно осуществлялась иногда в рамках дополнительного образования. Но в многочисленных кружках и секциях дети развивались в основном только в отдельных направлениях. Биологи исследовали живую природу, химики изучали свойства веществ, математики совершенствовались в решении задач. И объяснить успешному математику, зачем ему нужно обратить внимание на другие предметы, было весьма сложно, ибо этого не понимают даже его родители. Показать наглядно детям и взрослым необходимость самых разнообразных знаний нам помог проект «Системное образование», основанный на изучении нанотехнологий. Это направление возникло на стыке многих наук. Тут и физика, и химия, математика и биология, информатика и трехмерное моделирование. Благодаря появлению современного оборудования человечество заглянуло в мир атомов и молекул и научилось ими управлять. Делая, например, образец искусственной кожи – а это один из проектов, – ребенок должен знать строение настоящей кожи и ее функции (биология), физические и химические свойства (физика и химия), предложить применение искусственного аналога на практике. Прототипирование, 3D-моделирование требуют знаний по математике и информатике. Увлеченный такой задачей ребенок уже не будет спрашивать, для чего ему нужно изучать разные предметы на всех уроках. Он начинает сам добывать знания, которые ему потребовались.В нашем лицее освоение курса «Нанотехнология» начинается с пятого класса. Практика показала, что в десятом это делать поздно. Десятиклассники, как правило, уже выбрали профессию и готовятся к поступлению в определенные вузы. А в пятом дети еще не потеряли природной любознательности и у них есть время реализовать разнообразные интересы. С пятого по одиннадцатый класс школьники у нас выполняют реальные научные исследования, благо оборудование наших лабораторий позволяет сейчас осваивать самые передовые технологии. С итогами своей работы школьники выступают на конференциях и конкурсах, не уступающих по уровню международным студенческим форумам. Это делается специально, чтобы с ранних лет дети учились правильно формулировать свои мысли, грамотно оформлять результаты работы и за 7-10 минут умели рассказать о своем исследовании строгому жюри.Результаты нас очень радуют. За два года проект доказал свою перспективность. В нем участвует более 150 ребят, которые учатся не только в Президентском лицее, но и в других школах.Максим ПРАТУСЕВИЧ, директор ПФМЛ №239, кандидат физико-математических наук
Комментарии