Однажды ученики 8‑10‑х классов выступали со своей программой в качестве кандидатов в ученический совет. Кто-то предложил провести фестиваль наук, кто-то – записать новые мелодии для школьных звонков, а девятиклассница Соня Белкина предложила сделать лекторий. Идею поддержали управляющий совет, директор школы, а советник по воспитанию Дарья Французова и я стали кураторами этого проекта со стороны педагогов.
Что нужно для создания лектория? Во-первых, название и логотип. Название родилось сразу – просто лекторий превратился в «Лекторий 91». Это значит, что здесь будут лекции для всех возрастов на разные интересные темы, а лекторами также смогут стать как известные люди, так и наши выпускники. Мы хотели сделать проект узнаваемым и классным и обратились к прекрасному художнику – одиннадцатикласснице Лее Пастернак. Так появился логотип лектория.
Во-вторых, команда и постоянное место для встреч. Сначала инициатор проекта старалась все делать сама, но через какое-то время в процессе обсуждения стало понятно, что команда все-таки очень нужна. Так к Соне присоединились десять учеников 8‑10‑х классов, каждый из которых взял на себя определенные функции: Анисья отвечает за дизайн афиши, Дуня – за тексты анонсов, Лиза – за переговоры с гостями, Артем, Уля, Ася – за рекламу, книгу отзывов, чай с печеньем и подготовку кабинета. Команда десятиклассников – Оля, Иван, Алиса и Матвей – стала помогать снимать лекции на видео. Также мы завели традицию: каждый понедельник в 20.15 собираемся онлайн и обсуждаем ошибки и удачи, а также планируем новые встречи.
В-третьих, лекторы и лекции. Здесь не обошлось без совпадений: тогда же, осенью 2022 года, нам написала выпускница 2007 года Виктория Некрасова и рассказала о своем проекте «Самое важное». В нем выдающиеся педагоги РАНХиГС читают школьникам лекции об искусстве. Мы подружились с этим проектом, и в расписании «Лектория 91» появились замечательные лекции о художниках Северного Возрождения (читает культуролог, преподаватель кафедры гуманитарных наук Михаил Кукин), тайнах Сервантеса и Дон Кихота, значении картины Веласкеса «Менины» (читает Татьяна Пигарева, филолог-испанист, искусствовед, журналист, и. о. директора Института Сервантеса в Москве).
Мы выяснили, что среди родителей наших учеников, выпускников и друзей есть большие профессионалы в области генеалогии, биологии, этнографии, журналистики, музыки, и предложили им стать нашими лекторами! Так, наша выпускница (и уже мама первоклассника) Яна Мысовская рассказала аудитории «Лектория 91» про то, как изучать историю семьи, этнограф Егор Староверов поделился опытом путешествия по Белому морю, а биолог Ася Данишевская пояснила, как наблюдать за косатками в экспедиции на Камчатке. Архитектор Юрий Сырков показал, что такое создание удобных пространств для детей, а журналист и преподаватель Александра Довлатова научила, как рассказывать истории.
В-четвертых, аудитория. Наша аудитория – ученики школы, родители, друзья. Лекции в основном проходят по субботам в 29‑м кабинете. Предварительно нужно заполнить регистрационную форму, которую готовит Соня. За время существования проекта (с октября 2022 года) мы провели двенадцать лекций на разные темы для разных аудиторий (ученических и смешанных).
В работе над проектом «Лекторий 91» мы иногда используем методику развивающего обучения, применяем деятельностный подход и учимся на ошибках. Сначала пробуем, ошибаемся, потом анализируем, что-то понимаем, делаем дальше. К примеру, зимой ребята развешивали афишу очень поздно – буквально за день до начала лекции. На собраниях мы проанализировали, что это приводит к тому, что люди могут просто не узнать о проведении мероприятия, кто-то не успеет поменять свои планы. Поговорили и составили графики подготовки афиши и текста, публикации и рекламы. Один раз оказалось, что два лектора были записаны на одинаковое время. Это получилось потому, что информация не загрузилась в табличку. Так ребята стали обращать внимание на детали (с лектором провели переговоры и перенесли встречу на другое время).
Что этот проект дает ученикам-организаторам? Расширение кругозора, умение работать в команде, разговаривать и договариваться с людьми, писать тексты, делать афиши, рекламировать мероприятие, ошибаться, видеть ошибку, исправлять, идти дальше. Это также проект про умение брать ответственность, делегировать обязанности, распределять силы и время.
В этом году «Лекторий 91» закончил работу лекцией об искусстве. Но планы на новый учебный год уже составлены, следите за анонсами!
Оксана МУХИНА, руководитель «Медиалаборатории 91» школы №91
Комментарии