search
main
0

Лекарство от лени. Научите первоклассников рефлексии

Скоро у моих учеников начнется второй в их школьной жизни учебный год. В первом классе ребята многое узнали. А главное, научились оценивать на уроке себя, свою работу (рефлексировать). Хотя эта оценка своей деятельности еще в «зачатке», но начало положено!

В начале первого класса, когда первые переживания улеглись, дети постепенно привыкли к ритму школьной жизни и почувствовали интерес к учебе, я решила поставить перед ними более сложную задачу – оценить свою работу на уроке. Сначала объяснила, что каждый для себя должен решить, как он сегодня поработал: в полную силу, мог бы поработать и лучше или поленился. Дала критерии оценки и показала сигнальные полоски для работы на стенде «Как я работал сегодня на уроке».

Красная полоска «говорила»: «я работал сегодня очень хорошо», зеленая: «я мог бы работать сегодня и лучше», а синяя: «я недоволен своей работой сегодня».

Казалось бы, задача для первоклассников не из легких: надо мысленно «пробежаться» по уроку и вспомнить все «плюсы» и «минусы» в своей учебной деятельности. Но ребята уверенно клали сигнальные полоски в кармашки на стенде. На мой вопрос: «Почему положили эту полоску?» пытались рассказать, что получилось, как они достигли успеха, что стало препятствием для хорошей работы на уроке. Дети говорили: «Я сегодня отвлекся на уроке и не понял, что в задаче нужно узнать» или «Я сегодня гораздо лучше написала в тетради».

Боялась, что дети будут завышать свою оценку, но если это и случалось, то сразу вызывало бурную реакцию одноклассников. Ребята параллельно оценивали деятельность своих товарищей. Ведь все на виду и взаимосвязаны на уроке.

Эта рефлексивная оценка помогает мне сразу принять «меры»: помочь устранить пробелы в знаниях, решить психологическую проблему.

Рефлексия на уроке подстегивает работу детей – становится одним из мотивов успешной деятельности (все знают, что в конце урока придется себя оценивать). Конечно, не все получается гладко. Ведь ученик должен решить, сколько труда он приложил на уроке. А трудиться иногда ой как не хочется!

Радует то, что даже «слабый» ученик может оценить себя высоко, если выложился полностью, старался и сегодня сделал маленький шажок вперед.

Делая анализ оценки рефлексивной деятельности по классу с декабря прошлого года по апрель этого года, я получила следующие результаты в процентах по месяцам (таблица):

По таблице видно, что показатель «Я работал сегодня очень хорошо» улучшался. Показатель «Я мог бы сегодня работать и лучше» почти не изменился. А показатель «Я не доволен своей работой сегодня» понизился. Я очень рада, что мотивация детей к учебе растет!

На этом работа не заканчивается. В следующих классах я планирую продолжить работу: буду учить ребят писать рефлексивные письма, рефлексивные сочинения, участвовать в рефлексивных дискуссиях, отвечать на рефлексивные анкеты… В пятом классе, надеюсь, эти навыки станут хорошим подспорьем для дальнейшего развития рефлексивной деятельности.

Буду очень рада, если коллеги воспользуются моим опытом.

Ольга ЛОСКУТОВА, учитель начальных классов средней школы №3, г. Арамиль, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте