Как вы думаете, что такое здоровье человека? Оказывается, существует более трехсот его определений. Вот, например, устав Всемирной организации здравоохранения утверждает, что это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Наше здоровье определяют три фактора: качество жизни, наследственность и образ жизни. Вот этот третий фактор зависит от самого человека. К сожалению, в нашей стране отсутствует целостная система формирования культуры здоровья. Но эту задачу во многом взяла на себя школа, которая старается воспитывать в детях ответственность за самих себя, умение заботиться о своем здоровье, стремление к здоровому образу жизни. Замечательно справляется с этой ролью ставропольская средняя общеобразовательная школа №20.
Два года назад на ее базе торжественно открылся территориальный центр «Здоровье» – учреждение, если так можно сказать, совершенно особенное! Его уникальность – в тесном взаимодействии педагогов, врачей и психологов. Он осуществляет комплексный подход в оздоровлении школьников. Мало того, в оздоровлении не задействованы родители, им не надо водить своих детей на лечение, организацию всего этого взяла на себя школа. Не нарушается учебный процесс. Любой ребенок по показаниям может пройти два-три лечебных курса в год. Одним из главных инициаторов этой идеи стала бывший заместитель главы администрации города Ставрополя – ректор Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук Валентина Николаевна Муравьева. Как утверждают в Ставропольском краевом министерстве образования, на всем юге страны второго такого учреждения нет. В центре – два блока. Один собрал самых лучших врачей, узких специалистов из отделения медико-социальной помощи городской поликлиники №3, а в другой, педагогический, вошли соответственно учителя 20-й школы. И учреждение это решило, весьма успешно, много проблем, связанных с детским здоровьем. Например, проблему нехватки школьных медиков. Невозможно ведь в каждую школу направить человека с высшим медицинским образованием. Зато возможно привозить детей в центр «Здоровье». Администрация Ставрополя приобрела автобус, который аккуратно, без опозданий, по графику доставляет ребятишек в свободное от занятий время из шести школ Октябрьского района города в центр «Здоровье».- Его основная задача, – говорит заместитель министра образования Надежда Палиева, – организовать работу по профилактике и оздоровлению детей. Профилактическая работа, может быть, самая главная составляющая. Школьники даже если и имеют представление о здоровом образе жизни, то довольно часто не хотят соблюдать его простые нормы. Вот почему центр и поставил своей целью мобилизовать чувство ответственности детей за здоровье, воспитывая постоянную потребность заботиться о нем.Как только учеников из другой школы привозят в 20-ю, то в первый же день они проходят диагностическое обследование (маленьких хозяев, принимающих гостей, разумеется, тоже обследуют по графику). Два года назад центр диагностировал и лечил детей в две смены, а сейчас их стало три (с утра до вечера), чтобы как можно больше охватить! Обследование ведут специалисты только с высшим медицинским образованием и большим опытом работы: офтальмолог, физиотерапевт, педиатр и ювенальный гинеколог. Гинеколог, если говорить точнее, не осматривает девушек, а беседует с ними. Вообще вся работа этого специалиста построена на профилактике. Каждый врач дает свои назначения по определенному им у того или иного ребенка диагнозу. Выполняют эти назначения медицинские сестры. Лечение (или процедуры для профилактики болезни) длится 10 дней. Потом врачи снова осматривают детей, чтобы выявить его эффективность. Два раза в неделю специалисты контролируют сестер, как выполняются их назначения.Группы детей, имеющих общее заболевание, формируются как по одному возрасту, так и разновозрастные. Летом на базе центра создается оздоровительный лагерь. За весь 2010-2011 год (вместе с лагерем) здесь было оздоровлено более тысячи ребят. Предполагается, что к концу нынешнего года эта цифра будет выше. Каждый врач принимает детей в своем отдельном кабинете. Дети получают маршрутный лист, где четко расписано, в какой кабинет и в какое время им надо прийти. После назначений офтальмолога, например, ребенок со зрительной проблемой попадает в заботливые руки медицинской сестры Виктории Сенцовой.- У нас есть очки-тренажеры,- рассказывает Виктория Борисовна. – Они предназначены для детей с миопией или спазмом глазных мышц. Такие очки – это профилактическая процедура, которая снимает напряжение с глаз после сидения за компьютером, неумеренного чтения или просмотра телепередач. Есть детки, которые «пишут носом», близко поднося лицо к тетради. В некоторых семьях родители не следят за освещением стола, где сын или дочка делают уроки, и это тоже вредит детским глазам. Очки-тренажеры за счет мягко пульсирующего светового массажа улучшают кровообращение в глазной мышце, и после 10 процедур зрение становится лучше на 1-2 пункта. Это хороший показатель.В кабинете психологической помощи ребята улучшают самочувствие по программе биологической обратной связи – БОС. Что это такое? Ее принцип похож на зеркало, глядя в которое, человек получает информацию о том, как он выглядит, хорошо ли причесан, красиво ли одет. Зеркало – простейший пример прибора обратной связи. Приборы биологической обратной связи так же, как и зеркало, показывают, что происходит внутри организма. Звуковые и зрительные сигналы этой связи представляют такую информацию на экране монитора. Педагог-психолог Елена Кизилова обучает ребят правильному дыханию. На ребенка надевают специальные датчики. Если он дышит правильно, его живот надувается шариком. Выдох – через рот в три раза дольше вдоха, как будто дуешь на свечу. Все это отражается на мониторе.- Это релаксация, – говорит Елена Викторовна. – Дети учатся правильно дышать, чтобы сердечно-сосудистая система была в норме, чтобы правильно работали легкие.В кабинете в этот момент обязательно звучит музыка, чтобы ребята не сильно концентрировались на дыхании. Оно должно быть свободным, без усилия. На первом занятии мы репетируем, как все должно происходить. Противопоказаний для дыхательной программы почти нет. Исключение составляют астма и остро протекающая простуда, когда дыхание вообще нарушено.По назначению физиотерапевта дети приходят в кабинет физиотерапии. Здесь они проходят разные процедуры. Все, кроме тех, кто страдает аллергией, принимают фиточаи, кислородные коктейли. Всем этим распоряжается хозяйка физиокабинета – медсестра Светлана Кубракова. Для лечения гайморита есть лампа с инфракрасным излучением. Есть ионизатор воздуха, есть специальные масла для ароматерапии – кому-то с тонизирующим, а другому с седативным, успокаивающим эффектом.В кабинете физического развития работают инструктор по лечебной физкультуре Ольга Львовна Гайвандова и педагог-инструктор-методист по физкультуре Ирина Владимировна Ефимова. Сюда приходят дети для общего оздоровления. Здесь они занимаются физкультурой, их учат упражнениям, которые они могут использовать дома для утренней гимнастики, показывают, как сформировать правильную осанку.В своем отдельном кабинете работает учитель-дефектолог Лариса Руденко. К ней приходят дети со слабой памятью, плохой речью. Всю коррекционную работу Лариса Александровна ведет через игру. Очень любят ребята массажный кабинет и тренажерный зал. Девочки с радостью занимаются аэробикой. А самый веселый кабинет в центре «Здоровье» – кабинет дополнительного образования.Когда задумывали создание центра, о таком кабинете речи не шло. Но жизнь подсказала, что он очень необходим. Маршрутные листы лечения невозможно составить идеально, чтобы после одной процедуры ребенок моментально попал на другую. Получаются небольшие «окна». Вот и появилась в 20-й школе игровая комната. Не сидеть же детям в очереди в коридоре, как в поликлинике. Педагог кабинета Юлия Павловна Маслова подбирает для ребят игры развивающего и познавательного характера. В этом кабинете проходит и вся агитационная работа, показывающая преимущества здорового образа жизни.Ставрополь
Комментарии