search
main
0

Легкое дыхание. Элиза бросала в Хиггинса туфли

На уроках в группе «Литература-2» ребята отправлялись в путешествие. Не в мир произведения или героев, а в собственную душу. Иногда из самых далеких уголков детской души появлялись на свет удивительные мысли, тонкие наблюдения. Учителя, как верные спутники, вели их по длинному коридору авторского замысла, вместе они поднимались по ступенькам художественных деталей и находили ключи к людским характерам.

Учебный день 11-го «А» и 11-го «Б» классов московской школы №1308 состоял, как обычно, из 7 уроков, только вот все семь – литература. Конечно, с программой не поспоришь. Зато теперь ребята – знатоки творчества Бунина и Куприна, а еще учителей со всей России. Ведь не каждому классу удается стать полигоном для взлета «пеликанов».

Конкурсный день начался с урока ростовчанки Галины Даниловой. Вместе с ребятами она пыталась выяснить секрет долголетия сонета на примере бунинского «Вечера». Как орешки щелкали одиннадцатиклассники вопросы учителя, что такое терцет и катрен, из скольких строк состоит сонет. Но Галина Васильевна нашла чем удивить ребят. Как оказалось, знакомая им форма сонета – три катрена и одно двустишие – не единственная. Классическая форма – два катрена и два терцета.

Конечно, больше всего поражало мастерство самого Бунина, его размышления о времени и о себе. Нужно искать счастье внутри самого себя, а не вокруг, тогда можно смело сказать: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Простые слова, простые истины, понятные и близкие каждому человеку.

«Вечер» Галина Васильевна сравнивала с сонетом современного поэта, своего земляка Николая Скребова. Ребята услышали стихотворение в авторском исполнении – звучала аудиозапись с голосом поэта:

И все же время нам принадлежит:

Ведь каждый день, что нами пережит,

Став памятью, послужит людям снова.

В заключение Галина Васильевна рассказала ребятам интересную историю. Когда Эйнштейна спросили, что нужно человеку больше всего, он ответил: скамейка, чтобы человек мог сесть на нее и задуматься. Педагог пожелала одиннадцатиклассникам, чтобы у каждого из них была такая скамейка.

Представитель Ямало-Ненецкого автономного округа Людмила Евангелистова на уроке рассматривала тему неразделенной любви в повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Говорили о влиянии любви на душу человека, сравнивали повесть и стихотворение Вероники Тушновой. Здесь ученики попробовли себя в роли соавторов: необходимо было придумать ситуацию, в которой находятся герои Тушновой. У кого-то получилось, что они любовники, у кого-то – влюбленные, разлученные расстоянием:

Мне тяжело…

Тебе тяжелей…

Ты не меня – ты себя жалей.

Класс разделился на две группы, каждая анализировала по одному произведению. Два литературных критика-ученика обобщали сказанное одноклассниками, выделяли ключевые слова и выстраивали логическую цепочку. В итоге получилось, что герои и Куприна, и Тушновой любят неразделенной любовью, но от этого их чувства не ослабевают.

Удивительный был урок у Марины Ефимовой из Калужской области. Это отметили и школьники, и члены жюри. Для нее гранатовый браслет не только камень любви и гнева, но и отражение героев, его грани – черты их характеров, а сам браслет – взаимоотношения главных участников произведения. Ребята читали: «посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину, …в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». В это же время учительница рисовала схему браслета, где центральным камнем был Желтков, а вокруг него Вера, Николай Николаевич, Аносов, князь Василий Львович. В качестве домашнего задания Марина Максимовна предложила ребятам поразмышлять над ролью клумбы в саду княгини Веры.

Поэзии Бунина посвятила свой урок Ольга Лукьянчикова из Липецкой области. Вместе с одиннадцатиклассниками она постигала «тоску одной человеческой души». Урок начался с чтения стихотворения «Молодость». На первый взгляд оно не соответствовало названию. Но ребята не отступили. Как альпинисты ищут выступы для покорения вершины, так и они сначала искали ассоциативный ряд к слову «молодость», потом анализировали язык, архитектуру и синтаксис стиха. И наконец решили, что у Бунина «жизнь пуста и велика» не потому, что бесцельно прожита, а как раз потому, что все только начинается. Пуста – значит не прожита, не заполнена событиями, герой молод, и сердце радостно тоскует в предвкушении «великой» жизни, ведь каждый человек творит свою судьбу сам. Ольга Ивановна уверена: «Путь закончен, когда все знаки «?» превращаются в «!», и чем сложнее задачи, тем радостнее, когда они решены».

Тему урока Татьяны Сергеевой (Алтайский край) – «Художественные особенности рассказа Бунина «Легкое дыхание» как проявление авторской позиции» – ребята формулировали сами. Анализ начали с названия: «Легкое дыхание» – глухие звуки, заставляющие человека прислушаться, почувствовать, как бьется сердце, заглянуть внутрь себя. А если провести ассоциативные параллели, получится: дыхание – воздух – дух – душа человека. Татьяна Владимировна просто приковала внимание ребят к тексту.

После она просто по-дружески спросила: «Вы только что прочитали рассказ, ваши ощущения?» И ребята робко говорили: «Не знаю, не решила, нравится ли мне Оля Мещерская», «А у меня какое-то чувство осуждения…». Так и «завертелась» беседа, ребята поняли, что путь к философии Бунина лежит через его филологию. Оказывается, каждое слово, даже его звуковой ряд, малейшая деталь бунинского текста имеют смысл. Так, седина начальницы – знак мудрости, упавший клубок – своеобразная нить Ариадны, ведущая героиню.

Ольга Сердюкова из Ставропольского края предложила классу ответить на вопрос «Как жить?». Чтобы ярче представить героев «Обломова», ребята посмотрели отрывок из кинофильма по роману Гончарова. Потом сравнили мечту Обломова и жизнь Штольца, составили таблицу. Оказалось, что Штольц живет так, как мечтает Обломов. Единственное отличие – отношение к деятельности: Обломов пассивен, он просто созерцает окружающий мир, для Штольца труд – образ жизни.

Когда Ольга Валентиновна спросила ребят, чья позиция им ближе, класс заспорил: кто-то говорил, что, конечно же, Штольца, другие, что часть Обломова есть в каждом из нас, что все мы, лежа на диване, мечтаем о счастливой жизни. Никто не ушел с урока равнодушным, ведь, анализируя героев Гончарова, многие задумались о себе.

Особняком среди «бунинистов» и «купринистов» стоит урок Натальи Махнибороды, конкурсантки из Карачаево-Черкесской Республики. Нет, даже не урок, а скорее беседа, заседание литературного клуба. Ведь Наталья Станиславовна не учила ребят, а сопровождала их в мир театра. Занятие было посвящено пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион». И школьники, выбрав себе одну из ролей – режиссера , актера или зрителя, – оценивали героев. Вспомнили легенду из «Метаморфоз» Овидия, сравнили ее с сюжетом «Пигмалиона», а потом инсценировали кульминационную сцену пьесы – объяснение Элизы и Хиггинса. Это, безусловно, оживило конкурсный день и скрасило ожидание обеда, ведь к 5-му уроку все порядком устали и проголодались. А главное – жюри было довольно, ребята – просто в восторге. Актеры настолько вжились в роль, что если б не подсказки, по которым они читали реплики, можно было подумать, что это плод многодневных репетиций: одиннадцатиклассница-«Элиза» кидала в «Хиггинса» туфлями, кричала, возмущалась, а он стоял, спокойный, холодный, расчетливый.

Ребята сами сделали вывод: Элиза стремилась к свободе, а получив ее, тут же потеряла, и у нее нет надежды найти себя вновь в другом обществе. Московские школьники говорили о том, что и в человеке низкого происхождения могут вспыхнуть высокие чувства, и знать способна на презрение и подлость.

Известно, что на каждом спектакле люди получают программки, а Наталья Махниборода подарила детям контрамарки с высказываниями известных людей по теме урока: «Станешь сам человеком, когда научишься видеть человека в другом», «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других».

Верно заметила Светлана Шумихина, член жюри группы, что литература – это урок «человековедения». И проводить его должен не только профессионал-филолог, литературовед, но и учитель-гражданин, через литературу и искусство воспитывающий в детях уважение к своей стране, любовь к русскому духу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте