Несомненно, «Учитель будущего» – конкурс молодой, и поскольку он проходит впервые, будет очень интересно услышать мнение участников, особенно тех, кому посчастливилось дойти до финала. Что им показалось сложным, что – необычным, а с чем до этого момента они еще ни разу не сталкивались? О профессиональном конкурсе «Учитель будущего» рассказывают финалисты, которые представляют школы из сельской местности.
Мы решили сформировать команду для участия в конкурсе «Учитель будущего», которая состояла бы исключительно из учителей начальных классов, которые работают в одном методическом объединении. И это было очевидно с самого начала, что должно быть именно так. Хотя, я знаю, команды других школ формировались из совсем иных соображений. Но то их логика, а это – наша. И то, что мы все-таки вышли в финал, говорит о том, что она имеет право на существование. Просто в тех случаях, когда нам доставались вопросы из области других предметов и классов, мы понимали: знаний не хватает, это факт! И пытались это каким-то образом компенсировать, в том числе за счет своего опыта.
Что касается стажа, то у меня он 36 лет, у Галины Семенович – 26, а у Ирины Паниной – 18, то есть в целом у нас подобрался очень зрелый и опытный коллектив. Но, честно говоря, наблюдая за командами, состоящими из недавних выпускников педвузов, я поняла: им во многом гораздо легче и проще участвовать в таких мероприятиях. Они не комплексуют по поводу недостатка опыта, чувствуют себя очень уверенно, быстро перестраиваются, умеют быть мобильными в принятии решений, смене тактик и стратегий, не боятся предлагать крайне необычные и, может быть, на наш взгляд, спорные варианты решений.
На их фоне я понимаю, что иногда жизненный опыт при всех преимуществах его наличия имеет один существенный недостаток – он нередко становится рамками, за которые человеку довольно сложно выйти. А у молодежи этих рамок либо нет вовсе, либо они достаточно призрачные, поэтому начинающие педагоги, не имея собственной проезженной колеи и не желая пользоваться чужими, вольны перемещаться в любом направлении с высокой скоростью. Если честно, я ими просто любовалась!
Опять же учителя часто довольно тяжело переживают собственные неудачи именно из-за своих лет, стажа и опыта, ибо думают, что ошибаться – удел неопытных педагогов, которые многого не знают и не понимают. А тут ребята не ограничены собственным профессионализмом, и, если что-то у них не получается, они не впадают в отчаяние, а просто анализируют ситуацию, делают выводы и идут дальше, не рефлексируя чрезмерно по поводу своих недостатков. На конкурсе это работало в их пользу.
Конечно, было бы интересно вообще посмотреть трезвым и беспристрастным взглядом на то, как работают другие. Но… если честно, нам было не до этого, потому что приходилось в условиях ограничения по времени выполнять довольно сложные (хотя и интересные!) задания, быть полностью включенными в работу своей команды. А от того, что все-таки удалось увидеть, сложилось впечатление, что команды подобрались на редкость слаженные, люди там понимают друг друга с полуслова и не боятся творчества.
Интересная картина: при выполнении одного задания у нас как-то сам собой выдвинулся один лидер, и именно он принимал решения, а в других его сменяли другие, которые лучше разбирались в вопросе. Наверное, хороша та команда, где нет одного-единственного лидера, который бы всегда решал за всех, это слишком сложная и ответственная роль, пусть уж лучше каждый станет лидером в чем-то своем, и не надо ему мешать.
Когда нам вместе с командой из Якутии довелось выполнять задание «Методический конструктор», оказалось, что у нас наблюдается явный пробел в области владения новыми технологиями, надо было создать презентации, оформить техническое задание, словом, эффективно использовать ИКТ. И вот как раз тут наши девочки-якутяночки оказали нам огромную помощь, потому что они этими вещами владели гораздо лучше.
В итоге наше совместное решение приобрело методически продуманный и грамотно оформленный вид. А нашу деятельность при выполнении этого задания вполне можно было бы назвать тренингом по взаимообучению: мы передали коллегам свой опыт, они нам – свои знания и умения.
Но если бы нам сейчас предложили еще раз начать все сначала, то, думаю, мы бы все равно ничего не стали менять. Конечно, можно было бы взять к себе в команду какого-нибудь компьютерщика, который выполнял бы все цифровое оформление, заполнял таблицы и работал с программами, но тем не менее для нас главным является гармония на уровне предметного межличностного взаимопонимания, а все остальное – это дело техники, то есть вторично.
Хотя, повторяю, это касается только нас. А кто будет формировать новую команду на следующий год, скорее всего, станет руководствоваться своими резонами. Когда мы приехали и рассказали обо всем, с чем столкнулись, выяснилось, что многие очень слабо представляют себе, что же это на самом деле за конкурс – «Учитель будущего». Ну так мы и сами тоже этого не знали поначалу и даже не хотели никуда ехать, мол, зачем нам все это, не умеем, не достойны и т. д.
И кто бы мог тогда сказать, что нам удастся не только пройти через все испытания, но и выйти в финал! Поэтому теперь мы всем своим коллегам говорим: «Обязательно участвуйте, ничего не бойтесь, страхи – это цепи, которые мешают нам двигаться, расти. И если это удалось нам, возрастным, то почему бы не попробовать вам, молодым?»
У меня на самом деле сейчас уже есть определенные планы на будущее, то есть я примерно понимаю, кто из моих коллег мог бы на следующий год себя показать на этом конкурсе. Они, правда, об этом пока не знают, но это же частности, главное – уметь их убедить.
Есть ли у меня претензии к судейству? Нет, потому что мы вообще не знали, как нас судят. Команды поглощены работой, по залу ходят эксперты и что-то там записывают в свои блокнотики. А кто и сколько баллов получил, по каким критериям оценивали – это все закрытая информация. Что, наверное, хорошо, иначе бы люди обязательно попытались подстроиться под критерий и показать себя в нем с лучшей стороны. А так все вели себя вполне естественно, как в жизни. И все были в равных условиях.
Ирина КИРИЛЛОВА, учитель начальных классов школы №4 пос. Ключи, Усть-Камчатский район, Камчатский край
Комментарии