search
main
0

Легко ли обогнуть Землю на радиоволне? Реализация проекта «Инженерный класс в московской школе» в процессе дополнительного образования

​Система дополнительного образования нашей школы предоставляет детям разнообразные возможности для развития и самореализации. В течение года действуют более 86 программ по социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественно-научной и технической направленностям.

В нашей школе создано мотивирующее образовательное пространство, в котором ребята от 5 до 18 лет обучаются по программам технической направленности с дошкольного ознакомительного уровня до углубленного. Это пространство создают детская компьютерная школа для дошкольников, для школьников – начальное техническое моделирование, основы робототехники и 3D-моделирование, основы современной радиосвязи.Несколько лет назад было положено начало образовательному проекту по формированию у школьников технологической и проектной культуры средствами начального технического моделирования. На протяжении ряда лет программа пользовалась успехом у детей и родителей, а опыт работы имел положительную оценку различных конкурсов технического мастерства.Важную задачу раннего формирования интереса к основам технического творчества решают два объединения – «Умелые руки» и Детское конструкторское бюро «Самоделкин», в которых объединились мальчишки дошкольного и младшего школьного возраста, увлеченные макетированием и моделированием технических объектов.В их работах не используются готовые трафареты, каждая модель выполняется по индивидуальному чертежу. У ребят формируются навыки работы с различными материалами и инструментами и проектирования моделей и конструкций разного функционального назначения. Участие детей в таком проекте развивает конструкторские способности, умение соблюдать технологию изготовления деталей и их сборки. Современное содержание образовательной программы «Начальное техническое моделирование и робототехника» знакомит обучающихся с такими понятиями, как «компьютерная программа», «принцип программного управления технической моделью», и готовит школьников к работе с различными видами соединения деталей, с принципами работы простейших механизмов и возможностью их использования в моделях. В процессе такой работы у ребят формируются умения читать технологическую карту заданной модели, составлять технический паспорт готовой модели, включающий в себя описание работы механизмов, а также умения взаимодействовать в команде.Опыт реализации проекта по освоению инженерно-технических компетенций получил положительную оценку московских фестивалей научно-технического творчества и молодежных инициатив. Обучающиеся школы получили дипломы городских фестивалей технического творчества в номинации «Моделирование» и городских фестивалей научно-технического творчества молодежи. Обучающиеся нашей школы стали участниками мастер-классов, которые проводились в Экспоцентре на Красной Пресне. На базе школы организовано «Школьное конструкторское бюро (КБ)», которое тесно сотрудничает с Фондом поддержки детского технического творчества имени летчика-космонавта А.А.Сереброва. Только за последний год совместно с фондом состоялось представление детских работ в Государственной Думе на юбилейной выставке «Танки Победы», в Совете Федерации, в Центральном выставочном зале «Манеж».Клуб робототехники для старшеклассников занимается опытами в конструировании образцов автоматики. Созданные образцы, при определенном совершенствовании, могут быть применены впоследствии в производственной сфере. За последние три года наиболее активные участники кружка принесли школе победы в конкурсах научно-технического творчества молодежи, таких как «Следование по линии: высшая лига», «РоботСАМ».Во Всероссийском первенстве школьников по робототехнике КРОКэ обучающиеся школы заняли 4-е место, участвовали в международной олимпиаде по робототехнике и соревнованиях РобоФест и Робофинист. Большой вклад в подготовку будущих инженеров вносят опытные педагоги-инноваторы школы – Андрей Константинович Черногор, Елена Гарриевна Матусевич, Александр Николаевич Семенов – лауреаты и дипломанты многочисленных педагогических конкурсов и фестивалей в сфере научно-технического творчества детей и молодежи.С 2017-2018 учебного года в нашей школе открыто объединение, реализующее программу дополнительного образования для старшеклассников «Компьютерная графика – 3D-моделирование (в среде Inventor)». На «Черчении, моделирование в формате 3D и компьютерная графика» у ребят формируется пространственное мышление. А совершенно уникальным направлением в системе дополнительного образования школы является «Коллективная любительская радиостанция». Радиостанция ведет работу на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Из двух миллионов любительских радиостанций мира наша радиостанция занимает 613-е место, в Европе – 344-е, а в России из 38 тысяч любительских станций нашей присвоено почетное 50-е место. Радиостанция действует уже более 20 лет при поддержке Союза радиолюбителей Вооруженных сил, специалисты которого в рамках договора о сотрудничестве оказывают школе практическую помощь по внедрению в учебный процесс современных технологий и режимов работы на радиостанции, таких как цифровые, спутниковые и дальнее тропосферное прохождение радиосигналов. Разработанная и смонтированная специалистами антенна позволяет использовать связь со спутниками для приема и передачи радиосигналов и проведения сеансов радиосвязи.Руководителем радиостанции, полковником войск связи Борисом Ивановичем Таранченко разработана образовательная программа по курсам «Радиосвязь» и «Юный радист». Во время радиосеансов обучающиеся активно используют не только вновь приобретенные навыки радистов, но и базовые знания и умения, полученные в школе на уроках географии, физики, астрономии, информатики, истории, иностранного языка, что повышает эффективность и качество образовательного процесса.  Участники «Коллективной любительской радиостанции» постоянно принимают активное участие в традиционных для радиолюбителей «Днях активности», российских и международных мероприятиях различных союзов и объединений радиолюбителей, проводимых в дни государственных праздников и памятных дат, посвященных Вооруженным силам России, Дню Победы, Дню защитника Отечества, и других.Коллектив радиостанции награжден множеством грамот, дипломов и благодарностей от различных военных и гражданских технических организаций за проведение связи со всеми регионами России, странами Европы, штатами Америки. Но нам особенно дорого участие во всероссийском мероприятии радиолюбителей – Мемориал «Победа», в котором наша станция четыре года являлась координатором от города Москвы. Таким образом, организованная в нашей школе «Коллективная любительская радиостанция» создает дополнительные возможности как для инженерно-технической подготовки обучающихся, так и для гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Школа неоднократно делилась уникальным опытом работы радиостанции, в частности, на XII Фестивале науки в октябре 2017 года руководитель радиостанции Таранченко представил вниманию гостей популярную лекцию по теме: «Вокруг Земли на радиоволне», в которой рассказал о природе действия электромагнитных волн, дающих основу современным видам коммуникации в сфере радиосвязи, о современных технологиях и режимах работы на радиостанции, таких как цифровые, спутниковые, дальнее тропосферное прохождение радиосигналов. Гости ознакомились с работой радиостанции при проведении сеансов радиосвязи и с законами, по которым живет любительский радиоэфир. Детям и родителям было интересно узнать, как можно сделать первый шаг в науку, не выходя из школьного здания. А специалистам дополнительного образования было полезно ознакомиться с опытом работы и образовательным потенциалом школьной «Коллективной любительской радиостанции».Уже второй учебный год наша школа сотрудничает с Центром педагогического мастерства, который готовит наших обучающихся из 7-10-х классов к участию в олимпиадном движении, в том числе во Всероссийской олимпиаде школьников. Кроме того, наши ребята активно посещают кружок по физике в школе №283 и кружок по математике в школе №1506. Это хорошая возможность для мотивированных ребят выйти за рамки школьного образовательного пространства.Так, при участии детей и педагогов школа превращается в большую творческую и открытую лабораторию, в которой каждый может исследовать, конструировать, моделировать и создавать.Армине АРАКЕЛЯН, директор школы №967

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте