search
main
0

Легко ли быть родителем?

То, что стоит проговорить, дабы тебя услышали

В Театре Сатиры представили премьеру «Этот ребёнок» по пьесе  французского драматурга и режиссёра Жоэля Помра.

С этой пьесой, созданной в технике «вербатим», российские зрители впервые познакомились в 2007 году – в рамках фестиваля NET московский театр «Практика» представил спектакль «Этот ребенок», поставленный самим Жоэлем Помра. Интересна история создания пьесы: ее драматургическую основу составляют диалоги простых людей. В 2002 году организация, которая занималась пособиями для малообеспеченных семей Прованса, в порядке эксперимента заказала Помра и его театру постановку, где исследовалась бы проблема, что значит быть родителем.

Эта остропсихологическая картина отличается истинно русским драматизмом. Фото Веры ЮРОКИНОЙ

Помра и его актеры несколько дней разговаривали с женщинами из бедных семей и записывали беседы с ними на диктофон, так работают в документальном театре. Затем Помра превратил беседы в пьесу с иронично-тревожной интонацией. Состоит она из десяти эпизодов – простых, узнаваемых и вместе с тем абсурдных, ироничных и трагичных одновременно, собственно, такова наша жизнь. Каждая маленькая история повествует о взаимоотношениях между родителями и детьми, и всякий раз это разговор о тех роковых ошибках, которые совершают взрослые. Не случайно пьесу назвали энциклопедией родительских заблуждений.

Пьеса живёт два десятилетия и, похоже, становится только актуальнее год от года. «Люди перестали понимать и слышать друг друга, – говорит постановщик спектакля в Театре Сатиры Никита Кобелев, – это пьеса о дискоммуникации. Но, несмотря на то, что все истории у Помра супер-реалистичны и узнаваемы, мне важны были в этом материале театральность и гротеск. Потому что за любым бытовым общением, всегда стоит что-то глобальное – то, что так часто сложно проговорить, чтобы быть услышанным». Для Никиты Кобелева было важно подчеркнуть, что нравственная глухота по отношению друг к другу – проблема не только отцов и детей, но и всего человечества в целом. Серьезная общечеловеческая проблема, вот почему в зале обязательно находится зритель, который говорит: «Это про меня».

Спектакль состоит из десяти новелл, в которых люди, несомненно, связанные одной нитью, выясняют отношения, открыто выплескивая свою боль. Войдя в зрительный зал, зритель видит открытую сцену, хаотично заставленную мебелью, по которой все же можно определить, что это острова многонаселенной квартиры, похожей на коммуналку. В центре гостиная, справа кухня, слева спальня, в отдалении спортивный уголок. Про такие квартиры говорят: «Заставлена так, что ни пройти ни проехать». Эпизоды будут отбиваться друг от друга большой дверью, белой с одной стороны и темной – с другой.

В гостиной с мягким диваном и телевизором перед ним будет сыгран один из самых драматичных эпизодов – «Ты говоришь со мной, как с чужим». Эту фразу бросает шестилетней дочери воскресный папа (Антон Буглак), который в костюме Кинг-Конга уже выбился из сил, пытаясь развлечь девочку. Она равнодушна к его прыжкам, называет отца на «вы» и хочет одного – чтобы он поскорее отвел ее домой, к маме. В этой гостиной будут биться насмерть Мать (Юлия Пивень), измучившая Дочь (Елена Ташаева) своими несбывшимися родительскими ожиданиями, а в новелле «Перед уходом в школу» Мать-одиночка (Елена Ташаева) будет бесконечно доставать своего 10‑летнего сына, не оказывающего ей того внимания, которое надо бы получать от мужчины. Все актеры предстают в нескольких ипостасях в спектакле, так, заслуженный артист России Александр Мохов в условной кухне в двух новеллах отчаянно сыграет Отца, который обвиняет в одном случае 17‑летнего Сына (Никита Манилов) все в той же черствости, а в другом – совсем зрелого парня (Антон Буглак) в неправильном воспитании собственных детей. И всякий раз обвинения отцов, как ракеткой, будут отбиваться взрослыми детьми, которые, может, впервые прокричат им о своих детских травмах, исковеркавших им жизнь.

Спектакль небессюжетен: начинается он с монолога молодой будущей матери (Майя Горбань), которая с восторгом рассказывает зрителям, каким счастливым вырастит сына, подарив ему все лучшее в этом мире. Монолог звучит по возрастающей, пока не переходит в истерику и не обрывается на жуткой ноте – увы, ребенка уже рассматривают как способ поквитаться со «старой каргой» матерью, которая никогда не ценила свою дочь. Эта героиня еще дважды появится в спектакле – во «Встрече на лестничной клетке» она столкнется с бездетной парой соседей (Ольга Чернова, Александр Мохов), мечтающих о ребенке, и, ощущая свою родительскую несостоятельность, отдаст им младенца…

В спектакле все эпизоды происходят как будто бы на краю пропасти, но потеря ребенка – самое страшное, что может случиться с родителями, и авторы спектакля напоминают об этом в сцене «Опознание». Вместе с Элизабет Маркер (Юлия Пивень), которую пригласили на опознание тела подростка, а она захватит в качестве группы поддержки Соседку (Ольга Чернова), уверенную в ошибке, зрители переживут многослойное состояние аффекта… Страх, отчаяние, невозможность поверить и осознать, радость, что на этот раз пронесло… Под простыней окажется тело сына Соседки… Этой сценой, а также предфинальной сценой родов того самого младенца и финальной «Попыткой прощения» Матери и Дочери драматург и постановщик дают возможность передохнуть зрителю, одаривая его надеждой, что не все потеряно в этом мире, и пока мы живы, мы способны каяться и прощать, но ни на секунду не должны забывать о том, что и без нашего участия этот мир очень жесток. На вопрос «Учительской газеты», делал ли режиссер акцент на национальной составляющей, работая над спектаклем, Никита Кобелев ответил, что нет. Он еще раз подчеркнул, что проблемы отцов и детей проявляются одинаково – что во Франции, что в России, что в любом другом уголке земного шара. Но зрители Театра сатиры не могли не отметить, что остропсихологическая драма «Этот ребенок» поставлена Никитой Кобелевым в рамках истинно русского драматизма.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте