search
main
0

Легко ли быть подчиненным? Тема “Сила, власть и согласие управляемых”. Старшие классы

Введение
Понимание процесса исторического развития институтов силы, власти, управления и характера их функционирования в современном американском и в любом другом обществе жизненно необходимо людям для развития гражданской компетенции. По ходу изучения данной темы учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
Что такое власть?
В каких формах она выступает?
Кто обладает властью?
Как власть обретается, используется и оправдывается?
Что такое лигитимная власть? Как создаются, организуются, функционируют и изменяются правительства?
Как ответственное правительство заботится о нуждах и интересах граждан?
Как защитить права человека в условиях правления большинства?
Исследуя особенности различных правительственных систем, ученики приходят к пониманию того, как группы людей и нации пытаются разрешать конфликты и ищут пути поддержания общественного порядка и обеспечения собственной безопасности. Ребята более эффективно вырабатывают навыки постановки и разрешения социальных проблем, если изучают динамику взаимоотношений между правами и обязанностями граждан, потребностями социальных групп, концепциями справедливого общества на живых примерах из своей собственной жизни. Они добиваются этого, используя методологию и методики политической и правовой науки. В школах эта тема изучается в разделах, модулях и курсах истории, политологии, правоведения и других общественных дисциплин.
В полной средней школе старшеклассники совершенствуют свои способности в области абстрактных построений. Они изучают различные способы достижения и использования власти, существовавшие на протяжении веков у различных народов. На каждом уровне обучения учащиеся должны иметь возможность применить знания, умения и навыки на практике, участвовать в работе властных структур различного уровня.
В качестве подготовки к видеофильму “Больше, чем сила (A Force More Powerful)” постарайтесь в ходе предварительного обсуждения выявить собственные взгляды и ценности учащихся. После этого приступите к анализу концепции ненасильственного конфликта, опираясь на картины, показанные в фильме. Это подготовит учащихся к восприятию концепции гражданского неповиновения и станет прелюдией к изучению деятельности Ганди и других деятелей, показанных в видеофильме.
Учебные цели
В результате работы над темой учащиеся должны уметь:
объяснять возникновение и современное состояние таких идеалов демократической формы государственного правления, как человеческое достоинство, свобода, справедливость, равенство, уважение закона;
писать аргументированные рефераты на темы, затрагивающие ключевые демократические идеалы;
анализировать и объяснять значимость и механизмы обеспечения потребностей граждан в поддержании общественного порядка и безопасности, построении справедливого общества;
анализировать и формулировать политические заявления, демонстрирующие понимание сути и противоречивости всеобщих прав человека;
анализировать собственное восприятие и отношение к ценности веры в индивидуальную самобытность и личностное развитие.

Выписка из государственного образовательного стандарта

Сила, власть и управление: показать, как люди создают и изменяют структуру власти и управления.
Индивидуальное развитие и идентификация: изучить индивидуальное развитие человека и осуществить идентификацию ценностей.
Глобальные связи: осознать глобальные связи и взаимозависимость.
Гражданские идеалы и процедуры: воспринять гражданские идеалы, принципы, процедуры, используемые в условиях демократической республики.
Письменные навыки
Демонстрировать умение связно излагать собственные мысли на бумаге.
Показывать хорошие знания в рамках государственного стандарта.
Технология
Знать и уметь пользоваться текстовым редактором.
Уметь пользоваться интернетом для решения учебных задач.
Понятия
Справедливость.
Права человека.
Гражданское неповиновение.
Ненасильственный конфликт.
Демократические ценности.
Несогласие.
Честная игра.
Тесты
Демократические идеи и ценности.
Основополагающие ценности американской конституционной демократии.
Всеобщая декларация прав человека.
Американский билль о правах.
“На службе гражданского неповиновения”.
Путеводитель по лингвистике, обществознанию и истории.
Компьютеры с доступом к интернету.
Копия программы “Больше, чем сила (A Force More Powerful)”, телевизор, видеомагнитофон.
Необходимое время – четыре урока.

Педагогическая стратегия

Первый день (в зависимости от расписания могут быть полезны два урока)
1. Напишите на доске поименованные выше понятия, оставив определенное место для записи напротив соображений учащихся, высказанных в классе; предложите учащимся дать определения написанным понятиям в одном-двух предложениях. После этого предоставьте им возможность огласить определения, обсудить их и записать на доске.
2. Пусть каждый учащийся на листе бумаги запишет как минимум пять прав, которыми он, по его мнению, располагает. Обсудите эти права и запишите их на доске. Спросите: “Откуда вы знаете, что у вас есть эти права?” Что будет, если ваше право придет в противоречие с правом другого? Чье право окажется важнее?”. (Например, право на образование. Кто его оплачивает?). “Как вы будете защищать свои права, если будете уверены, что их нарушили? Почему вы выбрали именно этот способ?”.
3. Раздайте копии документа или откройте электронную страницу “Демократические убеждения и ценности” и обсудите их. Разделяют ли их учащиеся и почему?
4. Раздайте копии или откройте электронную страницу “Основные ценности американской конституционной демократии” и обсудите. Согласны ли учащиеся с этими ценностями и уверены ли, что их стоит защищать и поддерживать? Почему?
5. Раздайте копию или откройте электронную страницу Всеобщей декларации прав человека и обсудите. Согласны ли учащиеся с этими ценностями?
Второй день
6. Представьте ученический графический органайзер для успешного написания эссе и продемонстрируйте, как он может быть использован учащимися.
7. Попросите каждого ученика подготовить органайзер для написания краткого эссе (4-5 параграфов – 200 слов) в защиту или в опровержение ценностей, обсужденных на уроке.
Третий день
8. По завершении работы над ученическим самоанализом учащиеся разбиваются на пары для написания эссе.
9. На доске напишите: справедливость, права человека, гражданское неповиновение, ненасильственный конфликт. Осведомитесь у учащихся, видят ли они какую-либо связь между данными понятиями. Спросите, чувствуют ли они, что справедливость и права человека будут защищены, если индивидуумы или группы прибегнут к гражданскому неповиновению или ненасильственному варианту разрешения проблемы обеспечения справедливости и сохранения прав человека?
Четвертый день
10. Раздайте копии эссе или откройте электронную страницу “На службе гражданского неповиновения”. Пусть учащиеся прочитают документ вслух и затем обсудят. Согласны или не согласны они с предложенными идеями? Предложите им в письменной форме обосновать свое согласие или несогласие.

Виктор ВАРЮЩЕНКО,
выпускник программы
“Партнерство в образовании”

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте