Белла ИОНЕСЯН, председатель Московского городского совета молодых педагогов (МГСМП) ЮВАО: – Горжусь тем, что я педагог. Я знаю, что мой труд не пропадет бесследно, я верю, что он будет полезен для нашей страны.
Но труд учителя сложный, зачастую неблагодарный, требует от человека огромной духовной и физической силы. Правда, если раньше молодой учитель, каким бы он ни был талантливым и одаренным, не мог получать зарплату больше той, что предусмотрена согласно ЕТС, то сейчас молодые специалисты могут зарабатывать себе баллы и тем самым увеличивать стимулирующую часть своей зарплаты. На своем личном опыте могу сказать, что эта система действует. Безусловно, смысл нашей профессии заключается в воспитании и обучении детей, однако помимо этого работа учителя неразрывно связана с документами. Именно с этого (а не с детей) начинается работа любого педагога. Отчеты, семинары, конференции, заполнение журнала, проверка тетрадей. Список можно продолжать бесконечно. Во многих школах молодые педагоги действительно нуждаются в грамотной методической помощи своих взрослых коллег, но, к сожалению, следует отметить, что многие молодые специалисты остаются брошенными в водовороте школьной жизни. В моей школе эта проблема была решена, с самого первого дня моего прихода в школу у меня появился педагог-наставник – опытный учитель начальных классов, который был согласен поделиться со мной своей мудростью, опытом и советами. Елена ИВАНОВА, заместитель председателя МГСМП по оргвопросам: – Загляните в глаза человеку, недавно слушавшему лекции в университете, а сейчас стоящему перед целым классом с детьми в растерянности, но с улыбкой на лице, и ответ будет очевиден. Первые шаги в любой профессии – это всегда трудно, мучительно и страшно. Но когда в твои руки отдают самое дорогое, что есть на земле, – ребенка, это еще и колоссальная ответственность. Ты не можешь подвести, не оправдать надежд, оступиться и разочаровать. Ты носишь гордое звание учителя с того момента, как впервые зашел в класс. Ты путеводная звезда, которая ведет маленькое создание по дороге жизни, озаряя ее своим светом. Кажется, это непосильная задача, когда тебе нет и 25! Но это только первое впечатление. Молодому педагогу, полному энтузиазма, идей, стремлений, подвластно все: дать открытый урок, подготовить доклад, выступить с ребятами на сцене, поучаствовать в конкурсе. Современный ритм жизни и социальные запросы не оставляют возможности просто закрыться за дверями своего кабинета и сконцентрироваться только на преподавательской деятельности. Так хочется уйти от устаревших представлений и стереотипов о молодых учителях, выйти за рамки обыденного и серого, творить, развивать, заинтересовывать, показывать мир во всем его многообразии, преступая условности! Конечно, молодому педагогу не всегда хватает опыта и профессионализма, но стремление и желание сделать что-то особенное для ребят, наполнить их и свою жизнь яркими красками способны преодолеть все трудности. Дмитрий МАРКОВ, заместитель председателя МГСМП по инновационной работе:- Трудно, так как начинать что-либо всегда нелегко. Первые шаги самые трудные, но и самые интересные.Но в чем же трудность?Одна из трудностей – это особенность работы учителя, он работает почти всегда. Если менеджер, продавец или инженер, отработав свои 8 часов, заканчивают работу, то учитель, проведя уроки, только ее начинает. Проведение уроков – верхушка айсберга работы, вся основная часть остается незаметной для большинства. Большую часть времени вне урока занимает подготовка к нему. Для молодого педагога это особенно актуально, ведь у него нет огромного опыта учителя с большим стажем. Но такой изматывающий ритм работы позволяет держать себя в тонусе, мозг вынужден постоянно что-то придумывать, креативить, чтобы уроки стали интереснее и от них получали удовольствие и дети, и сам учитель. Не бывает работы без трудностей, но если бы их не было, работать, да и жить, было бы, наверное, очень скучно.Роман КОЛТУНОВ, куратор секции самоопределения и профессионального развития МГСМП:- Труд педагога на протяжении всей истории был нелегким. В последние десятилетия, когда окружающая технологическая действительность быстро преображается и потоки информации возрастают в разы, педагогам необходимо обладать качеством быстрой адаптации к меняющимся условиям, что стало задачей достаточно непростой, но более легкой для молодого педагога.Начинающие педагоги в большинстве своем люди творческие и увлеченные, но им не хватает опыта, как жизненного, так и профессионального. Когда же это все гармонично развивается, получается хороший педагог! А вот быть хорошим педагогом сложно, но вместе с тем интересно и увлекательно.Дарья ПРУДНИКОВА, куратор секции PR и внешнего взаимодействия МГСМП:- На этот вопрос абсолютно все молодые педагоги в один голос ответят: «Нелегко! Очень даже трудно!» Конечно, все мы сталкиваемся с определенными трудностями: как провести свой первый урок, как наладить дисциплину, как заполнить журнал, как установить контакт с администрацией, родителями и детьми. В первые дни казалось, что я не справлюсь, что-то не получится, что я не смогу стать настоящим мастером в своей профессии. Но все трудности исчезают, когда ты видишь горящие глаза детей, восхищенные взгляды учителей и благодарность родителей.Вера МАСЛОВА, председатель МГСМП САО:- Какие трудности могут возникнуть у молодого педагога? Прежде всего это коммуникационные проблемы, ведь человек попадает в новый для себя коллектив, немного в иную ситуацию уже более взрослой жизни, на плечи молодого педагога сразу же ложится большая ответственность. Не всегда легко найти общий язык с детьми, педагогическая деятельность должна стать не просто работой, а частью жизни. Самое сложное в работе молодого учителя в школе – это работа с документацией, методическая работа, на это уходит огромнейшее количество времени, но надо понимать, что это форма отчета, необходимо также перенимать опыт по заполнению документов. Алексей ФИЛИППОВ, председатель МГСМП ЦАО:- А вообще легко ли быть молодым? Молодость – это всегда самое прекрасное время нашей жизни, когда все по плечу, всего хочется, все интересно, и кажется, что можешь свернуть горы. В современной системе образования, которая сегодня претерпевает кардинальные изменения, перед молодым педагогом встает множество новых задач. Начинающий специалист, только пришедший в школу, сталкивается с большим количеством проблем, эффективное решение каждой из которых может стать его маленькой победой. Молодому учителю легче не только внедрять инновации, но и разрабатывать их самому. Новые образовательные стандарты ориентируются не столько на количество полученных знаний, сколько на качество сформированных умений и навыков и возможности применять их в жизни, совершенно иную дидактическую логику получают устоявшиеся в образовательном процессе инструменты. ИКТ-компетентность молодых учителей сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Многие старшие коллеги спрашивают у них совета и просят помочь в использовании информационных ресурсов на своих уроках. Общение в блогах, на форумах, в социальных сетях позволяет молодым учителям активно включать эти формы коммуникации в педагогическое пространство. У только что пришедшего в школу специалиста нет зашоренности прежними программами и стандартами, нет мешающих работе стереотипов, он хочет и может работать в новых образовательных условиях, используя весь потенциал современных методик, которыми он или уже овладел в институте, или овладевает на специальных курсах для молодых специалистов, или просто перенимает у более опытных и продвинутых в этом отношении коллег. Он не забыл, как учиться, он понимает необходимость компенсировать отсутствие педагогического опыта применением передовых образовательных технологий. Новая система оплаты труда создает конкурентную среду, для успешной работы в которой любому педагогу, а тем более молодому, необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в педагогической сфере, уметь чутко откликаться на них. Молодой учитель, у которого при прежней системе заработная плата зависела в большей степени от уровня квалификации, то есть от разряда, который в силу отсутствия опыта был невелик, ощутил изменение в своем финансовом положении при переходе на новую систему. Большое количество молодых специалистов почувствовали значительную прибавку к зарплате, у некоторых она выросла почти вдвое, недавно проведенные опросы подтверждают эти данные. В школах создают управляющие советы, через которые молодые учителя могут влиять на положение дел в своем образовательном учреждении, в том числе и на стимулирующую часть своей зарплаты. Новая система оплаты труда снижает возможности административного давления, с одной стороны, а с другой – позволяет создать материально-стимулирующую среду для молодых учителей, показывающих в своей работе достойное качество образования. Теперь не возраст и выслуга лет, а конкретные результаты становятся основанием для существенного повышения зарплаты для всех категорий учителей независимо от стажа и опыта работы, что существенно повышает качество образования, а значит, и качество жизни. Идеология самой системы образования сегодня ставит во главу угла профессиональные компетенции учителя, от которых и зависит качество обучения каждого ученика. Учитель должен из предметника превратиться в метапредметника, формирующего у своих учеников базовые, первоосновные навыки и умения, позволяющего комплексно изучать различные явления, видеть мир во взаимосвязи. Для этого сам учитель должен очень многое знать и очень многое уметь, ориентироваться в различных сферах и помогать ученикам найти свои ориентиры. Для тех молодых людей, которые нашли свое призвание в педагогике, нет неразрешимых проблем, есть только трудности, которые можно и нужно решать, потому что именно это делает нас сильнее.
Комментарии