search
main
0

Легко и вдохновенно. Азбука новичка: от выбора профессии до стиля жизни

Мария Туркина в детстве не мечтала о профессии педагога. Не учила кукол чистописанию, не усаживала соседских детей за игрушечные парты. В семье никто из обозримых родственников не учительствовал. Когда Маша поступила на филологический факультет Уральского госуниверситета, она видела себя в будущем занимающейся рекламой или редактированием: скорее в журналистике, чем в педагогике. На пятом курсе проходила практику в гуманитарном классе. Ребята взрослые, мотивированные, общаться с ними оказалось чрезвычайно интересно. Руководитель практики рассмотрел в студентке педагогический талант. «Мне самой понравилось; меня похвалили; может, стоит попробовать?»

Еще во время написания диплома устроилась в фитнес-центр тренером в детскую группу. Как-то зашла в свою любимую родную школу – «девятку», одно из лучших учебных заведений Екатеринбурга. «Мария, почему бы тебе у нас не поработать?» Решилась на совмещение. Поначалу вела уроки русского языка и литературы лишь в одном классе. Вскоре перед ней встала альтернатива: нужно выбирать. Покинуть школу оказалось уже невозможным. И хотя работа здесь была менее выгодной, соображения материального порядка отошли на второй план. …На уроке Марии Максатовны Туркиной не бывает скучно. Недавно, изучая басни, разыгрывали их по ролям. Вот, например, «Квартет». Ввели фигуру дирижера, которой нет в оригинальном тексте, распределили слова – получился увлекательный и поучительный многоголосый диалог. Пожалуй, для определения настроения на ее уроках можно смело использовать слово «весело». Спорно, скажете, что за веселый учитель? Педагог должен быть строгим, правильным, авторитетным. Мария Туркина постоянно в улыбке, в явном благорасположении всем и вся. Впрочем, она убеждена, что строгость и радость – вещи совместные в учительском труде. Добренькой, снисходительной ее не назовешь. Если бы позволяла лениться, вряд ли подготовленный ею класс сдал бы ОГЭ лучше всех в школе и даже в районе. «Конечно, нельзя каждый урок превращать в шоу. Но иногда требуется встряска, чтобы у детей глаза загорелись. В методических материалах можно найти немало любопытного опыта, но хочется придумывать самой. Идя на урок, имеешь план, знаешь, о чем будешь говорить. Но порой что-то рождается экспромтом. Нельзя жить жестко по схеме. Мы учим детей самостоятельно мыслить, ориентироваться в реальной ситуации. Если сам учитель демонстрирует стереотипный подход, какой же это пример?» Два года назад Мария Туркина приняла участие в городском конкурсе «Молодой педагог» (аналог «Учителя года», но только для специалистов со стажем не более пяти лет). Самопрезентация, разработка сайта, проведение урока в незнакомом классе… «Любой конкурс дает скачок в развитии», – оценивает Мария Максатовна: научилась быстро монтировать видеоролики, ориентироваться в экстремальной ситуации, готовить большие объемы текстов, демонстрировать умения на публике, и все это в условиях соревнования, то есть повышенного градуса волнения. Мария Туркина стала победителем. Ей помогло выигрышное сочетание «профессиональные навыки плюс личностные качества», которые для учителя важны не меньше, чем знание предмета, такие как оптимизм, энергичность, креативность. В школьные годы Мария активно участвовала в олимпиадах. Теперь она стимулирует к этому своих учеников: олимпиадное движение позволяет углублять знания по предмету, который тебя вдохновляет, и дает возможность сопоставить себя с другими. В ее «педагогической копилке» – призеры Всероссийской олимпиады по русскому языку в старшем и среднем звене. В гимназии №9 деление на профили происходит в восьмом классе. «Физики» в подходе к литературе отличаются от «лириков», причем явно в лирическую сторону! Учащиеся физико-математических классов воспринимают литературу не как фундаментальную науку, а как нечто душевное, возможность обсудить то, что тебя волнует. – Постоянно приходится актуализировать какие-то смыслы в классических текстах, чтобы их «зацепило». Мы устраиваем острые дебаты по самым разным темам. – О чем спорят современные школьники? – Они довольно мудрые ребята. Недавно проходили «Отцы и дети» Тургенева. Они сразу ухватили мысль, что жизнь сама расставляет точки над «i». Что бы Базаров ни говорил, он подчиняется логике жизни. Отрицает любовь, а сам влюбляется. Объявляет, что природа для него не есть источник вдохновения, но когда грустно, набирается сил именно от природы. – В чем смысл предмета «Литература» в наше время, как вы считаете? – Сформулировать свое мнение и высказать его. Здесь важно соблюдать грань и не превращать урок в болтовню. Мнение должно быть аргументировано текстом. Мы учимся воспринимать литературный, а через него и жизненный материал на разных уровнях. Недавно был урок медленного чтения: 45 минут мы изучали с разных сторон один-единственный абзац Тургенева, обнаружили в нем столько новых смыслов, которых раньше дети не замечали. Текст можно воспринимать на бытовом уровне, как иллюстрацию чего-то, как многозначный художественный образ. И самый сложный уровень: через текст понять людей, не только персонажей, но и тех, что нас окружают, понять через речь, через слово. – Я заметила, как вы сами правильно говорите. Сейчас много проблем во взаимодействии людей с речью.- Да, и не только с точки зрения литературных норм, но и дикции и, главное, внутренней логики. На риторике, других предметах стараюсь добиваться, чтобы ответы были четкими, логичными, обоснованными. Одно из основных умений человека – излагать мысли так, чтобы их верно поняли. – Вы не устаете от детей? – Дети в моей работе – самая приятная ее часть. Но, к сожалению, не единственная. Все упоминают бумажный вал, не хочу повторяться, но так оно и есть, это вал, и мне еще предстоит научиться справляться с ним быстро, без ущерба для основного дела. – Как строится ваше взаимодействие с родителями? – Сложно строится, особенно для молодого учителя, когда еще нет той степени доверия, которая возникает при общении со стажистами. Мне было очень непросто. Но учителю нужно уметь отстаивать свою позицию и перед родителями. Традиционный вопрос «Как вы проводите свободное время?» порождает ставший традиционным ответ: «А что это такое?». Одно из противоречий учительского труда: если ты серьезно занимаешься профессией, для себя времени остается мало. Но для того чтобы достичь наилучших профессиональных результатов, необходимо быть интересной, яркой личностью. Мария Максатовна разносторонний человек. Ее стиль жизни – не замыкаться на единственной роли вещателя истин. Занималась танцами, сейчас пробует себя в живописи. Катается с мужем на коньках, сноуборде, летом на роликах, иногда к ним присоединяются и ее подопечные из шестого «Г», классным руководителем которого она является. Сама сочиняет: ей подвластны любые тексты, от поздравительных до эссе и детских рассказов. Мама советует: «Ты такие увлекательные истории из школьной жизни рассказываешь, записывай!» Занятость молодого учителя повысилась еще больше, когда она поступила в магистратуру Высшей школы экономики по программе «Филологическая герменевтика школьной словесности», в преподавателях – авторитетнейшие ученые. «Мне хочется развиваться, быть не просто «веселым учителем», а истинным профессионалом». Вернемся к началу алфавита, к первым буквам азбуки профессии. – Мария, вы амбициозный человек? – Несомненно. – Это хорошо? – Думаю, да. Но профессия учителя в этом плане парадоксальна. Вариантов карьерного роста немного, но сколько угодно возможностей для саморазвития. Профессия позволяет двигаться, узнавать что-то новое. Требования к педагогам растут: нужно уметь пользоваться информационными ресурсами, владеть иностранным языком (Мария ведет английский язык на курсах для дошкольников. – М.Р.). Область проектной работы еще поле непаханое. Буду в этом году организатором региональной площадки Всероссийской олимпиады «Ломоносов». Мне кажется, чем больше работаешь в школе, тем труднее из нее уйти. Не потому что страшно не найти себя в другой профессии, а потому что здесь интересно. Каждый день дает свежие эмоции. Ты одновременно и менеджер, и психолог, и аниматор, и организатор. Главное, что меня привлекает в профессии, – это постоянная новизна. Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте