Из диалога на уроке:
– А это было в ДЗ?
– Не в ДЗ, а в домашнем задании…
– Так это аббревиатура! Мы же говорим МЭШ, а не Московская электронная школа.
Время идет быстро, и МЭШ в жизни родителей, учеников и учителей становится обыденностью. Человеку постоянно приходится адаптироваться в новых условиях, а неизвестное превращать в неотъемлемое.
Современный человек целеустремлен, активен, умен, но внутренне беззащитен, раним и уязвим. Недаром сейчас в психологии так интенсивно поднимается тема личных границ, бережного отношения, снижения тревожности. МЭШ, отражая суть нашего времени через компактность, мобильность, информативность, нацелена на проявление заботы о человеке, о его, как сейчас модно говорить, ментальном здоровье. Эта забота транслируется во всем.
Во-первых, оценки, которые получает ребенок, он и его родители видят в личном кабинете. Оценка в определенных случаях является психотравмирующим условием. Это может быть связано с публичным предъявлением или сравнением своей оценки с оценками одноклассников. Личный кабинет исключает такие ситуации. Кроме того, постоянное отслеживание результатов помогает снизить уровень стресса. Средневзвешенный балл дает возможность осуществлять прогнозы и корректировать работу. Все это касается и ученика, и родителей, и учителей.
Во-вторых, коэффициент, выставляемый за отдельную работу, представляет собой точную объективность. Все подсчитано, и значение каждого вида деятельности учтено. Дифференцированный подход к оцениванию заданий означает разграничение уровня овладения знаниями и умениями. «Вставь пропущенные орфограммы» или «напиши словарный диктант», «реши уравнение» или «реши задачу с помощью уравнения» – разницу не нужно доказывать.
Конечно, оценивание происходит по той же пятибалльной системе. Но не по старинке. Эти сухие цифры решают важную (казавшуюся когда-то неподъемной!) методическую задачу – взвесить каждую оценку. Не равные это пятерки, четверки, тройки, двойки. Вот и получается, что поверяем гармонию алгеброй. Гармонией смело можно назвать знания и силы, приложенные к их овладению.
В-третьих, оценку можно не просто поставить – ее можно прокомментировать. Впрочем, как и работу на уроке в целом. И это важный элемент диалога как со всеми родителями, так и индивидуально с учеником. Полноценная же беседа между учителем и родителями, учителем и учеником находит место в чатах ЭЖД. Хотя возможности для переписки сейчас огромные, переписка в ЭЖД имеет важные преимущества. Пространство электронного журнала официальное, рабочее. И оно позволяет учителю отделить личное пространство от педагогической деятельности. Переписка в ЭЖД настраивает на разговор по существу. Форма определяет содержание. Получая сообщения в ЭЖД и отвечая на них, учитель внутренне сохраняется.
Но вот и добрались до аббревиатуры ДЗ. Его можно записать к следующему уроку, его можно записать к другому будущему уроку. Его можно прикрепить в виде разных документов, к нему можно прикрепить ссылку. А можно ДЗ превратить в ЦДЗ.
Нам зачастую сложно оценить новый продукт информационных технологий, который стремительно появляется и так же стремительно развивается у нас на глазах. Но не МЭШ.
Так, единая система МЭШ, в которой помимо электронного дневника учащегося функционируют электронные доски, интерактивные панели, поддерживающие выход в Интернет, электронные учебники – специальные приложения, заменяющие бумажные учебники, а также сценарии уроков, имеет неоспоримый ряд преимуществ для современной системы образования и нынешних условий жизни.
МЭШ доступна не только московским учителям, и в этом еще одно ее неоспоримое преимущество. Сразу возникает вопрос: что нового найдут учителя? На наш взгляд, наиболее привлекательны сценарии уроков.
Сценарий урока – это трехпотоковая презентация, но количество потоков можно менять. Один направлен на интерактивную панель, второй – на устройство учителя, например планшет, где открыты методические материалы. А третий поток направлен на устройства учеников. Таким образом, одновременно можно использовать три потока материалов, при этом разного содержания. Например, на интерактивной доске открыт тест, дети у себя на планшетах отвечают на него, а у учителя отображаются результаты этого теста.
Давайте разберемся, что можно включать в сценарий урока. Например, тесты, текстовые материалы, схемы, видео и аудио. Все это есть в библиотеке. Учителю нет нужды каждый раз залезать в Интернет, только при первом закачивании. В библиотеке есть электронные учебники и пособия, которые можно включить в свой сценарий урока. То есть сценарий состоит из множества элементов. Преподаватель может на одном слайде показать видеофрагмент, на втором составить опрос, а на третьем написать формулу. Причем можно использовать интерактив, в том числе с учетом функционала самой интерактивной панели, и учителя этим пользуются. Можно, например, открыть схему, прокомментировать ее, сохранить и отправить детям. У них будет схема с комментариями, с картинками.
Более того, помимо удобных и многофункциональных инструментов, которые встроены в ресурс, само пространство библиотеки МЭШ расширяется, в него вливаются различные независимые образовательные платформы:
– Modum Lab (технологическая образовательная компания);
– Облако Знаний (универсальная образовательная платформа как для учащихся, так и для учителей);
– 1С (библиотека электронных материалов для учителей и школьников);
– Визекс Инфо (специализируется на визуализации информации);
– 01Математика (обучающая онлайн-система по математике);
– МЭО («Мобильное электронное образование», компания разрабатывает и поставляет для общеобразовательных организаций цифровые проекты);
– Алгоритмика (международная школа математики и программирования для детей от шести до 17 лет с фокусом на развитии soft skills);
– ГлобалЛаб (компания занимается разработкой онлайн-среды для ведения совместных исследовательских проектов).
Также нельзя не отметить, что через библиотеку МЭШ можно выйти в материалы РЭШ (Российской электронной школы), попасть в словари Грамота.ру.
Все это помогает учащемуся не пропускать темы, легко догонять и даже обгонять своих сверстников в полученных знаниях, умениях и навыках, при этом находясь в любой точке мира. Учителей ресурс избавляет от большого пласта бумажной работы, помогает творчески мыслить и развиваться при подготовке к урокам, находить важный и интересный материал, который будет нагляден и станет более понятен всем ученикам. Для родителей эта платформа – настоящее спасение, ведь там легко найти интересующий материал, помочь своему ребенку дополнительно разобраться в теме, увидеть, как протекает его процесс обучения, связаться с любым учителем и задать интересующий вопрос. С помощью данного сервиса в образование ребенка включается и семья, что немаловажно для самого обучающегося.
И все это для человека: и уменьшение напряжения, и личные границы, и бережное отношение к личности, и мобильность. Даже в условиях пандемии удается сохранить должный уровень образования благодаря электронным ресурсам МЭШ. А главное – это можно сделать в любое время, в любом месте и с любых устройств.
Наталья ИВАНОВА, Анастасия БОЙЦОВА, Анна СУЛАМАНИДЗЕ, учителя русского языка и литературы школы №1440
Комментарии